Не Credo, а Amo

Теперь еду в Калугу      Сегодня 4 апреля 2004 года      Вербное воскресенье      Можно было вообще-то пойти в церковь      М-да
Нет, я даже знаю, о чем буду писать, если, конечно, хватит сил      Я давно об этом думаю      Во время Великого поста самое время для философии религии
Двое друзей из Интернета, с которыми я переписывалась, кажется, замкнулись друг на друга, так я им теперь, возможно, буду не особо нужна      Один из них был мне очень дорог, второй не настолько      С одной стороны, слегка грустно, есть такое ощущение, когда делаешься лишней      С другой стороны, свобода тоже есть
С третьей стороны, я устала, у меня болит голова      Я очень много работаю      Втайне от одной работы я работала на второй (я не хотела, но не смогла отказаться), и на факультете у меня тоже две работы, и все хобби, увлечения и собственные проекты - в той же области      Поэтому понятно, откуда головная боль с утра      Еще, впрочем, от бессонницы и периодического лечения ее алкоголем      М-да      Ну да ладно
Два диплома лежат в моем рюкзаке, оба до завтра надо прочитать, я их должна оппонировать      Один из них написан определенно вчера ночью, про трансцендентальную свободу      Второй, наоборот, был написан несколько месяцев назад, я тогда прочитала, теперь автор его капитально переделал      Стал вообще другой текст      Вот работают люди, я бы так не смогла
Ну да ладно, впрочем, сейчас мое дело лечить головную боль смотрением в окно и медитацией      Пока шоссе рядом с Москвой, я здесь ездила много раз       Интересно, сколько автобус идет до Калуги      Выехал в полвосьмого утра
Погода ненастная      Снег почти растаял, но холодно      Ну, в автобусе пока тепло, а в Калуге придется, видимо, периодически где-то греться      Я вообще не знаю, есть там монастыри или нет      Но до сих пор, как показывает опыт, я находила их везде, так что, наверное, найду
Да так вот о философии религии
Недавно я поняла две вещи      Точнее, одну я знала давно, просто так сформулировалось в первый раз      Вторая новая совсем
 
Первая - это хорошо известная идея новоевропейской философии, особенно разработанная в трансценденталистских учениях (одно из которых у меня в рюкзаке-то)      Она касается бытия Бога      О нем хорошо известно, что о нем принципиально ничего не может быть известно      Есть оно или нет его      Бытие Бога - идея разума
Поэтому я, разумеется, тоже не знаю, есть Бог или нет      Идея такая у меня в разуме, несомненно, есть      Но по самой этой идее наверняка ничего сказать нельзя (или, может быть, можно, но я сейчас не буду)
Ранее я думала, что далее наступает как бы момент веры, что ли, вопрос выбора      Выбирать верить или нет? Вопрос это загадочный и чреватый антиномиями      К тому же совершено очевидно, что никакой акт веры вообще невозможен, я имею в виду, намеренно      Я легко могу поверить Кальвину, что есть люди, предопределенные к вере, но я не из них      Если уж ты один раз понял, что ты не знаешь, то хрен потом поверишь
Хотя Фихте, вроде бы, это удалось
Ну ладно      Фихте был очень умный, это видно, когда его читаешь, но у него столько пафоса, что похоже все-таки, какое-то количество веры он протащил нерефлексивно
Ох ладно Лена не хватало критиковать Фихте
Так вот, возвращаясь к Канту      Это, как верно замечает Валерий Ш., нынче новое движение всеобщей мысли, от Гегеля к Канту      И у меня оно же      Второе неокантианство, российская школа, что-то в этом роде      Еще американская школа      Другой вопрос, что как построить понятие "движение мысли", если не учитывать идей Гегеля, вот вопрос
Ну ладно, я не об этом
Вот я об идее Бога, да? Я теперь против экзистенциалистов: никакого акта веры не бывает      Так и остается навсегда Бог идеей в уме
Однако я все-таки делаю некий шаг вслепую, в этом я согласна с экзистенциалистами      Я теперь формулирую свой символ веры так: Я не знаю, есть ли Бог, но я люблю Его      Есть он, нет его - безразлично      Ну, предположим, нет      Значит, напрасная любовь      Ничего страшного, разве мы мало напрасно любили в жизни
Тут надо только уточнить: люблю, конечно, я именно Бога, а не свою идею в уме!   Тут происходит некое конституирование пустой предметности      Гносеологически, эпистемологически, онтологически - не происходит      Ни знания, ни веры нет      Но вот на уровне любви оно происходит обязательно      Я потому и написала в том месте "Его" с большой буквы, чтобы подчеркнуть: когда я люблю Бога, Он для меня вполне есть      Любовь ведь все-таки не мысль      Ей можно разрешить что-нибудь такое конституировать
Ладно, это была первая часть      Назовем ее ретроспективно Символ веры      Или Credo      Мы нынче с другом Михаилом все называем по-латыни      Хотя какое Credo, если подумать, тогда уж Amo      И "Символа" никакого, "символ" - это по-гречески "собрание"      А тут идея строго одна      Мне даже кажется, я ее выделила почти феноменологически
 
Ладно теперь ко второй идее
Автобус проехал Бекасово      Это Киевское шоссе, Нара, наверное, будет в стороне      Я так сижу, что мне не видны указатели      А, нет, увидела, все же Нарофоминск вот      Ну, до Калуги далеко      Пошел снег      М-да       Леса наконец начались вдоль дороги
Вторая идея касается религиозных мыслей, практик, теорий, действий и многого другого, что вытекает из первой базовой идеи
 
Сейчас надо еще немного сказать и о той первой базовой идее      Выше я сформулировала ее в применении к себе: (не знаю, есть ли Бог, но) люблю Бога      Назовем это "первичное Amo"    
Сейчас надо решить вопрос, бывает ли такое, что некто думает не так
Это мне, конечно не известно      Может быть, некто уже совершенно не любит Бога      Хотя, по правде говоря, я в это практически не верю      Много я видела атеистов разной степени рефлексивности, но вот чтобы у них не было этого самого первичного, самого дорефлексивного "люблю", этого я почти не видела, или мне так кажется      На этом "люблю" основан любой моральный закон, всякая житейская, самая сермяжная на свете справедливость, которая, как пишет К. Лоренц, свойственна даже животным      Помню, ТЮ в пример подлинного религиозного чувства привела вопль в очереди: "Вас тут не стояло!"   Попирает это животно-религиозное чувство справедливости идея беспредела, а отнюдь не идея атеизма
Да, ну ладно      Вывод я бы сделала такой, что первичное чувство есть, по-видимому, почти у всех, но не исключено и обратное      И, конечно, у всех случаются пропадения этого чувства      Обычно это происходит, когда чего-нибудь сильно хочется      Но я сейчас не буду на этом останавливаться
 
Теперь перейду ко второй идее      Вот, предположим есть некоторое количество народа, и у всех, если я не ошибаюсь, вполне выраженная базовая морально-религиозная идея      Но вот некто православный, некто буддист, некто атеист, некто старательно воздерживается от всяких рассуждений на эту тему      Может показаться, что для философа самое умное и есть решительно воздерживаться
Однако все-таки следует спросить, откуда берутся среди нас, философов, православные, буддисты и атеисты      Один очень умный знакомый, который очень долго и очень старательно воздерживался от суждений, недавно не выдержал и впал в дискуссию      Определил в ней четко свою позицию: атеист он       Всегда был трансценденталист, аналитик, феноменолог      Оказалось, и у него за всем этим было "истинное лицо"      Откуда берется этот феномен "истинного лица"? Или, правильнее говоря, феномен "позиции"      Поскольку не исключено, что позиция эта в течение жизни может измениться
До сих пор я думала, как мне сейчас кажется, неверно
 
Проехали поворот на Можайск и Рузу      С географией у меня, видимо, плохо, я думала, Руза не здесь      Хотя она, в общем-то, и есть не здесь, если здесь на нее поворот      Теперь, мне кажется, до Калуги не будет никаких городов, даже маленьких      Шоссе обжитое      Вдоль него каждые 5-10 километров - строительные ярмарки и рынки      Это нынче в Подмосковье очень модно       Ну-ну
Итак, как избирается позиция? Ибо примем, что она есть
Так вот ранее моя мысль вращалась в кругу идей предопределения      Еще на этот счет есть идеи воспитания      Еще есть глубокие культурологические идеи Доброхотова      Вот я потом, пожалуй, в русле них и буду двигаться дальше      Но сначала  попытаюсь сказать, что я поняла сейчас
Не буду решительно исключать все остальные факторы, но думаю, что в основном позиция, которая выглядит как религиозная, на самом деле является не религиозной, а иной, и думаю, что прежде всего - социальной      Позже, наверное, надо будет сказать, что еще она бывает экзистенциальная, но это потом      Сейчас я поняла про социальную
Вот Обнинск      До Калуги, написано на указателе, 83 километра      Сейчас, судя по солнцу, около 9 утра
В самом грубом приближении схема тут такая      Предположим, территория с доминирующей религий, у нас это православие      Однако для культуры у нас характерна светскость и толерантность, в общем, и к остальным религиям      На мусульман, конечно, косятся, уж очень много они в последнее время в Москве всего взорвали      А что касается других иноверцев, то распри с ними составляют предмет яростных воплей внутри церковной ограды, однако эти вопли так там же и остаются, и за стенами церкви практически не слышны      Я, правда, немало там их наслушалась и даже рефлексировала над ними, но, в общем, можно поручиться, что обычного человека это не касается      Хотя профессор З., обратившись в католичество, стал яростным врагом православия, но это у него, по-видимому, от старости      Профессор С., обратившись в православие, никаким врагом католичества не стал      Профессор М., правда, стал, но в рамках здравого смысла
Ладно, это вопросы непростые      Я о них писала в "Религиозный экзистенциализм жив"
Вот, это я описала окружающую меня ситуацию      И еще не все      Специально надо отметить особое положение буддизма      Среди философов его влияние незначительно, у нас буддизмом работают постмодерн и особенно аналитическая философия сознания      Однако когда я училась на биофаке, это был оглушительный крик моды      Быть буддистом было очень круто      Правда, многие не отличали буддизм от парапсихологии, экстрасенсов, астрологии, психологии Юнга и НЛП      Модно было это вместе взятое      У меня была подруга, которая занималась всем этим и еще многим другим, и все ей казалось одинаково свежо, альтернативно, необыкновенно      Хотя этого было столько вокруг, что меня тошнило      Чисто культурное явление      Оно началось в Европе в 19 - начале 20 века и называлось "Запад идет на восток"
Мост над железной дорогой, по дороге внизу едет электричка из Калуги      По верху едет автобус в Калугу      Погода стала ясная, светит солнце      Видимо, ненастье именно в Москве      Здесь уже, наверное, давно Калужская область      Пустынно      Леса, поля      Я была права, что головная боль пройдет, прошла, но при воспоминании о трансценденталистском дипломе в рюкзаке быстро начинается снова      Хотя диплом интересный
Ну ладно      Я пока о культурном раскладе      Я описала моду на буддизм, на остальное, если я не ошибаюсь, моды нет      Одна  знакомая ни с того ни с сего перешла в ислам, но ее никто не понял      Одна подруга два года назад была страстной иудейкой, но у нее прошло, потом она стала страстной католичкой, а теперь, если я не ошибаюсь, православная      Закончит она, если я правильно понимаю, личным синкретизмом
А вообще-то, вернемся к тому, что православных большинство, примерно треть или половина ходят в церковь, остальные нет, только называют себя православными      На 2-м месте, если не ошибаюсь, атеисты      Их тоже много      Вообще-то надо спросить у Паши Костылева статистику, а то я наблюдаю исключительно знакомых
Вот коттеджи начались      Деревня Детчино      Деревянных домов в ней мало      Довольно круто все на первый взгляд в Калужской области      Во Владимирской, где Киржач, на первый взгляд куда хуже
Ну так вот      Это я набросала фон      В нем человек и определяет свою позицию
Сворачивает автобус с Киевского шоссе      Поворот на Калугу налево      Дорожная развязка двухэтажная, хотя машин очень мало, едва ли одна в минуту
Итак, человек определяет позицию, и я сейчас предположу очень грубо, совсем приблизительно      Прежде всего, есть самые глупые люди, совсем не рефлексирующие, такие, конечно, избирают доминирующую религию      У нас это, назовем из так, первичные православные      Не буду относиться к ним свысока: я сама из них      Когда я решила, что я верующая, мне было 24 года, это было очень четкое решение, но вот какой религии я верующая - я не выбирала абсолютно      Церковь была самая первая попавшаяся, я не задумывалась нисколько о том, что другие тоже бывают      Я в те годы была еще биологом, а они все-таки очень глупые люди
Ладно, это были первичные православные, они выбирают религию по принципу первой попавшейся, а попадается им, конечно, доминирующая      У этих людей можно предположить некоторую склонность к конформизму, по крайней мере, отсутствие ярко выраженного нон-конформизма      М-да      Я вообще-то не из самых активных конформистов      Однако религия для меня область, где нон-конформизм не особенно уместен
Вот я по существу сформулировала позицию: конформизм, нон-конформизм      А это ведь чисто социальные понятия      Быть православной или нет для меня есть специфический способ бытия с людьми: такой или иной      Калуга уже, между прочим      Хотя еще не вокзал      Ну вот, хотя вышенаписанное обо мне относится к 1990 году, к тому времени, когда я была "первичной православной", сейчас меня так уже не назовешь      С тех прошло много всего      Реальность вещь сложная      Не буду анализировать существо православия, оно не имеет никакого отношения к выбору позиции      Хотя личную историю каждого отдельного человека могут определять и его особенности      Ну не важно
Упрощать, впрочем, тоже не следует      Не могу не напомнить, что я писала в "Православии и постмодерне" о важности "материнской религии"      Она, в отличие от всех остальных, в каждой данной культуре единственно понятна и адекватна      Экзотические и чужие религии неадекватны как религии      Ты не понимаешь, чему они тебя учат, потому что они говорят с тобой на чужом языке      Перевод в таких вещах создает только иллюзию понимания      Мы буддизм понять не можем!  (Вопль обращен к некоторым знакомым)      Мы не знаем, что он имеет в виду!      Мы не понимаем значения слов "нирвана", "сансара", "майя" - это лишь кажущееся понимание!    Мы понимаем те, что обращены к нам: благодать, ад, грех, спасение!
Да и то не обязательно
 
Большой город Калуга      Дома огромные      Я вспоминаю, что в нем 2 ж/д вокзала      Гм      Ну ладно      Подъехал автобус к центру
 
***
Еще полдня не прошло, я прошла Калугу по радиусу      Автовокзал в центре, железнодорожный - на периферии      Монастырей не встретила, но были три церкви      Особенно впечатляющее кладбище в центре      Я пожалела, что нет Лены
В Москву пока рано      Я сижу в электричке      Поеду пока до Малоярославца, что ли, хотя  я там была летом      Ну не знаю      Я хотела в Алексин, но поезд нескоро
А, я не была в Обнинске      Вот куда можно поехать      Хотя трудно представить себе, чтобы там было на что смотреть
Спать хочется      Лена называет это "кислородный удар на фоне бессонницы"      Но спать в поезде я не буду      Наверное
Я продолжу о религиях      Вывод, который я изложила в предыдущей части, был таков, что способ, каким ты выбираешь быть с Богом, есть способ, каким ты выбираешь быть с людьми      Или, точнее, способ отношения к людям определяет способ отношения к Богу      Подлинное феноменологическое отношение в этом деле, насколько я знаю, невозможно      Ясперс, может быть, и мог, а я нет      Я в отсутствии религиозной практики вижу лень, а не феноменологию
Ну ладно, ты не проповедь пишешь Лена
Я рассмотрела первичных православных      Эти, писала я, плохо подумали, но люди само по себе были хорошие      Конформисты      Я отдаю себе отчет, что то, что я пишу, в философском смысле никуда не годится      Даже среди самых активных первичных православных более чем хватает проходимцев, а то и преступников
Тут момент сложный и тонкий      Я рискую вызвать острое неприятие у свободомыслящих      Однако в определенном смысле проходимец и даже преступник куда социально приемлемее, чем неверный общественной религии      Проходимцев и преступников всегда хватало, и это мало кому мешало жить      А вот с углублением общественного атеизма началось что-то глобально тяжелое в обществе      Правда, об этом сожалеть, конечно, бесполезно
Короче говоря, те, кто избирают доминирующую религию, избирают тем самым,  некотором широком смысле, приятие существующего      Не обязательно, конечно, это исключительно так; маргиналы иногда тоже выбирают ее же
Электричка едет, вокруг горят поля      Целые клубы дыма, полосы огня шириной во все поле, несколько километров      Только что сошел снег, горит прошлогодняя трава      А в глубине лесов снег еще лежит      Особенно в лесных оврагах
Да так вот, о доминирующей религии      Вообще что-либо определенное сказать о тех, кто ее избирает, нельзя, их ведь много      О, да      На кладбище в Калуге, например, очередь к воротам, чтобы войти, то есть ворота не вмещают всех желающих
 
Однако все же тут есть момент, который мне не удалось пока схватить      А его схватить надо
Я имела в виду, что отношение к Богу - это ведь нечто довольно серьезное, да для большинства людей это не такая уж и феноменология      Однако я утверждаю: на самом деле это - отношение к людям      Можно подумать, что тем самым я редуцирую религиозное к социальному
Но нет      Моя мысль другая
Тут ведь важно иметь в виду, что другие люди тоже будут как-то религиозны      У большинства будет то самое первичное переживание, которое я назвала в первой части Amo
Большинство будет осуществлять какую-то религиозную практику      Некоторые не будут, но про себя будут верить      Некоторые, наверное, во что-то, а некоторые, по-видимому, феноменологически, просто верить      Для некоторых будут важны обороты речи типа "Слава Богу за все", "Бог послал испытание" и т. п.        А некоторые употребляют религиозные метафоры
С людьми надо общаться      Общаться с людьми естественно для человека      Общение происходит в том числе и на религиозные темы      Более того, на эти темы как раз общение очень важно      Люди, которые обнаруживают, что разделяют одну религию, становятся близки, они любят друг друга только посредством этого третьего      Особенно когда они практикующие      У них появляется общий опыт      Это их роднит
Идиллия, конечно, складывается не обязательно, но при прочих равных условиях любви и родственности больше
Так вот что я имела в виду, когда писала, что выбирая религию, человек выбирает социальное отношение: он  выбирает, в каких экзистенциальных отношениях он будет с людьми в этом, может быть, самом важном, вопросе      Близок или далек      Дружественен или оппонент      Любящий вместе или ненавидящий вопреки      Это существенно
Скляднево      Родинка      Названия станций такие
Иногда бывает, что некто неверующий весьма сильно любит некоего верующего, и принимает его веру только ради того, чтобы быть с тем, кого он любит, в том, что важно      И я бы не назвала этот вариант поверхностным      Конечно, когда ты вчера иудейка, сегодня католичка, а завтра православная, то это глуповато, но не частой сменой религий, а частой сменой возлюбленных      А когда он один, то это совсем не так глупо, как кажется      Может быть, думаю я, только так и можно верить, семейным подрядом      Или семейным бизнесом
Звучит цинично, но по содержанию мне скорее нравится, чем не нравится      Но как раз я, к сожалению, на это никоим образом не способна      Я, наоборот, способна как следует любить только тех, кто одной со мной веры, конечно, не в узком смысле, формального православия      А вот в смысле этого базового переживания Amo      Если я его чувствую у кого-нибудь, я люблю этого человека, если нет, не люблю
Звучит странновато, однако же я уверена, что я далеко не одна такая      Философское влечение - это, насколько я понимаю, точно такое же базовое переживание, и тоже оно ощущается непосредственно-эмпатически      Я имею его в себе и непосредственно воспринимаю в других      Хотела бы я выслушать убедительные иные версии
Ну ладно
 
Теперь еду до Серпухова      Обнинск мне совершено не понравился      Ни одной церкви я там не нашла      Рекламный плакат в центре города уверяет, что множество возможностей города Обнинска будут реализованы в 21 веке      Ну, может быть, реализуют и эту      Впрочем, Обнинск в лучшую сторону от большинства городов отличается наличием информации на вокзале: куда едут автобусы, когда и сколько стоит      Научная атмосфера, наверное, сказывается
Ничего лучше Серпухова я почему-то среди этих вариантов не нашла, хотя я была в Серпухове не раз      Какой-то нелепый у меня сегодня маршрут      Не всегда везет      Очень уж я спонтанна в выборе автобусов, в которые вскакиваю      И в Калугу, и в Серпухов я поехала только потому, что такой автобус остановился недалеко от моего носа
Философские проблемы, которые я решаю, у меня складываются более основательно      Вообще-то сейчас надо было решить проблему атеизма      Но очень любопытно посмотреть, как пойдет автобус      Одно дело шоссе Калуга-Москва, это маршрут по радиусу, он, в принципе, предсказуем      А Серпухов от Обнинска находится в направлении окружности вокруг Москвы      Вот я смотрю      М-да      Районы сплошной застройки      Вообще нет лесов и полей      Речка называется "Дырочная"      Народ вокруг примерно на 30% пьян      У меня не решается проблема атеизма      А он ее решил с помощью алкоголя
Но я все-таки попробую ее решить      Атеизм явление многостороннее      Я могу его рассмотреть с двух сторон: изнутри и извне
Изнутри он мне дан, изъясняясь языком Ясперса, как возможность      А именно, я могла бы и сама быть атеисткой      Да я, кстати, была одно время, примерно в 19-20 лет      У меня было отрицание религии      А до 19 лет не было, совсем наоборот      В том, что я тогда внезапно стала атеисткой, сыграло роль то, что очень дорогой мне человек, Инна, обратилась в православие и кое-что осудила во мне, а я это восприняла как предательство      До той поры с ней были совершенно во всем едины      То есть причина опять социальная
Ну ладно
Город Жуков
А вот теперь мне атеизм опять дан как возможность, хоть сейчас становись атеисткой      Это, конечно, ничуть не умнее, чем быть православной, но и не глупее      Это, в общем, одно и то же      Почему я его не выбираю? Православие я ведь выбираю для формального исполнения обрядов
Изменится ли что-нибудь в уме, если я решу избрать атеизм? Я в первой части красиво написала о феноменологической любви к Богу, ее, наверное, можно будет оставить, хотя придется переназвать      Но некоторые формулировки будут от нее не слишком далеки      Например, "люблю добро для всех", что-нибудь такого типа      Правда, лишенная трансцендентного предмета, любовь мгновенно тускнеет и теряет силу      Лучше идея Бога без понятия, есть ли Бог, чем такая посюсторонняя и релятивная вещь, как добро
Ладно, в общем, как бы то ни было, атеизм для себя не отличается от любой другой позиции для себя      Вероятно, по-своему он достоин      Сужу об этом хотя бы по тому, что он тяжел      А вот морального императива к нему я не нахожу      Я нахожу моральный императив к отсутствию догм      Моральный императив в этом деле требует сказать, что ничего не известно и рассуждать не следует
Стать дополнительно к кантианству еще атеистом подобно тому, как заниматься благотворительностью и дополнительно носить под одеждой вериги: оба действия достойны своей тяжестью, но в первом смысла явно больше, и второе первому к тому же несколько мешает
У атеизма есть другая, внешняя сторона, и она мне представляется более важной      А именно, атеизм есть позиция отрицания по отношению к верующим      И многое в этом сродни желанию просто быть против, чтобы не быть с      Возможно, чтобы не подчиниться, не впасть в зависимость      Да некоторые особо исполненные благоглупости верующие и у меня самой вызывают ситуационную остро-атеистическую реакцию      У них очень мало подлинно морального отношения к людям и особо мало способности видеть вещи как есть
Куда-то приехали      Но не вижу, куда      Настоящий деревенский автобус на настоящей деревенской дороге      Трясет очень основательно      Высокиничи      Вдалеке маячит большая церковь, возможно, и монастырь, но я выходить не буду      Тут такое на вид захолустье, что вряд ли выберешься потом      Уже вечер, солнце садится      В Серпухове, наверное, буду часов в 8
Да ну вот      Еще мне известны несколько воинствующих атеистов      И все склоняются к тому, чтобы впадать в дискуссии      О некоторых  это еще мягко сказано      Один доцент по вопросу о Боге орет так, что его начинаешь обходить за полкоридора даже когда он молчит или говорит о другом      А один профессор орет и по многим другим вопросам      Из сказанного можно заключить, что некоторым атеистам свойственна нервозность
Однако речь не об этом      Бывают, наверное, и спокойные      Тут важна их намеренная отрицательность, дискуссионность      Я смотрю на них, и у меня складывается ощущение: они не для себя атеисты      Они атеисты против верующих      Способы дискуссии у них могут быть самые разные      Я знавала одного, который отличался ядовитой иронией      А один ничуть не ядовит      Его ирония легка      Но позиция, при разной моральности, у них равно вторичная      Уже сам факт их вступления в дискуссию это показывает
Не дискутируют подлинные позиции      Они узнают своих и сторонятся чужих, вот их самостоятельное существование      Я, например, старательно сторонюсь атеистов      Нельзя отсюда сделать вывод, что моя вера очень подлинна, куда ей, но можно, что она - не против них
Ну ладно      А может быть, мысленно и дискутирую немного, вот сейчас пишу же
 
Ну ладно      Я еще хотела написать о мистиках, но сейчас посмотрю в окно      Сделалось там за это время так красиво, поля, речка, сосновые леса
Протвино      Его уже особо красивым не назовешь      Тогда напишу о мистиках      Недавно случилось так, что я о них читала      Мистики на первый взгляд показались мне примером тех, кто религиозен для себя
Вообще-то исторически у меня к ним сложное отношение      Да в этой области ни к чему простого отношения не бывает      У меня была одна подруга, фанатик мистики, и внушила мне к ней отвращение      Но у нее в понятие мистики включалась эзотерика, астрология и многое другое      Остановилась она при мне на НЛП, потом мы расстались
С другой стороны, у меня была другая, очень авторитетная для меня во многом подруга ТЮ      Она ненавидела мистиков, но у нее в это понятие входили также романтики, утописты и революционеры      Точнее говоря, мистики, утописты и революционеры входили у нее в общее понятие "романтики"      Она ненавидела их всех за своеволие      Это ключевой грех      Ну, судила она, конечно, чересчур огульно      Но определенной парадоксальной убедительности от нее было отнять нельзя
Глава антиромантического направления в современной российской философии, насколько мне известно, Пиама Гайденко      Это уникальная харизматическая личность, моя горячая любовь к которой, безусловно, превышает мое тотальное несогласие с ней по всем пунктам
Ну не буду сейчас идеологизировать философское рассуждение
Пожалуй, я бы не нашла, что возразить, если бы мне сказали, что мистики - это эгоцентрические представители религиозности, в пределе абсолютно самодостаточные и своевольные      Им ведь церковь не нужна, они встречаются с Богом, так сказать, у себя      Как они с ним встречаются, того со стороны не видно      А из-под контроля инстанций они выходят, они не просят спасения у истеблишмента      Религиозные маргиналы такие
Собственно говоря, никаких теорий мистицизма я не знаю, я не читала об этом ничего, кроме статьи Михаила Шильмана "Развитие еврейской мистики...", и то, честно говоря, не особо вникая, исключительно потому, что автор мой друг      Статья историческая, а не философская, и он там не дает определения, вообще, что такое мистика, кто такой мистик      Мне осталось неясно различие между мистикой и эзотерикой      Размышляя о том, что мистики наиболее независимы из всех религиозных мыслителей, я не очень понимаю, зачем они вообще что-либо говорят      Ранее мне казалось, что мистики усматривают непосредственно нечто религиозное      Каким образом у них тогда будут появляться течения? Течения должны быть объединены вокруг какого-нибудь знания, которое непосредственно сам каждый узнать не может      Оно должно быть неочевидно      По-видимому, так и перетекает мистика в эзотерику
Ну, насчет еврейской мистики я сказать ничего не могу      У меня сложилось впечатление, что там сразу преобладала эзотерика      Однажды приезжал на философский факультет профессор Михаил Шнайдер из Иерусалимского университета и читал целый семестр спецкурс по Каббале      Но я выдержала только одно занятие      Уж очень темен был профессор      Единственное, что сразу было заметно в его речи, так это тщательно отработанный ивритский акцент, чтобы не было видно, что вообще-то исходно он говорил на родном языке без акцента      Успела только услышать что-то о числах      В другом семестре приезжал оттуда же профессор Гершович и рассказывал о средневековом еврейском рационализме, вот он всех очаровал      До сих пор имя Саадия Гаон для меня звучит как музыка
Это было к тому, что лучше я возьму не еврейскую мистику, а, к примеру, христианскую      У католиков бывали видения святых      Наши, по-моему, чаще видели Фаворский свет
Католические примеры подтверждают мою теорию, что мистика - явление скорее индивидуальное      Был Бонавентура, но течения бонавентуриан, насколько я знаю, не было      Хотя Бернарду Клервосскому, кажется, подражали      Надо спросить у Саши Шишкова
Что касается православных, то они, с целью увидеть Фаворский свет, объединялись в течение исихастов      Тут, по-видимому, была какая-то общая техника      Я, правда, понятия не имею, что именно они делали      Я слышала только версии исследователей, не заслуживающих доверия
Ох я чувствую пора кончать о мистике, уж очень мало я о ней знаю      Я, правда, сама немного мистик      По себе и сужу
Моя личная мистика как раз не допускает никакого перехода в эзотерику      Она тотально несообщаема      Она беспредметна, я даже рискнула бы сравнить ее с неинтенциональными состояниями сознания
Эк меня занесло      Об этом я писать не планировала
Ночь      Я еду в электричке из Серпухова в Москву      Давно пора читать трансценденталистский диплом


Рецензии
Меня как раз мистика интересует. Маленькие трагедии Пушкина оказываются понятными, если посмотреть на них с точки зрения Экхарта Толле, который является буддийским мистиком. Вас такие вещи интересуют?

Марина Сапир   17.01.2022 02:40     Заявить о нарушении