А если бы Мастер не простил Пилата?

Все будет правильно, на этом построен мир.
/Воланд/

Перечитала "Мастера и Маргариту" и задумалась о .... Понтии Пилате.
С одной стороны мне не нравится этот персонаж, с другой я ему сочувствую.  Если есть возможность помочь ближнему, то для трусости не должно быть места, как и сомнениям и нерешительности.  Трусость большой грех.

Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат пошёл на поводу своей трусости. Страх за  жизнь и карьеру  вынудил его утвердить   смертный приговор человеку, которому внутренне симпатизировал и считал его невиновным. Окончательное решение он переложил на первосвященника Каифу, то есть "умыл руки".  По  иудейским законам накануне праздника Пасхи первосвященник имел право оправдать одного из подсудимых,  но Каифа,  будучи   идейным противником Пилата,  освободил не Иешуа, а  разбойника Варраву.   

Иешуа казнили. Пилат осознал страшные последствия своего поступка и стал терзаться невыносимой душевной болью. Хоть как-то смягчить её и соблюсти справедливость, Пилат  приказывает  пронзить Распятого копьём, чтобы прекратить  его страдания, приказывает отыскать предателя  Иуду и убить его, приближает  к себе Левия Матвея, верного  последователя Иешуа.

Но Зло совершено, и в наказание Пилат получает бессмертие с адовыми мукми. В  течение "двенадцати тысяч лун" он  глубоко  раскаивается в содеянном и надеется на прощение. Ему постоянно снится сон, в котором на вопрос "готов ли ты погубить свою карьеру ради философа?", Пилат всегда отвечает  "Да!" Единственная мечта Пилата – пойти по лунной дороге и "разговаривать с арестантом Га Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана".
 
Понтия Пилата придумал не Булгаков, и не Мастер. 

Прокуратор Понтий Пилат был реальным историческим лицом, но сведений о нём сохранилось ничтожно мало, они  черпаются лишь из Евангелий и  трудов  римского историка Иосифа Флавия. Также о Пилате упоминали  историки Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По свидетельству Филона Александрийского прокуратор по природе своей был жестоким человеком. Он отправил на казнь множество людей, не испытывая к ним  никакой жалости, но главным его злодеянием было то, что он  позволил иудеям совершить расправу над  невиновным Иисусом, хотя мог это предотвратить.
Пилат долго уклонялся от принятия решения, тянул время, но приговор всё-таки вынес.  Об  этом упомянуто во всех Евангелиях.

В Евангелии от Марка написано, что Пилат  просто согласился  с приговором Синедриона и требованием народа.
В Евангелии от  Матфея добавляется эпизод с умыванием рук, как  символ отказа от ответственности за убийство невиновного.
В Евангелиях от Луки и Иоанна  Пилат понимает, что Иисус не виновен,  но уступает давлению первосвященников и толпы.

"Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины» /Евангелие от Иоанна/.

О том, как жил Пилат после распятия Христа, существует много легенд, но нет уверенности, что они исторически правдивы.
Интересна версия Евсевия Кесарийского. Он  пишет, что  Пилат был сослан во Вьен в Галлии, где под грузом личных невзгод окончил жизнь самоубийством. Мёртвое тело  было брошено в Тибр, но началось такое возмущение воды в реке, что тело пришлось выловить и увезти во Вьен. Там его утопили в Роне, но и Рона взбунтовалась. Тело опять было выловлено, увезено в Альпы и брошено в бездонное озеро.

Раннехристианские авторы II века утверждают, что Пилат  был верующим христианином и считал Христа Царем Иудейским. Даже на доске, прибитой к Кресту, по его  приказу была вырезана надпись с утверждающими  словами с буквами - "I.Н.Ц.I", что означает "Иисус из Назарета, Царь Иудейский".

В Оксфорде хранится фрагмент коптского папируса,  где написано, что пятый прокуратор верил в Бога, которого предал Распятию. 
Верить в Бога и Бога же убить?! Вот он, страшный грех похлеще Иудиного предательства!

В Коптской и Эфиопской Церквах Понтий Пилат причислен к лику святых как мученик, умерший за веру.
День святого Пилата отмечается 25 июня.

Думаю, если бы Понтий не верил в Бога и не был христианином (похоже, тайным?), то небесные силы поступили бы с ним, как с Берлиозом, который был убеждённым атеистом. Аннушка с  трамваем добралась до него даже из Москвы! 

В  энциклопедии Брокгауза и Ефрона в  статье "Пилат"  приведена легенда, в которой с именем пятого прокуратора Иудеи связано название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где "он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении".

В романе Булгаков прощает прокуратора, освобождая его от тягчайшей вины. Писатель завершает рассказ о Пилате следующими словами: "Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье , сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат".

Эту часть в книге я всегда читаю с волнением.  Понимаю, что Пилат виноват, но его освобождение  встречаю с душевным  облегчением. Даже Маргарита, увидев неподвижную фигуру несчастного Пилата, закричала: "Отпустите его". 

Отрывок из "Мастера и Маргариты".

"Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: – "Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!
Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
"Свободен! Свободен! Он ждет тебя!"
[…]
Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он".

"Если мы исповедуемся в грехах наших, то Бог, неизменно и со справедливостью, прощает нам грехи и очищает нас от всей неправедности".
/1 Послание Иоанна 1:9/


Иллюстрация: Понтий Пилат (Кирилл Лавров) в телесериале режиссёра Владимира Бортко, 2005.


Рецензии
"Прокуратор Понтий Пилат был реальным историческим лицом, но сведений о нём сохранилось ничтожно мало, они черпаются лишь из Евангелий и трудов римского историка Иосифа Флавия. Также о Пилате упоминали историки Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский."

Вы не упомянули о мраморной плите, найденной в 1961 г. при раскопках в Кесарии. На плите по латыни написано "(императора) Тиберия Понтий Пилат, префект Иудеи (представил)..." Иосиф Флавий - скорее иудейский историк, перешедший на службу к римлянам. Евсевий Кесарийский - церковный историк, Филон Александрийский - скорее религиозный мыслитель иудейского происхождения

"... но главным его злодеянием было то, что он позволил иудеям совершить расправу над невиновным Иисусом, хотя мог это предотвратить."
Если вы приписываете эту мысль Филону Александрийскому, то ошибаетесь. Если это ваше, авторское, так сказать, мнение, то оно "доказывается" только постулатами христианства. Пилат, как историческая личность, утвердил приговор синедриона вовсе не из страха потерять должность и испортить себе карьеру. Филон сообщает, что он не испугался угрозы иудеев пожаловаться на него Тиберию за святотатство (водружение щитов с посвятительной надписью в Иерусалиме). Как человек жестокий и, судя по тому, что сообщают о нем Филон и Иосиф Флавий, упрямый, продажный и ограниченный, он, не слишком вникая в суть дела и не желая обострять отношения с синедрионом, санкционировал казнь трех преступников, поскольку без его формальной санкции иудейские религиозные власти не могли приговорить к казни даже святотатцев.

"В Евангелии от Матфея добавляется эпизод с умыванием рук"
Римляне не знали символического ритуала омовения рук. Это был иудейский ритуальный жест, свидетельствующий, что человек, совершивший ритуал, клянется в непричастности к убийству какого-то другого человека. Трудно предположить, чтобы римский всадник, презиравший иудейские обычаи, ни с того, ни с сего продемонстрировал приверженность одному из местных обрядов. Пилат санкционировал кровавые расправы над местным (как иудейским, там и самаритянским) населением и муками совести, видимо, не терзался. Кстати, именно за массовое убиение самаритян наместник Сирии Вителлий был вынужден отстранить Пилата от должности и отправить в Рим. По крайней мере так пишет Иосиф Флавий.

"В Оксфорде хранится фрагмент коптского папируса, где написано, что пятый прокуратор верил в Бога, которого предал Распятию."
В англоязычных статьях на данную тему лишь сообщается о том, что в Оксфорде хранятся фрагменты папирусов, на которых приведены отрывки Евангелия от Матфея. Скорее всего, сообщение об уверовании Пилата в Христа, якобы представленное папирусным фрагментом, хранящемся в Оксфорде, не соответствует действительности.

Тот факт, что для эфиопской церкви Пилат - святой, а для большинства остальных церквей грешник-злодей свидетельствует о попытках христианских богословов героизировать либо демонизировать эту историческую личность. Вполне возможно, что Пилат в Италии не дождался расследования Тиберия (тот как раз в это время умер), а Калигула дал ему отставку с положенной экс-чиновникам такого ранга пенсией. Во всяком случае при раскопке одной из древнеримских вилл в Италии относительно недавно был найден перстень с надписью "Пилат", что, правда, не является весомым аргументом в пользу того, что вещь принадлежала историческому лицу - Понтию Пилату.

Алексей Аксельрод   06.12.2022 17:21     Заявить о нарушении