Рецензия на «А если бы Мастер не простил Пилата?» (Мита Пе)

"Прокуратор Понтий Пилат был реальным историческим лицом, но сведений о нём сохранилось ничтожно мало, они черпаются лишь из Евангелий и трудов римского историка Иосифа Флавия. Также о Пилате упоминали историки Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский."

Вы не упомянули о мраморной плите, найденной в 1961 г. при раскопках в Кесарии. На плите по латыни написано "(императора) Тиберия Понтий Пилат, префект Иудеи (представил)..." Иосиф Флавий - скорее иудейский историк, перешедший на службу к римлянам. Евсевий Кесарийский - церковный историк, Филон Александрийский - скорее религиозный мыслитель иудейского происхождения

"... но главным его злодеянием было то, что он позволил иудеям совершить расправу над невиновным Иисусом, хотя мог это предотвратить."
Если вы приписываете эту мысль Филону Александрийскому, то ошибаетесь. Если это ваше, авторское, так сказать, мнение, то оно "доказывается" только постулатами христианства. Пилат, как историческая личность, утвердил приговор синедриона вовсе не из страха потерять должность и испортить себе карьеру. Филон сообщает, что он не испугался угрозы иудеев пожаловаться на него Тиберию за святотатство (водружение щитов с посвятительной надписью в Иерусалиме). Как человек жестокий и, судя по тому, что сообщают о нем Филон и Иосиф Флавий, упрямый, продажный и ограниченный, он, не слишком вникая в суть дела и не желая обострять отношения с синедрионом, санкционировал казнь трех преступников, поскольку без его формальной санкции иудейские религиозные власти не могли приговорить к казни даже святотатцев.

"В Евангелии от Матфея добавляется эпизод с умыванием рук"
Римляне не знали символического ритуала омовения рук. Это был иудейский ритуальный жест, свидетельствующий, что человек, совершивший ритуал, клянется в непричастности к убийству какого-то другого человека. Трудно предположить, чтобы римский всадник, презиравший иудейские обычаи, ни с того, ни с сего продемонстрировал приверженность одному из местных обрядов. Пилат санкционировал кровавые расправы над местным (как иудейским, там и самаритянским) населением и муками совести, видимо, не терзался. Кстати, именно за массовое убиение самаритян наместник Сирии Вителлий был вынужден отстранить Пилата от должности и отправить в Рим. По крайней мере так пишет Иосиф Флавий.

"В Оксфорде хранится фрагмент коптского папируса, где написано, что пятый прокуратор верил в Бога, которого предал Распятию."
В англоязычных статьях на данную тему лишь сообщается о том, что в Оксфорде хранятся фрагменты папирусов, на которых приведены отрывки Евангелия от Матфея. Скорее всего, сообщение об уверовании Пилата в Христа, якобы представленное папирусным фрагментом, хранящемся в Оксфорде, не соответствует действительности.

Тот факт, что для эфиопской церкви Пилат - святой, а для большинства остальных церквей грешник-злодей свидетельствует о попытках христианских богословов героизировать либо демонизировать эту историческую личность. Вполне возможно, что Пилат в Италии не дождался расследования Тиберия (тот как раз в это время умер), а Калигула дал ему отставку с положенной экс-чиновникам такого ранга пенсией. Во всяком случае при раскопке одной из древнеримских вилл в Италии относительно недавно был найден перстень с надписью "Пилат", что, правда, не является весомым аргументом в пользу того, что вещь принадлежала историческому лицу - Понтию Пилату.

Алексей Аксельрод   06.12.2022 17:21     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мита Пе
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.12.2022