Огородница

Они были очень талантливы, мои родные, и легко брались за любую работу. Папа, при необходимости, орудуя одним лишь ножиком, делал шкафы и коробочки на пазах, без единого гвоздя; чинил часы, обувь (в том числе вырезал из подручного материала каблуки, подошву, подмётки… приклеивал их и прибивал, с помощью спичек) … Мама шила, вязала, вышивала, делала ришелье, прекрасно готовила, пекла…

Мама рассказывала:

Йося принёс первую получку, и я с утра побежала в магазин, купила продуктов, конфет, сварила кушать, сижу такая довольная. Вечером говорю:
– Давай деньги!
– Какие деньги?! – удивляется Ёся. – Я же тебе всё отдал…

Когда пришло время следующей получки, он сказал:
– Вот тебе деньги и распоряжайся ими как хочешь, или готовь кушать или купи себе конфет.

Руки у мамы были золотые, а характер трудолюбивый. Оказавшись в начале войны в Очапках, под Ярославлем, вслед за формированием отца, которое перевели на Московскую окружную железную дорогу, она собирала весной травы, чтобы поддержать детей, а затем решилась разбить огород.

Опыт огородничества ей заменили желание и упорный труд. Двое маленьких детей. Лёня, там в Очапках, тяжело переболел дифтеритом. Гале в то время было пять лет, и она помнит, что Лёня не мог глотать жидкость, она у него через нос выливалась, и что никто, кроме неё не понимал, что он говорит. Она была маленьким переводчиком.

Как мама без врачей, в одиночку, справилась с таким тяжёлым заболеванием, не понятно. Также сестра рассказала, что мама выращивала картошку, а чтобы посадить огурцы, накрыла канаву с водой досками и натаскала земли.

Кроме прочей домашней работы, мама также выполняла разнарядку по шитью для нужд фронта. Посылали их и на рытьё окопов.

В раннем детстве я очень обижалась на родителей, за то, что слушаю и уже на память выучила многие стихи, которые они мне рассказывают, а они не слушают песенки, которые я сама сочиняю и, смеясь, называют меня то якутом, то чукчей, говоря: «Ты что видишь, то и поёшь». И только будучи уже совершенно взрослой, я поняла, что сочинительство не было для них чем-то особенным, это было также просто, как починить испорченную вещь или сделать (сшить, связать, смастерить…) новую.


Рецензии