Операция Че

       «Девушки, здравствуйте!». Эти слова были обращены к двум студенткам, шедшим по центральной городской улице летним полднем 1979 года. Еще довольно молодой, но с усталыми глазами и лёгкой сединой в висках, человек, продолжал: «Мне нужна ваша помощь, девчата. Точнее, она нужна нашим славным внутренним органам. Милиции в общем. Не откажете?»
        На рядовой «подкат» было не похоже, да и парень представился, удостоверение показал. К тому же он симпатичный, спортивный, подтянутый, в модном тогда джинсовом костюме. «Отчего бы и не помочь - переглянулись девчонки - А что нужно делать-то?»
- Ничего особенного. В вашем присутствии будет произведён осмотр квартиры подозреваемых. Вы будете понятЫми. Согласны?

Ох, ты ж!
Воображение сразу нарисовало картинку: квартира-«малина», обыск, найденное оружие,золото,брильянты, ножик-бабочка «лязг-лязг!» и бесшабашная «короночка»:  «Здравствуй моя Мурка, здравствуй дорогая! Здравствуй, моя Мурка и прощаааййй!».
Ну и всякое такое, что там ещё в кино бывает? «Сопротивление бесполезно! Вы окружены! Выходи по одному!» «Может даже пистолет дадут», мелькнула мысль;.
В общем, согласные. «Поехали!»
«Нет, ехать никуда не надо - остановил фонтан фантазий молодой человек - тут недалеко, пройдёмся…»
Идти было действительно недалеко, буквально через 5-7 минут «опергруппа» была на месте.

            Старый жилой дом послевоенной  постройки  центре города. Арка с воротами, закрытыми на висячий замОк, внутренний дворик. Ничего особенного:  сероватое бельё на провисших верёвках, натянутых между деревьями, детская песочница  и, катающийся на трёхколёсном велике, пацанёнок лет 5-6. Хмурый подъезд с тёмно-синими панелями. Обшарпанная  дверь на первом этаже с кривоватой, написанной  белой краской, надписью «Кв. N1». Никакой «малиной» здесь не пахло. Пахло старостью и сыростью.

           На стук в дверь (звонок не работал) из квартиры вышла хозяйка. Ещё довольно молодое лицо с характерной лёгкой одутловатостью и синюшностью. Балахонистый халат  мешком, в широких рукавах болтаются тонкие загорелые руки - халат явно с чужого плеча. Парень спросил фамилию, имя, отчество, представился и обернувшись к студенткам пояснил, что эта женщина - местный дворник, и что сейчас будет произведён осмотр её квартиры и подсобных помещений в их присутствии. При этом он сразу пояснил разницу между осмотром и обыском. Осмотр он и есть осмотр: визуально осматривают то, что доступно, с разрешения хозяев и без фанатизма в виде взломанных полов или разрушенной печки.
Растерянная хозяйка пригласила войти.

          Как выяснилось, в квартире она занимала одну комнату. Длинное и узкое помещение было перегорожено двухстворчатым шкафом - получилась прихожая. В её углу, справа от входа, собралась приличная куча стеклянных пузырьков коричневого стекла с этикетками «Настойка боярышника». Прямо перед шкафом, на полу, громоздился  бесформенный ворох одежды: куртка, детские колготки, какие-то штаны и платья. На этом интерьер «передней» был закончен. В глубине комнаты, в проходе, виднелся небольшой стол и пара стульев. А прямо за шкафом - разложенный диван, на котором спал мужичок.

        Оттарабанив положенную в таких случаях «молитву» из параграфов, пунктов и подпунктов УК СССР, старший группы обьявил о начале осмотра жилого помещения и подсобного дворницкого сарайчика.

        В это время мужичок проснулся, кое-как выпутался из пододеяльника и встал с дивана. Невысокого роста, тощенький (таких в народе именуют «скИдышами»), с всклокоченной головой и мутным взором, он стоял покачиваясь, приподняв плечи и сложив руки на груди. «Вы хто? Хто вы такие?» - агрессивно просипел он, явно желая поскандалить. Растянутая майка, мятые «семейные» трусы и разноцветные носки (один синий, другой зелёный) намекали, что он здесь хозяин.
- А это кто? - спросил милиционер у дворничихи.
- Ээээ… этомушмой - скороговоркой ответила она.
- Как зовут?
- Сергей
- А по отчеству?
- Эээ… ммм… нууу… Просто Сергей - смутилась дворничиха.
И всем стало понятно, что «мушмой» здесь человек новый, недавний, может даже тольковчерашний.
Мужик покачнулся, чуть не упав на диван, собрал силы и рявкнул: «ХТО?!! ХТО ВЫ ТАКИЕ?». Милиционер представился и ему. Далее, он заявил, что есть сведения, что данный индивидуум Сергей, работая грузчиком в местной типографии, «осуществил хищение государственной собственности с применением транспортного средства, что существенно утяжеляет статью УК за подобного рода хищения». Что ему «предлагается добровольно представить похищенное имущество, в противном случае будет проведён осмотр помещения и в случае обнаружения этого имущества, его - Сергея, ожидают серьёзные неприятности».

            Девушки-понятые попятились к выходу, прикрыв собой дверь - на случай побега разноноскового подозреваемого. Тот гордо запихнул ладони поглубже в подмышки и буркнул что-то вроде«не видел, не брал, не знаю, ищите».

             Очевидно, что информация у милиционера определённо была, поэтому проведя в квартире беглый поверхностный осмотр, он с понятЫми и дворничихой уверенной походкой направился в подсобный сарайчик. Там и было обнаружено типографское имущество. Как раз в размере похищенного.

Вернувшись в квартиру, «опергруппа» застала мужичка уже в штанах, но в тех же сине-зелёных носках.
«Ну что, гражданин такой-то, ставлю Вас в известность, что нами в присутствии понятых и Вашей… хм… жены, в подсобном помещении дворницкой было найдено и изъято похищенное, предположительно Вами, имущество в виде пяти книг писателя Н.Г.Чернышевского (он произнёс это как Эн.Гхэ.ЧернышевскоГО) «Что делать?».

- Ну и на кой оно тебе? - мягко, почти по-отечески, спросил милиционер.
- Дык… этта… себе вот… систрухе хотел подарить… на юбилей… и так, братве… – поникшим голосом пояснил мужичок.
- И что ты хотел узнать из этих книжек?
- Дык… этта… шта делать хотел узнать…
- «Шта делать» - беззлобно передразнил его милиционер - известно что. Садиться за кражу, вот что делать. Это я тебе и без Чернышевского скажу. Собирайтесь, в отделении будем разговаривать.
Если вы думаете, что подъехал «воронок»с вооружённой охраной - вы не думайте;. Группа  – вор с «женой», двое понятых , милиционер и все пять Чернышевских – поплелись в отделение пешком. Дворничиха на ходу успела крикнуть пацанёнку на велосипеде: «Сынок! Со двора не уходи! Мамка скоро придёт!».

Дальше уже не очень интересно: «супругов» развели по разным кабинетам, стали допрашивать-опрашивать, заполнять протоколы и описывать похищенное имущество. Вскоре из кабинета, где опрашивали дворничиху, выскочил человек и закричал: «Как с ней разговаривать? Она ж пьяная в кисель! Её в вытрезвитель надо, а не в кабинете держать!».

У девчонок-понятых оставалось два вопроса.
Первый- скоро ли их отпустят домой ( и так пошёл уже четвёртый час их «оперативно-разыскной деятельности»).
И второй - что будет с пацаненком во дворе. Судя по всему, мамка придёт не скоро: настойка боярышника в сочетании со страхом, наверное, очень забористая штука.
В конце концов все протоколы были подписаны, девушкам обьявили  благодарность за помощь, пригласили на работу в ОБХСС по окончании ВУЗа и заверили, что с мальчиком будет всё в порядке, о нём позаботятся.
И мать его отпустят немного погодя. Протрезвят её, дуру, и отпустят.

А Сергей будет думать над вопросом «Что делать?» скорее всего на зоне. Сам. Без  помощи Чернышевского. «ЭнГхэ».


Рецензии
Наташа, и " смех и грех" - неужели правда это было?
Даже жаль мужичка, честное слово. Или ВЫ это выдумали так оригинально?
Спасибо, очень понравилось.
Ваши произведения не напрягают, а, наоборот, расслабляют - вот и "подсела" на Вашу страницу, едва начав "Куриный транзит" - опять про него!- и что он мне так дался? :-)) Невольно его рекламирую - для хорошего слов не жалко :-)

Тепла и счастья!

Татьяна Борисовна Смирнова   04.08.2022 22:29     Заявить о нарушении
Чистая правда, Татьяна Борисовна, так и было. Я ведь сама стала невольным участником этой «операции». Дважды в жизни была понятой. Второй случай и вовсе страшный, я про него редко вспоминаю. А этот трагикомический.
Эх, женщины, женщины наши. Не ценят себя, обесценивают свою сущность женскую и материнство. Разменивают себя на такого вот бесштанового и пузырёк настойки боярышника. Меняют малышей своих на призрачное «счастье».
Эх мужчины, мужчины… люди-человеки. Жаль их, конечно, на что тратят жизнь свою драгоценную. «Украл, выпил, в тюрьму». Вот и вся недолгА.
Но фраза эта про Чернышевского Н.Г. нас тогда сильно повеселила. «Хотел узнать что делать» - хорошая попытка выкрутиться.
Благодарю на добром слове, Татьяна Борисовна. Начав писать поняла, что жизнь мне подарила столько разных хороших людей! И продолжает это делать. Я - везунчик всё ж. Хотя и плохого было много, и трудностей. Но про них моя память забывает или не хочет вспоминать. Так что, будем жить и думать о хорошем. По-возможности.

Наталина Смолл   05.08.2022 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.