1958-1962 гг. Восьмилетняя школа. 1

С пятого класса мы учились уже в другом здании нашей школы. А так больше ничего не изменилось: туалет типа сортир, воды попить - из-под крана на улице или из бака с общей кружкой, который стоял в коридоре. Отопление печное, физкультура на улице, все переменки проводили на улице, если не было сильного дождя или снегопада, сменной обуви не было (!). Столовой не было - была торговая точка, где можно было приобрети бублик, пончик или пирожок с повидлом.

Школьной формы у ребят не было (некоторые школьники носили форму, привезенную из Москвы или из других городов). Девочки ходили в форме.

Потом были построен два новых корпуса. В одном был спортзал и классные комнаты, а во втором буфет и три классных комнаты.

Учеба
Учился я без напряжения, устные уроки не учил до 9-го класса - я запоминал все (или почти все), что говорилось на уроке и этого было достаточно. Поэтому быстренько готовил письменные задания, которые дома никто не контролировал, и гулять, гулять. Или заниматься радиотехникой.

Ни я, ни мои родители не были озабочены моими оценками, в том числе годовыми - лишь бы не было двоек. Также было у большинства остальных одноклассников. Мы “плыли по течению”, учили то, что нам нравилось и то, что требовали учителя приготовить дома письменно. На устные вопросы отвечали то, что запомнили из прошлого урока или выкручивались, проявляя находчивость и общую эрудицию. При этом была группа ребят, у которых родители контролировали домашние задания и ругали за посредственные оценки. В классе были даже отличники. Время расставило все по своим местам: два отличника стали профессорами, а остальные отличники-хорошисты ничего особенного не достигли. А я, будучи середняком, у которого в восьмом классе была гора троек, тоже стал профессором.

Я не могу назвать любимые предметы. Я любил биологию, математику и раздел электрики и электроники в физике. Но я любил не предметы, а науки, которые изучал самостоятельно. Немного о предметах и наших учителях.

Математика. Я никогда не мечтал быть математиком, но мне нравилось решать различные сложные математические задачи. Я изучал самостоятельно отдельные разделы математики, опережая на 1-2 года программу обучения.

Физика. Механика мне давалась легко, а оптика мне была не интересна. Правда, из-за нашего занятия электрикой в школе мы не посещали в 8-м классе уроки физики и раздел оптики совсем выпал из нашего внимания. Самостоятельно его изучать нас не тянуло, однако к выпускному экзамену пришлось самостоятельно этот раздел осваивать.
Химия. Она меня нисколько не интересовала. Но уже в институте я ее полюбил, когда профессора раскрыли системную структурированную картину химических элементов и их взаимосвязь.

Русский язык и литература. Русский язык мне давался тяжело. Я знал все правила и очень много читал, но когда дело касалось письма, то писал с ошибками. На литературе меня интересовали некоторые произведения, но их анализ бы совсем не интересен. Я прочитывал очень маленькую толика из списка программных произведений, поэтому не любил писать сочинения, кроме сочинений на вольные темы. Где-то в седьмом классе я написал большое домашнее сочинение по книге Д. Лондона “Мартин Иден”. Это была первая книга, которая заставила поверить в себя, с нее началось мое самосовершенствование. Я поверил, что можно с нижних слоев общества подняться вверх, что и было мной впоследствии реализовано.

Английский язык. Вначале мне он нравился, но очень быстро стало скучно. Не было мотивации и цели. Тематика текстов и диалогов была предельно примитивна, типа “Я пионер Советского Союза”. Говорить или переписываться было не с кем. Читать - только газету английских коммунистов. Поэтому я запоминал, что запоминалось, дома текст никогда не читал. В результате по английскому имел тройку (в 11-м класса получил свою законную пятерку).

Украинский язык. Мы его не любили, потому что считали лишней нагрузкой. Больше половины ребят знало его с детства и в дополнительной учебной нагрузкой не нуждались. Правда, мы не могли грамотно писать по-украински, но в то время в Крыму еще не начинали вводить документооборот на украинском. Поэтому мы считали, что он нам никогда не пригодится. Мне мало что добавили уроки украинского языка - того запаса, что у меня был вполне хватало свободно читать на украинском.

История. Мы все любили историю, даже последние троечники.

География. Она была мне не интересна, так я уже много знал о разных странах собирая марки, смотрел бесплатно много документальных фильмов в кинотеатре нашего санатория.

Физкультура. Я был равнодушен к спорту, что сохранил до сегодняшнего дня. У меня были успехи в отдельных видах спорта: стрельба, бег на 800 м, лазание по канату, но специально я ничем не занимался.

Продолжение: http://proza.ru/2022/01/20/2027


Рецензии