О книге Кристалл роста, к русскому чуду

Прочитал потрясающую книгу "Кристалл роста, к русскому экономическому чуду" и хочу настоятельно рекомендовать ее всем интересующимся прошлым и настоящим страны.

В XX веке наша страна установила мировой рекорд по темпам среднегодового роста экономики в 1929–1955 гг., который остается непревзойдённым до сих пор. В стремлении разобраться в истинных причинах такого феномена написана эта книга.
 
Недружественное внешнее окружение, угроза войны и сложное положение дел  внутри страны требуют опережающего развития: постановки больших целей и выработки реалистичных механизмов их достижения.

Идея развития формулировалась следующим образом: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» 

 

 23 июня 1931 года Глава государства ставит задачу: «Нужно организовать труд на предприятиях таким образом, чтобы производительность подымалась из месяца, в месяц, из квартала в квартал».
В результате государством организуется целевое, фронтальное повышение производительности труда во всех отраслях экономики.

В целом по народному хозяйству складывается экономически оправданная дифференциация оплаты труда, как результат развитой конкуренции, доминирования сдельной оплаты труда, значительного материального стимулирования увеличения объемов производства, повышения эффективности, снижения издержек, увеличения производительности труда, инноваций, изобретений, рационализаторства.
Так согласно секретной справке Центрального статистического управления от 5 августа 1955 года общая численность рабочих и служащих составляет 43,6 миллиона человек (100%), а их распределение по уровню месячной заработной платы происходит следующим образом337:
— до 300 рублей — 4,8 миллиона человек (11,1 %);
— 301–500 рублей — 13,7 миллиона человек (31,5 %);
— 501–700 рублей — 10,5 миллиона человек (24,2 %);
— 701–1000 рублей — 7,5 миллиона человек (17,1 %);
— свыше 1001 рублей — 7,1 миллиона человек (16,1 %).
Как видно, формируется большой — свыше 7 миллионов человек — слой рабочих и служащих, которых называют «тысячниками», так как их заработок превышает 1 000 рублей в месяц. При этом почти 1 миллион человек получает зарплату более 2 000 рублей в месяц, 300 тысяч человек — более 3 000 рублей в месяц. Имеют место легальные миллионеры: конструкторы, изобретатели, ученые, деятели культуры и т.п.


В 1950-х годах Госплан планирует выпуск 9 490 позиций номенклатуры продукции для всего народного хозяйства.
В 1950-х годах артели производят 33 444 позиции.
Таким образом, артели вносят основной вклад в формирование товарного разнообразия в экономике.

Артели относятся к негосударственной «местной промышленности», их регистрация занимает 1 день, в первые два года артель освобождается от налогов. Членом артели может стать любой гражданин, достигший возраста 16 лет. Руководитель артели не назначается государством, а избирается участниками артели, которые также утверждают план ее работы. Сотрудники артелей в основном находятся на сдельной системе оплаты труда.
 
Выводы. Таким образом, в рамках модели опережающего развития 1929–1955 годов в орбите единой экономической системы формируется экономический слой предпринимательской инициативы в форме артелей, кустарей, личных приусадебных хозяйств, который по факту вносит основной вклад в товарное разнообразие, производит значительную часть товаров и услуг массового спроса (широкого  потребления), а также б;льшую часть основных продуктов питания.


Перспектива: образ будущего
4–5 октября 1952 года выходит авторская статья Главы государства об экономических проблемах развития. В ней формулируется ключевая перспектива будущего экономического развития страны:
«Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.

Что требуется для этого?
Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию
и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления».

По сути речь идет о таком образе будущего развития экономической системы, при котором обеспечивается возможность развития и совершенствования человека, его самореализация как творца и созидателя — раскрытие творческих способностей —преодоление социального отчуждения человека от творческой и преображающей реальность деятельности*.


Глава государства на одной из встреч  24 апреля 1950 года в Кремле:
«Нужно, чтобы наши кадры хорошо знали... экономическую теорию.
Первое, старшее поколение... было теоретически подковано. Мы зубрили...,
конспектировали, спорили, друг друга проверяли. В этом была наша сила. Это нам очень помогло.
Второе поколение менее подготовлено. Люди были заняты практической работой, строительством.
Третье поколение воспитывается на фельетонах и газетных статьях. У них нет глубоких знаний. Им надо дать пищу, которая была бы удобоварима. Большинство из них воспитывалось... на цитатах.
Если дело так пойдет, то люди могут выродиться... Это грозит деградацией, это —смерть».
Учебник экономики так и не публикуется при жизни автора этих слов.


Уникальная экономическая система, обеспечившая в XX веке рекордный в мире рост экономики, не получает в своем Отечестве адекватного теоретического осмысления и описания. Проблема еще в том, что последующие поколения ученых-экономистов естественным образом воспитываются именно в сформированной в этот период академической среде, так и не понявшей всей сути созданной экономической системы. И, естественно, не только воспитываются, но и затем работают, в том числе готовят предложения для руководства страны.
При этом ключевые элементы отечественной экономической системы 1929–1955 годов находят свое подтверждение в мировой экономической теории, в основном в более поздних работах выдающихся мировых экономистов.


Выдающийся русский экономист XIX века Николай Иванович Тургенев отмечает критическую важность правильного понимания экономики руководством страны: «Основательное знание экономии политической есть обязанность управляющих государством; и можно смело сказать, что всякое правительство, которое не будет понимать правил сей науки, или будет презирать оные, должно погибнуть»

При переходе изделия к новому владельцу, особенно если уровень владельца не соответствуют стратегическому масштабу и реальной сложности изделия и в условиях, когда выросло поколение управленцев, «воспитанное на фельетонах и газетных статьях», велик риск такое изделие сломать (велика вероятность «смерти» созданной экономической системы)



Очень давно я не читал так увлеченно и заинтересованно. Потрясающе! Подумать, как я мог не знать столько важного и интересного. И как можно было скрывать столько информации о величайших делах и достижениях. И тогда, в моей молодости воспринималось все почти как норма. С усмешкой и критикой ошибок и просчетов, которые наверное тоже были.  А уж о новом преступном времени говорить не приходится. Теперь читаю запоем с восхищением и преклонением и главное с уважением. Какие дела, какие люди, чудеса. Восторг. И какие мы ничтожества, не оценившие, не благодарные, не последователи этих потрясающих людей, организаторов и исполнителей. А какие были условия и что они имели, кроме гордости успехами. И такое дерьмо пришло на смену за деньгами и дворцами.

А масштабы !  А темпы !! Фантастика! И такие убогие преемники, захватившие власть и богатства. И все разрушившие безвозвратно.
И еще смеют о репрессиях. Стольких пропустили, упустили, вот они выросли и порушили.


Потрясающая книга, и как Гений все предвидел и все реализуется, как он предвидел. Такой шедевр будущего разрушили придурки, от неграмотности не знающие сомнений.


Читал увлеченно с интересом, узнавая новое и не понятое в свое время, с удивлением и восхищением. И вот дошел до эпохи Ликвидации и читать стало тяжело,  непонятно, уже не радости и восхищение, противно и удивительно. Хотя и тогда отношение к Хрущеву было неодобрительным. Да, сегодняшним бы понять: трагедия не кончилась со смертью Сталина, а началась, и естественно привела к 91 году.

Удивляет конечно реакция страны и руководства и народа. Инерция от предыдущих достижений долго позволяла мириться, надеясь.

А эти, печально решительные от недостатка знаний и мозгов, так рьяно принялись за разрушения гениально созданного хозяйства, давно замечено: ломать — не строить. Только сейчас начинаю понимать вред, принесенный Хрущёвым;!  Какой дурак суетливый и как не могли его остановить.

Создавали новое небывалое, впервые в мировой истории и создали и победили и мир признал это. Сегодня многие базовые принципы, на которых строится в 1929–1955 годы отечественная система государственного планирования, в той или иной мере применяются в ведущих странах мира.

Пришли наследники и все разрушили.


Рецензии
Плезная статья...

Андрей Бухаров   11.01.2024 22:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.