Рыцари Печального Образа
Беспородная порода
Однажды откуда ни возьмись в мире появились Рыцари Печального Образа.
Все они были молоды.
Вместо шлемов – лохматые волосы.
Вместо доспехов – дранные куртки с металлическими бляхами.
Вместо слов – крики.
Вместо оружия – кастеты, цепи и горлышки битых бутылок.
Вместо молитв – наркотики.
Вместо Бога – никто.
Они возникли нежданно и негаданно. Хотя их возникновение должно было ожидаться. Рыцари Печального Образа появились совсем рядом. Люди долгое время не могли понять, как же они допустили такое безобразие.
Рыцарями Печального Образа становились и дети бедняков, и дети богатых родителей. Целое поколение, которому предназначалось жить, как жили до него все другие поколения. Но они не стали так жить. Они стали Рыцарями Печального Образа.
Их бесило всё.
Их бесила бдительность полицейских и их бравый вид.
Их бесило, когда генералы отправляли солдат на войну и за их героические смерти получали звёздочки на свои погоны.
Их бесила возможность умереть за родину.
Они люто ненавидели политику и всякое упоминание о присутствие власти.
Их бесила вера народа в своих вождей.
Их тошнило от людей в мехах, золоте и пахнущих дорогим парфюмерией.
Они ненавидели тех, кто учил жить.
Они появились и стали драть глотку криками. Больше, чем это, они сделать не могли.
Они были не нужны, от них шарахались, их жалели и презирали.
Они думали, что похожи на героев (1).
Сэры герои
- Он пришёл? – хриплым голосом спросил Герой.
Рядом сидела медсестра. Она не ответила, но поправила одеяло, сползавшее с Героя.
- Я слышу шаги, - упрямо заявил Герой.
Дверь открылась и в комнату вошёл Близкий Друг. Следом проник старик невысокого роста – сморщенное, небритое лицо, седые волосы, на голове капюшон, фигура закутана в плащ.
- Мерлин пришёл, - объявил Близкий Друг. И кивнул в сторону старика.
- Оставьте нас одних, - сказал Герой.
Медсестра и Близкий Друг вышли из комнаты.
- Ты знаешь, кто я такой? – спросил старика Герой.
Мерлин приблизился к окну и посмотрел на открывшуюся его взору панораму городских улиц. Снаружи с неба лил дождь. От этого всё принимало серый цвет. Даже та одинокая грязная и мокрая собака, которая трусила по пустынному тротуару.
- Знаю, - ответил Мерлин. – Некогда вполне реальный человек, а теперь – добрая сказка и персонаж детских басен. Ты превращаешься в руины, к тебе приближаются морщины.
Герой усмехнулся:
- А кто ты сам?
Мерлин перестал смотреть в окно.
- Всего лишь волшебник.
- Ты догадываешься, зачем я призвал тебя?
- Да.
- Говори.
Мерлин опять обратил взор к окну.
- В твоей стране правил Змей. Это был тиран и диктатор. Он правил несколько сотен лет. Но ты узнал, как можно убить его, затем поднял восстание и сделал это (2). В один миг ты стал знаменитым, ты добыл своей стране свободу. Ты потратил юность и молодость на это. Тебя хотели выбрать правителем, но ты отказался, предложив кандидатуру друга. Это был в некотором роде порядочный человек. Он правил десять лет, год назад он умер. В стране началась гражданская война, бывшие твои соратники никак не могут решить, кому достанется власть. Ты пытаешься навести порядок, но у тебя мало сторонников. К тому же, ты уже не так знаменит и уважаем, как то было раньше. Твоё слово для многих твоих сограждан – пустой звук. Сейчас ты ранен и болен. Ты умираешь.
Героя одолел сильный кашель.
- Всё верно. А что было дальше?
- Нравится сказка? Что ж, слушай дальше… Ты узнал обо мне. Вернее, о том, что я умею оживлять людей. И ты хочешь, чтобы я исцелил тебя.
Герой был вынужден признать:
- Это так. Я могу хорошо заплатить.
Волшебник иронично скривил губы:
- Чем? Листовками? Твои карманы пусты. И никогда в них не было денег.
- Я прошу тебя…
- Не проси. Я исцелю тебя. И дам заодно один совет.
- Я слушаю.
- Ты уже НИКТО. Но в прошлом был ГЕРОЕМ. Для некоторых людей такие, как ты, являются живыми иконами, идолами для поклонения и подражания. Особенно для Рыцарей Печального Образа. Ты слышал о них?
- Да.
- Частенько они собираются в Весёлой Башне. Ты можешь прийти туда, объявить о себе, и возглавить их, вернув, тем самым, себе утраченное величие.
- Зачем? – с усмешкой на губах улыбнулся Герой.
- Очень далеко отсюда расположена таинственная страна – Земля Обетованная. В центре её величайший город – Город Всех Городов. Займи его и установи государство, основанное на принципах свободы. Верни себе славу, почёт и уважение.
Герой не ответил.
- Подумай, - посоветовал Мерлин. – Твоя родина превращает тебя в тлен. Скоро от тебя ничего не останется (3).
Гости всё прибывали и прибывали. Столы ломились от угощения, праздник был в самом разгаре. Царило шумное веселье, витала вокруг атмосфера застолья, алкоголь лился рекой, воздух густел от сигаретного дыма.
Герой и Мерлин сидели рядом и пили пиво. Герой был одет, как Мерлин – в старый помятый плащ и капюшон. К ним подошёл молодой человек – высокий, широкоплечий и с доброй улыбкой на губах.
- Привет, Мерлин, - поприветствовал он волшебника.
Мерлин пожал его протянутую руку.
- Вижу, ты решил повеселиться, - заметил парень.
- Нет. Отнюдь.
- Значит, по делу?
- Конечно.
- А это кто? – кивнул парень на Героя.
- Мой друг.
- Как твоё имя, друг? – осведомился парень у Героя.
- Сэр Инкогнито.
- А я – Влюбленный сэр, Рыцарь Печального Образа.
Герой в ответ вежливо улыбнулся. Зал уже был битком набит народом. Кого здесь только не было! Если внимательно приглядеться, то можно было увидеть некоторых подпольных знаменитостей. Например, сэра Нелегала. Это мало кому известный писатель. На его книги наложен всемирный запрет, поэтому они распространялись самиздатом. Каждая религиозная организация, каждое правительство и каждый сознательно-патриотично настроенный человек считали своим долгом поставить ногу на грудь сэра Нелегала. А вот сидит сэр Ненужник, бродячий художник, который рисует картины о правдивой жизни, но правда людям не нужна, поэтому его картины никто не покупает, он их дарит бесплатно, а сам живёт на подаяния. Сэр Пустозвук, сумасшедший поэт и развратник, тоже был здесь. Взобравшись с ногами на стул, он декларировал свои стихи, прерываясь и пускаясь в пространные объяснения.
Для собравшихся здесь в большом количестве Рыцарей Печального Образа поводом сей грандиозной пирушки было то, что раз в месяц Орден Грязных Парней (4) – самое уважаемое и известное рыцарское братство – устраивал в Весёлой Башне турнир, в котором мог принять участи любой из присутствующих. Наградой для победителей, конечно, по традиции были восторженные крики и аплодисменты.
Тут вышел бард с гитарой и начал петь:
- Родина, ты не одета, ты – мечта поэта
Мы видим твои раны, глубокие, на теле
Ты в красном платье, красном от крови
И искажаешь лицо от невыносимой боли.
Ты, вроде, осень, Родина, а вроде – лето
Ты носишь людей, и сбрасываешь их, словно листья
Я не скажу, что ты прекрасна и красива
Но многие стрелялись из-за тебя, милая.
Родина, ты не спишь все ночи напролёт
И помаду наносишь от невзгод
Ты ещё способна убеждать всех
В том, что не любить тебя – это грех.
Ты терпишь все беды и стонешь от горя
Тебя насилуют и ты рожаешь патриотов
Тебе много лет и ты не старуха ещё
Ты не бессмертна и пьёшь кровь, а не вино.
Сэр Влюблённый тронул Мерлина за плечо:
- Скажи-ка, Мерлин… Ты ведь никогда ничего просто так не делаешь. Зачем ты сюда явился? Ты нам что-то готовишь?
- Блюдо с начинкой.
- А пояснить сможешь?
- Рыцари Печального Образа вступают в фазу разложения. Они уже делятся на кланы. Раньше все были объединены и имели общие идеалы. Но сейчас обстановка уже не та. Более того, многими кланами руководят Бизнесмены. Вы уже начинаете грызть друг-друга из-за рейтингов популярности и доходов от турниров (5). И вот что я думаю: вам нужен общий вождь. Новый предводитель, который устраивал бы всех вас.
- Всё это так. Но есть другой выход. Это – когда в дело вмешивается ЛЮБОВЬ. Просто любовь, а не новое нагромождение идеологий и принципов.
- Любовь – не столь всемогущее средство. И оно явно не из арсенала Рыцарей Печального Образа.
- Неправда, Мерлин. Любовь мирила, успокаивала, вразумляла. Так было всегда.
- Ты… - хотел было сказать волшебник, но потом остановил себя. Немного подумал, а потом ответил: - Сколько людей – столько и мнений. Главное – чтобы людьми оставались.
В это время захлопали и засвистели. Это все приветствовали сэра Неистового, гроссмейстера Ордена Грязных Парней. Он встал со своего места и объявил:
- Друзья, мне выпала честь открыть этот праздник. Я этим горд, и этому рад. Есть любители произносить речи, но я к ним себя не отношу. Я скажу кратко. Завтра мы устроим искусство рыцарского боя. А сегодня – веселитесь! Пейте и ешьте вдоволь. Не думайте ни о чём. Такие вот пожелания у меня всем вам! Сегодня у нас исключительный день. На нашу пирушку соизволил явиться сам Мерлин. Надеюсь, нет нужды представлять этого гениального волшебника? По-моему, его знает, каждая собака
Рыцари Печального Образа засмеялись и обратили взоры на Мерлина. Волшебник отнюдь не обиделся и парировал в ответ:
- Это очень лестно для меня. Я, признаться, польщен. Не всякого ведь знает каждая собака.
Слова волшебника спровоцировали смех и свистки.
Мерлин продолжил:
- Но я, достопочтимый сэр Неистовый, пришёл сюда говорить не о собаках?
- Это становится интересно. Кто на этот раз предмет твоего интереса?
- На этот раз предмет моего интереса – ваш новый король.
По залу прокатился шум. Некоторые удивились, некоторые рассердились, а некоторые посчитали, что маг опять шутит. Сэр Неистовый же нахмурил брови
- Новый? – переспросил он. – Да у нас и старого не было.
- Теперь пора исправить эту оплошность.
- Мне кажется, маг, ты просто перебрал с алкоголем. Виски ударило тебе в голову.
Мерлин повысил тон:
- Ничего я не перебрал. И виски тут не причём. Что же касается нового короля… Всем известно, что на десять лет назад первыми Рыцарями Печального Образа был изготовлен меч Эскалибур. Сразу же после выплавки меч был вонзён в камень, - Мерлин указал рукой на небольшой долмен, в верхнею часть которого был воткнут по самую рукоятку с красивыми узорами меч. Этот долмен располагался в центре пиршественного зала, а столы были расположены вокруг него. – Вытащить меч в состоянии только тот, кто идентичен всего лишь одному человеку, который был признаётся всеми вами самым великим человеком за всю историю нашего мира. Это, разумеется, сэр Герой. Я привёл его.
Герой снял с головы капюшон и приблизился к долмену. По всему залу гулкой волной прокатились изумлённые оханья. На Героя показывали пальцем, что-то восхищенно шептали, в мгновение ока он оказался в центре всеобщего внимания.
Мерлин кивнул Герою:
- Чего стоишь? Все ждут. Покажи, кто ты такой.
Герой взялся за рукоятку обеими руками и потянул меч на себя. Эскалибур поддался очень легко. Герой вытащил меч из камня и показал всем присутствующим, подняв его над своей головой (6).
Два сэра – Неистовый и Герой – шли по дорожке вдоль больших раскидистых дубов. Под ногами шуршали старые опавшие листья и веточки. В воздухе пахло дождём, небо загустело от туч.
- …ты согласен? – вопросом закончил свою речь Неистовый.
- Конечно, - не отрицал Герой.
- Когда же выступим?
- Да хоть завтра.
- Я готов помочь.
- Спасибо.
Они немного помолчали. Потом сэр Неистовый застегнул своё пальто на все пуговицы.
- Холодно, - заметил он и сказал: - Однако, ты должен понимать, зачем мы отправимся в Город Всех Городов.
- Я знаю. Чтобы основать государство.
- Смею поправить тебя, правовое и свободное государство.
- А сможем? – улыбнулся Герой
- Если нет, то на что нам Земля Обетованная?
- Повторяю: моя коронация состоится именно там. Для этой цели я и поведу туда Рыцарей Печального Образа. Что же касается этой утопии – свободное и справедливое государство – сомнительно всё это, на практике ничего дельного из этого не выйдет.
Сэр Неистовый проворчал:
- Ты даже не хочешь попробовать.
- Кто тебе это сказал? Я попробую. Но ничего такого, о чём ты мечтаешь, не произойдёт. Можешь мне поверить...
(7)
продолжение следует...
ПРИМЕЧАНИЕ
Очевидно, в главе “Беспородная порода” автор подразумевает в Рыцарях Печального Образа представителей субкультуры «панк». В английском языке слово punk является разговорным и переводится, «нехороший» и «дрянной». Эта субкультура возникла в конце 1960-х - начале 1970-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Её характерными особенностями являются критическое отношение к обществу и политике.
С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюсированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком. Панки также имеют очень крепкий союз с некоторыми другими субкультурами (металлисты и т.д.).
Панк берёт своё начало в 1960-х годах, когда под влиянием The Beatles и The Rolling Stones стало появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл. Относительно сырой и грубый (raw) звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, можно обнаружить в таких классических произведениях того времени, как «You Really Got Me» группы The Kinks. Родителями панка такого, каков он есть, была нью-йоркская группа The Ramones. Они первые начали классифицировать себя как панков, создали внешний стиль и стиль игры. К концу 1960-х годов вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер Игги Поп отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене «нырянием» в толпу зрителей.
Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм),нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» и принцип «прямого действия».
Другие направления в политике панков включают в и т. п.
(2)
Судя по всему, автор читал пьесу Евгения Шварца “Дракон” и смотрел фильм Марка Захарова “Убить Дракона”. Автор, видимо, хочет показать читателю сходство своего Героя с Ланцелотом – точно так же он, избавив сограждан от внешнего рабства (деспотичной власти Дракона), столкнулся с проблемой их внутреннего рабства.
(3)
Автор вводит в повествование в качестве персонажа определённый тип героя, которому предстоит стать лидером в субкультурной среде, занять положение некого фронтмена, харизматичного вождя. Так как эта субкультурная среда противостоит обществу, большинству, привычному образу жизни, навязываемого текущим положением дел, потребительской политикой самого общества, то этот герой должен иметь необходимые характерные черты – искренность, саморазрушение, нонконформизм, одиночество и нестяжательство.
Когда автор писал эту повесть, он находился в довольно молодом возрасте и в силу своей жизненной неопытности (а так же предчувствуя свою будущую творческую бесперспективность) яростно и порой совсем бездумно подвергал критике общепринятые общественные ценности, стремясь выработать для себя подходящую творческую идеологию, которая, конечно, проигрывала устоявшимся социальным концепциям и текущему порядку жизни.
(4)
Автор подразумевает под Орденом Грязных Парней Sex Pistols - британскую панк-рок-группу, образованную в 1975 году в Лондоне. Коллектив стал олицетворением субкультуры панка, а его участники — инициаторами так называемой «панк-революции» в Великобритании. Своим творчеством и идеологией Sex Pistols вдохновили огромное количество исполнителей более позднего периода, представляющих практически все направления рок-музыки. Группа считается одним из самых влиятельных коллективов 1970-х годов. Являясь выходцами из низших социальных слоёв, Sex Pistols призывали к анархии, проявляли полное неуважение к королевской семье и политическому строю Великобритании, тем самым породив острые споры между многочисленными сторонниками и противниками музыкантов. Телеканалы и радиостанции отказывались транслировать композиции Sex Pistols, концерты группы, часто заканчивавшиеся потасовками, неоднократно запрещались, тиражи пластинок арестовывались. Музыканты выпустили всего один студийный альбом, который изменил путь развития популярной музыки и стал одним из наиболее важных дисков для рок-индустрии в целом.
Стоит отметить, что сами музыканты не называли свою музыку «панк-роком», они предпочитали термин «хаос». Термин «панк» (англ. Punk — подонок, хулиган) прижился благодаря прессе. Если в США «панком» называлась культура рок-н-ролльного андеграунда, то в Англии, благодаря деятельности Sex Pistols, «панк» стал протестом против классовой несправедливости и экономических проблем.
Несмотря на непродолжительность наиболее активной фазы своего существования (чуть более двух лет), Sex Pistols навсегда приобрели репутацию одного из самых скандальных и провокационных музыкальных коллективов за всю историю. В 2006 году группа была включена в американский Зал славы рок-н-ролла.
(5)
Здесь подразумевается тенденция превращения явлений и движений субкультурного характера в потребительский продукт шоу-бизнеса. Это часто выражалось на примере многих известных рок-групп, творчество которых со временем ставилось на коммерческие рельсы, творчество которых со временем теряло все признаки самовыражение и становилось просто источником финансового дохода.
(6)
Явно прослеживается аналогия с известным эпизодом из легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Было пророчество, что вытянувший этот меч из камня станет королём Англии. Артур вытащил меч из камня и был провозглашён королём.
(7)
Здесь описывается некое неформальное антиобщественное “рыцарское” подполье. Автор проводит некую аналогию с таким явлением в искусстве, как андеграунд - совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андеграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми.
Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андеграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андеграунда - «сексуальная революция», наркотики, антирелигиозность, проблемы маргинальных групп. В ряде некоторых стран андерграунд приобретал иные формы. Например, в бывшем СССР из-за официальной цензуры почти всякое неофициальное, то есть не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андерграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою субкультуру. Так появлялись независимые книжные публикации - самиздат, андеграундное распространение музыки - магнитиздат, неофициальные концерты - квартирники. Кроме того, значительная часть советского андерграунда была политизирована, так как любая оппозиционность в массовом искусстве была исключена из-за той же цензуры.
2001 г., 2020г.
Свидетельство о публикации №222012401446