Ирина Васильевна. часть третья

                « Ирина Васильевна »

                Рассказ

                ( Или короткая повесть ? )

                Часть третья



После общения с проводником, пройдя из тамбура до своего отделения
купейного вагона, я сдвинул влево дверь, полностью открыв для себя возможность
свободного входа. -
Объёмная, тёплая и лёгкая моя зимняя куртка не желала протискиваться
в на треть приоткрытый дверной проём.
Пространства в высоту было достаточно.

На одном из нижних мест располагалась женщина в плотной зимней натуральной
меховой шубе.
Головной убор, - изящная, под цвет шубы, зимняя меховая шапка, -
лежал рядом с ней и с её дамской сумочкой.
Лицо женщины было обращено в сторону заснеженного перрона первого пути.
Было понятно : так тихо она вела мысленную беседу с теми, кто её провожал.

Я поздоровался ; женщина ответила.
Голос её не был для меня знаком. --- Что поделать, если по свойствам памяти
я до сих пор могу слышать внутренним слухом звуки и голоса из очень и очень далёкого прошлого ...

Сняв плотную вязанную шапочку и свою куртку, поместив шапочку в один из рукавов,
я повесил куртку на одно из свободных « плечиков »\приспособлений для хранения
в вертикальном положении предметов одежды. \

Реального багажа у меня не было.
Поднимать свою нижнюю полку не пришлось.
Моя соседка, если и имела что для хранения под своим спальным местом,
то это всё было до моего появления убрано именно туда, в дорожный « чулан ».

Средних размеров даже не дорожная сумка, а скорее среднего размера мягкий объём
из плотного синтетического материала, по форме напоминающий столь дефицитные
в « семидесятые » и в « восьмидесятые » годы двадцатого века « дипломаты », -
по сути те же портфели для взрослых, но изготовленные из пластика,
из листового алюминия и обтянутые снаружи искусственной кожей разных цветов,
да ещё во многих моделях имеющие кодовые замочки, - был мною помещён
до поры до времени, до ужина, почти вплотную к стенке купе, ближней к выходу.

Эта удобная в дороге вещь имела и ручки для переноски и ремень для ношения
на плече.
Прочные « молнии » на двух отсеках позволяли открыть доступ к содержимому
мини-« чемоданчика » с любой его стороны.
Компактность и достаточный внутренний полезный объём всегда подтверждались
в поездках.


Метель за окном явно усилилась : резкие порывы насыщенного снегом ветра
сжимали чуть видное пространство между вторым этажом железнодорожного вокзала
и вагонами нашего пассажирского поезда. - Перепад высот между железнодорожными
путями и чуть наклонной привокзальной площадью, на уровне которой вход на первый
этаж.
Автовокзал в шаговой доступности ; ещё ниже, - на основной условно горизонтальной плоскости города.

Я с сочувствием подумал о невысокой бронзовой фигуре бравого солдата Швейка,
столько лет встречающей и провожающей людей, составы, сезоны года, рассветы, закаты …

Памятник литературному герою Ярослава Гашека установлен на территории перрона,
ближнего к первому пути. -
Швейк в солдатском обмундировании, за плечами ранец, на голове военное кепи.
Стилизованная табличка : « До Москвы … километров ; до Праги … километров. »


Попутчица моя, не вставая со своего места, сидя так же вполоборота
к полузанесённому свежим снегом окну, начала прощаться с провожающими,
давая им знаки о том, чтобы они уходили с перрона. -
Сначала были движения в сторону окна сгибаемых и разгибаемых пальцев
правой её ладони, а затем покачивания той же правой раскрытой ладонью влево-вправо-влево …

Двое провожающих, мужчина и подросток, после ответных « прощальных приветствий »,
покинули неуютный зимний перрон.
Женщина достала из своей сумочки платочек, аккуратно и не спеша прикоснулась им
к своим чуть влажным глазам.

« Теперь мы увидимся только в следующем году … в середине января … », ---
грустно, негромко, для самой себя произнесла моя попутчица.

Лицо и голос её дали мне примерный ориентир на возраст : явно на пенсии, 
провожали её близкие люди, - или муж и внук, или брат и племянник.
Светло-серые, имеющие лёгкий синий или голубой оттенок, зрачки.
Чуть провисшие щёки на средней полноты миловидном лице.

Естественного приятного цвета русые волосы на её геометрически гармоничной голове
были результатом качественного окрашивания, --- мало кто в пенсионном возрасте
« может позволить себе роскошь » сохранения и прежнего объёма и прежнего цвета.
Ровно подстриженные гладкие волосы слегка касались её ключиц.

Женщина отодвинулась от вагонного столика, встала во весь свой рост
и начала было сама снимать с себя шубу, но уступила моему желанию помочь.

Рост моей соседки оказался чуть ниже моего, - примерно на пол-головы.
Фигура попутчицы была в нормальной пропорции и к росту и к возрасту, -
ни явных массивных « излишеств », ни недостатка в тех или в иных полусферах.

Разместив шубу на « плечиках » в её половине купе, я решил первым назвать
свои имя и отчество ;
проявил инициативу и в том, чтобы мы, - скорее всего из одного советского поколения, - обращались друг к другу проще : по именам.

Благосклонно одобрив мою решительность, попутчица улыбнулась и назвала себя :
« Ирина Васильевна ; Ирина ; Ира. »
Тогда я « совсем обнаглел » : « А давайте сделаем так, что Вы меня зовёте Сашей,
а я обращаюсь к Ире. Вам будет много легче : столь много букв в имени Александр.»

Ещё одна её милая искренняя улыбка.
Соглашение достигнуто.

( Услышав столь значительное для меня сочетание "Ирина Васильевна"
я внутренне "и упал в пропасть и поднялся в небеса". - Память, память ... )

Завершая наше взаимно приятное знакомство каждый из нас сообщил о станции назначения, о цели своей поездки.

Ира ехала в Ульяновск.
Её средний сын учился в местном Политехническом институте на дневном отделении,
после получения диплома инженера остался в Ульяновске,
стал трудиться на местном авиационном комплексе.
Сын живёт с семьёй в Новом городе ; то есть она, Ира, не проедет по мосту
через Волгу.
Совсем недавно в семье её среднего сына родился второй ребёнок, - девочка ;
первым был мальчик, - теперь ученик первого класса.
И вот она, неоднократная бабушка, едет на целый месяц для помощи
по уходу за новорождённой.

На железнодорожном вокзале в Бугульме её, Иру, провожали муж и один из внуков.
На остановке « Новый город » её встретит сын, и они на его « легковушке »
быстро доедут до квартиры.
Багаж не тяжёлый, но объёмный : пелёнки, распашонки, прочее для малышки.
Пусть и не новое, но целое, чистое, проглаженное ; всё из хороших натуральных тканей. 
Набралось после рождения внучек и внуков, пока что проживающих в Бугульме.
Свободного времени достаточно, вот она в дополнение и связала на спицах
несколько пар новых шерстяных носочков, варежек, детские шапочки для прогулок.

« Для остальных » едут подарками\угощением банки с домашним вареньем,
домашние пирожки, а так же разнообразная фруктовая домашняя пастила.
Опережая вопрос Иры я тут же сказал :« Доставку багажа в тамбур беру на себя. » - Молчаливое уверенное согласие кивком головы.

Моя « подорожная грамота » была много проще и короче.
Недавно приехал я из Саратова, - по другой железнодорожной ветке, через Самару, -
до станции Аксаково ; а далее, на автобусах, от Белебея и через Октябрьский
в Уруссу, на празднование юбилея одного из самых-самых моих друзей :
семьдесят лет !!!
Пробыл в когда-то дорогом для меня рабочем посёлке четыре дня.
Решил возвратиться через Бугульму, - благо так совпало, что мой друг сегодня
по своим делам поехал сюда.
Заодно, и по дороге из Уруссу в Бугульму и проезжая по городским улицам,
была у меня редкая возможность « увидеть и услышать прошлое », -
памятное встречами, памятное событиями.

Вероятно, и для Иры были близко знакомы упомянутые мною названия, -
очевидный интерес в её внимательных глазах ;
заметно долго длилась её задумчивая улыбка,грусть которой мною верно воспринята : когда-то и она сама бывала в тех же местах.

Но я не стал ничего уточнять, полагая свои вопросы явно лишними.
Однако про себя отметил её взгляд, ушедший очень далеко, -
много дальше этого купе, этого вагона, этого поезда,
незаметно для нас одолевающего и километры пути и метель.

Увлечённые беседой, отвлечённые начинающимся доверительным общением,
мы и не заметили момента начала движения.

Новые попутчики ни в нашем купе, ни в нашем вагоне не появились. ---
Дверь в купе не полностью закрыта ; шагов и голосов людей, проходящих по коридору
к своим местам, не слышно.
Теперь только на промежуточных станциях желающие куда-то ехать
могут стать пассажирами поезда, следующего по маршруту « Пермь ---  Адлер » .

                *


Быть может, Ира ; быть может я « поставил вопрос на голосование »
по теме « чаепитие при лёгком ужине ».
Единогласное решение и « протокольное постановление : немедленно ! » 
были тотчас исполнены.

Ира быстро организовала стол, используя свои и мои съестные припасы,
достаточные и для намного длительнее путешествия ;
настоящая чайная заварка --- не из пакетиков --- в комплекте с крутым кипятком
в стаканах с подстаканниками доставлены мною от служебного купе проводника.

Ожидая остывания очень ароматного крепкого чая мы начали дегустацию
домашних пирожков, сотворённых двумя женщинами в двух разных домах
по различным рецептам.
Ира угостила меня ароматными аппетитными, сегодня утром испечёнными,
ещё тёплыми пирожками с разнообразной начинкой ;
я дал ей возможность оценить труд и старание жены моего друга.

И та и другая « пирожковая линия » оказались достойными друг друга.
Ожидаемые отличия русской кулинарии от татарской кулинарии только дополнили,
только обогатили вкусовые восприятия от замечательных по форме
и прекрасных по содержанию домашних пирожков, в обязательном числе которых
были и « малый\мелкий бялиш », несколько штук, и перемячи !

((( Ещё трёх или хотя бы двух абзацев о домашних пирожках не ждите !
     Сами вспомните. Сами приготовьте. Сами ешьте и сами угощайте. )))

Выпив по стакану чая, а затем ещё по одному, мы завершили приятно-полезный ужин.

Времени в пути до Ульяновска было предостаточно.
Ни Ира, ни я не выказывали желания прекратить так хорошо начатое общение.
Лично у меня появилось чувство давнего, очень « древнего » знакомства с Ирой.
Не могу сказать за неё, но было ощутимо и с её стороны реально существующее
по отношению ко мне доброжелательство.

Решив « разогнать одним выстрелом много больше двух зайцев », -
создать общую тему да и пополнить мои знания о городе Бугульма,
( а вдруг пригодятся ?! ) - я спросил Иру о том, будут ли для неё интересны
мои воспоминания про её родной город, с которым я познакомился
во время экскурсионной автобусной поездки моего седьмого или восьмого класса
из Уруссу в Бугульму.
Знакомство это произошло аж в 1969 году. ( Или в 1970 году ? )

Упомянул я и о том, что город, - его улицы, его площади, его вокзалы
и его аэропорт, - имеет отношение ко многим не забытым мною событиям,
которые до сих являются важными для меня воспоминаниями.

" С относительно недавних пор, --- лет пять, --- я увлечён творческим пребыванием
на двух литературно-социальных порталах, позволяющих свободную публикацию
и стихов и прозы.
Так что город Бугульма ещё будет неоднократно назван, прежде всего в моей прозе.

Стихи …
Когда-то, большей частью в 1982 году и малым дополнением в 1983 году,
само собою получился грустный лирический цикл …
Но имени города в нём нет.

А вот в прозе перспективы значительны : тот же 1982 год, лето. 
Одна из Бугульминских ПМК, от которой наша отдельная студенческая бригада получала материалы для строительства :
первоначально запланированная новая линия электропередач, трассу для которой
мы разметили в полях и на свободной местности неподалёку от города Заинск,
так и не была начата по причине задержки поставок сборных металлических опор ;
вместо намеченного по договору между ПМК\передвижной механизированной колонной \
и студенческим строительным отрядом выполнения объёма денежно более выгодных работ по монтажу и по установке высоких П-образных металлических опор
нашей бригаде из шести человек пришлось заняться строительством
новой электрической подстанции неподалёку от того же Заинска, - за окраиной села,
на территории совхоза.

Основная часть студенческого строительного отряда "Энергия-82"
трудилась в самой Бугульме и рядом с нею.
Лишь одна наша бригада была в отдалении от базовой ПМК.

Не скоро, но всё же доберусь я до первого своего студенческого стройотряда. -
Вероятнее всего в одной или в двух главах давно меня ожидающего повествования
про учёбу на дневном отделении, про новое общежитие Казанского филиала Московского энергетического института и особенно про обретение дружбы
с моими ровесниками и с замечательным человеком чуть постарше, -
давно не студентами, а преподавателями в Казанском университете, в другом вузе.

На следующий год, летом 1983 года, студенческий стройотряд был много интереснее :
Петропавловск-Камчатский.
Ещё два лета я провёл в самой Казани, сознательно решив остаться в летнем студсовете, неся свою долю организованной ответственности за абитуриентов,
а затем и за первый курс, заселяемый с первого сентября в общежитие.

В 1986 году, в июле, был в составе учебного взвода на летних военных сборах
в Майкопе. - Итог трёх лет обучения на военной кафедре института.

Февраль 1987 года. Защита диплома. Март --- отпуск ; с первого апреля
вышел на работу.
Мог бы остаться в Казани, - надо было использовать все возможности ;
надо было проявить упорство, так явно тогда необходимое !
Оказывается, если бы я не был направлен на учёбу от Уруссинской ГРЭС,
то меня ждало распределение сразу в РЭУ « Татэнерго ».
Тогда и дальнейшая жизнь моя была бы совершенно, совершенно иной.

А одна из возможностей остаться в Казани, да ещё после учёбы распределиться
в « штаб » всей энергетики республики заключалась в моей женитьбе до защиты диплома, да и после защиты диплома, на той, чья жилищная прописка
имелась в Казани. -
С директором ГРЭС, с Е.В.Цыгановым, задолго до 1987 года,была беседа на эту тему.

Евгений Викторович огорчился моим желанием остаться в Казани ;
но он, при наличии официального достаточного повода, дал бы своё
директорское согласие на открепление меня от Уруссинской ГРЭС :
всё равно я, молодой специалист, оставался в энергосистеме.

Но за все годы после лета и после двух сентябрьских дней и двух ночей,
нечаянно проведённых в Бугульме образца 1982 года, ни по возвращении в Казань,
ни бывая в других городах, нигде больше я так ни разу не влюбился
и тем более не полюбил ни одну девушку, ни одну женщину. ---
Величайшее чудо любви снизошло лишь в августе 1986 года. Армавир."




               

                23.01.2022


                *






 

























               


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Наконец-то, вы познакомили с главной героиней,которой посвящена повесть.Конечно, заинтриговали скромно упомянув о даре яснослышания вашего литературного героя. А вот чем же может удивить главная героиня предстоит узнать в последующих главах.С интересом продолжу читать. С теплом, Валентина

Валентина Гуляева 2   20.09.2022 13:03     Заявить о нарушении
Чуть добавлю, слышать мысли людей забавно, особенно про себя... Смотришь на лицо, человек молчит и вдруг ясно слышишь слово!.Нужно иметь иммунитет-сохранять невозмутимость, когда возникает желание подшутить, а иначе можно испугать до смерти. В моих опусах где-то есть об этом. Да такой способностью обладает каждый человек при рождении, а после способность к сожалению улетучивается. В крайне редких случаях сохраняется и не приветствуется (смеюсь), кому охота, чтобы его мысли слышали...


Валентина Гуляева 2   20.09.2022 14:46   Заявить о нарушении
Благодарю, Валентина !

да, это свойство верного восприятия чужих мыслей и вероятного последующего поведения имеется во многих людях, а в очень давние Времена телепатическое общение в человеческом обществе было нормой ; да и общение с миром Природы,
не только земной, происходило прежде всего на мысленном уровне.

так называемая "эмпатия" стала модной темой.

Валентина !
Вы правы : надо очень аккуратно относиться к своим особым возможностям.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   21.09.2022 01:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.