Эксперимент Томаса Элиота
Однажды во время публичного прочтения своих стихов и монологов на одном званом поэтическом вечере, он, стоя на сцене, совершил один удивительный опыт.
Томас зачитал большую часть своих новых творений перед слушателями, оставив несколько, никогда никем не слышанных трудов под конец вечера для эксперимента. После каждого произнесённого им стихотворения он выслушивал хвалебные отзывы: «Какой красивый слог!», «Ах, какие замечательные образы!», «Браво, маэстро!» и тому подобное.
Наконец, он добрался до отложенных им под конец произведений. И тут он объявил собравшимся:
- Господа! Один мой знакомый начинающий поэт, также пишет неплохие стихи. Но он пока стесняется выходить на сцену, не уверен, что слушатели по достоинству оценят его труды. Поэтому он попросил меня прочесть его стихи. Позвольте мне вам их прочесть, а после вы скажете, достоин ли мой знакомый иногда стоять перед вами вместо меня.
После он зачитал четыре произведения. Больше бы ему не дали. Большая часть слушателей осыпало его стихи критикой: «Слог слабоват», «Содержание высосано из пальца», «Образы примитивны и скучны» и так далее.
Озадаченный Элиот, оставшись наедине, решил, что он видимо для своего эксперимента выбрал явно самые неудачные из его работ.
На следующий день, Томас давал еще одно публичное чтение стихов, но только в другом зале и перед другими слушателями. И он решил повторить свой эксперимент, но с изменениями. Те труды, которые в последний раз им читались в конце, он читал вначале и уже как свои. И на них он выслушивал самые лестные и приятные отзывы. Под «знакомого, начинающего поэта» он теперь оставил те труды, которые на прошлом вечере читались как свои. И снова после каждого прочитанного им «не своего» произведения он выслушивал жёсткую и обидную критику.
После поставленных им экспериментов, Томас Элиот в одной из своих статей сделал заключение о чудовищной предвзятости среднего обывателя и явной зависимости оценки любого творческого труда от авторитетности автора.
Данный эксперимент попал в английские учебники по социологии.
Свидетельство о публикации №222012601899
Интересный эксперимент. Предположу, что на поэтические вечера Элиота пришли люди, которые сами сочиняют стихи. Поэтому их реакция на стихи «неизвестного» поэта была предсказуемой. Возможно, если бы на выступлениях Элиота присутствовали люди, пишущие прозу, результат эксперимента был бы иным. Но такие люди не ходят на поэтические вечера.
Отличить "прозаика" от "поэта" очень просто. Придя на юбилей к знакомому поэту, прозаик, выступая с поздравлениями, прочитает стихи юбиляра, а поэт – свои стихи).
«Томас Элиот в одной из своих статей сделал заключение о чудовищной предвзятости среднего обывателя и явной зависимости оценки любого творческого труда от авторитетности автора».
Вспомнились слова В.Белинского: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету...»
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 27.11.2024 17:32 Заявить о нарушении
А у меня еще такое предположение зародилось. КАК Элиот читал "чужие стихи"?
Изредка я смотрю как некоторые хорошие поэты читают стихи (неважно, свои, чужие). Это ведь "театр одного актера", где-то определенные акценты, где-то экспрессия, надрывы! Гениально прочитанное даже слабое стихотворение физически не может не понравиться.
Предполагаю, что Томас Элиот просто свои стихи прочел со всей выразительностью, а "не свои стихи" пробубнил.
Но, впрочем, это тоже догадка.
Максим Катеринич 27.11.2024 17:44 Заявить о нарушении
Игорь Маркович Чернов 22.12.2024 21:06 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 23.12.2024 13:57 Заявить о нарушении