Ирина Васильевна часть пятая

                « Ирина Васильевна »

                Рассказ

                ( Или короткая повесть ? )

                Часть пятая


« Времени до трёхминутной остановки пассажирского поезда возле платформы
  « Ульяновск-Новый город » оставалось не так и много.
  Ира пересела на прежнее место ; теперь её лицо вновь по ходу движения.

В чуть освещённом пространстве купе, которое совсем недавно было безмерным
и, в те неизвестные по счёту минуты общего нашего путешествия в памятное
для двоих былое, одновременно малым, - в объёме двух сидящих рядом людей, -
тихо, уютно, душевно ...

« Саша … я устала … прилягу … волнение … давление в норме, но вот пульс … »
Ира сняла зимние полусапожки, поставила их под столик.
Затем она аккуратно легла на постель, заправленную ещё во время начала движения
нашего поезда со станции Бугульма.
Симпатичный дорожный брючный костюм позволял своей разумной хозяйке
не заботиться о переодевании при её желании отдыха на всей горизонтальной плоскости вагонной постели.

« Я чуток полежу, вернусь в себя, настроюсь на скорую встречу с сыном …
  А вот и смс-сообщение от него … обязательно встретит …
  будет ждать моего появления ...»

Ира быстро набрала текст своего сообщения, отправила.
Убрала сотовый телефон в свою сумочку, стоящую на столике.
Ира легла на правый бок, закрыла глаза, тихо вздохнула.

В купе было умеренное тепло, --- ни чрезмерной духоты, ни ощутимой прохлады.
Комфортная температура, позволяющая желающим быть у удобной для них одежде.
Я по-прежнему был в лёгком трикотажном свитере, под которым плотная оранжевого цвета футболка с длинными рукавами. - Пиджак висел под курткой.
После отправления поезда со станции « Ульяновск-Центральный » сниму брюки, носки и свитер ; лягу спать.

После быстрых действий по заправке своей постели я переобулся, -
зимние ботинки стояли в проёме под полкой ;
тапочки-сланцы, удобные и лёгкие, дали свободу ступням.
Завтра утром пораньше проснусь, займусь оформлением дорожных мыслей
да и новых чувств в блокнот, а то и в тетрадь, если столик не будет занят.

Во мне ни усталости, ни разочарования от собственных воспоминаний,
так неожиданно перемещённых в личную память всегда для меня дорогого человека ...

На этот раз они максимально грустны, но не печальны, - и тем более не трагичны.
Длительность лет, прошедших и с 1982 года и после 2008 года, иные события, 
иные мысли, иные впечатления, иные мои ошибки и успехи создали множество других
предельно заполненных « ячеек » памяти, осознанное открытие которых происходит нечасто.

Разве что при взаимно радостном общении с друзьями, с давними знакомыми
наши личные воспоминания так искренно, так верно дополняются и позволяют
иногда узнать, « увидеть », запомнить действительно новое.
Например, из школьных впечатлений, из событий юности и молодости …
Интересно же услышать о себе, о своих поступках из уст тех, с кем общался
в классе, на производстве, в часы отдыха на рыбалке, на танцах, на киносеансах …

Бывают занятны и поучительны озвученные воспоминания обо мне :
не всё я помню о себе ; не ко всему я относился столь внимательно,
чтобы очень хорошо, « специально », запомнить.

Вот эта редчайшая наша встреча, вероятность которой была предельно минимальной
и очень близкой к максимальной невозможности, произошла явно под воздействием
если не Чуда, то по причине единственно для меня объяснимой :
была оказана помощь в соединении стольких казалось бы независимых друг от друга
фрагментов.

А именно : юбилей моего друга ; возможность возвращения в Саратов через Бугульму ; поездка на легковом автомобиле по улицам памятного для меня по разному города ;
приобретение билета в одно и то же купе ;
обычное дорожное ни к чему не обязывающее знакомство,
так быстро и так естественно перешедшее в приятное общение ;
взаимно уважительное заинтересованное общение, завершённое признанием факта
прежнего нашего знакомства.

Быть может, первичный импульс для образования всей этой устойчивой
системы событий возник из очень давней мысли моей : « Увидеться бы с Ирой …
просто увидеться …
« вдвоём вернуться в сентябрь 1982 года » ...
всё же узнать от неё о вероятности или, увы, о невозможности создания общей нашей дальнейшей, семейной, жизни …
что было бы, если бы … »

Что делать, что делать …
мы иногда возвращаемся мысленно и чувствами на первые в своих юных
или в своих молодых жизнях много решающие « перекрёстки », позволяя фантазии
увлечь нас « вариантами », столь отличающимися от достигнутых нами реальностей …

Сегодня я поставил предельно для меня понятную « точку » после части
моего прошлого, так долго не завершаемой из-за длительной иллюзии только моей
личной ошибки из-за свойств моего прежнего характера ...

Сегодня я, хранящий все прежние светлые мысли, все прежние искренние честные чувства по отношению к Ире, создал себя нового :
сделал очередной шаг в приближении к мудрости.

Сейчас, в одном со мною купе, действительно другой человек,
совершенно иная женщина, - внешне чужая, внешне далёкая, но по сути своей та же :
разумная, знающая и понимающая очень много в том, что принято называть жизнью.
Женщина, принимающая верные для себя решения, следующая своим принципам.


« Тёмно-зелёное грустное платье
  Помню везде и всегда …
  Так не хватало тогда нам объятий,
  С губ твоих искренних « Да … »

Позволил себе процитировать завершающие строки цикла 1982\1983 годов ; 
мои стихи.
Эти строки из 2015 года … эпилог … »

                *


Ирина, моя попутчица в пути от Саратова до Черноморского побережья Краснодарского края, моя внимательная, задумчивая слушательница, была очевидно впечатлена развёрнутым перед нею полотном, повествующим о так хорошо хранимой частичке
моего прошлого.

Я выразил желание сделать перерыв, дать возможность отдыха
прежде всего её восприятию.
Голос мой --- в меру грустный, в меру возвышенный --- не утомился,
не перестал звучать всё тем же ровным тембром, позволяющим свободно вести многочасовую речь.

« Что Вы, что Вы, Александр ! Я с большим интересом слушаю и слышу Вас !
  Вероятно, близится завершение Вашего трогательного и поучительного рассказа.
  Постарайтесь его завершить до остановки и стоянки нашего поезда в Волгограде.
  А вдруг к нам подсядут новые пассажиры ?
  Навряд ли Вам тогда удастся поведать мне полностью столь удивительное ! »

Желание любой женщины закон, - когда она права.

Я согласился с мнением моей замечательной слушательницы, и, выпив полстакана минеральной воды, вернулся действительно к завершению « сольного выступления ».

                *

« Негромкий настойчивый стук в дверь нашего купе.
  Я включил верхнее освещение, открыл дверь.
  Проводник предупредил Иру о скором её прибытии на станцию.

Вот мы в тамбуре вагона.
Постепенное торможение пассажирского поезда, остановка.
Дверь вагона открыта, выход из вагона свободен.
Вечер в зимней неопределённости направлений « восток », « запад ».

Ира аккуратно сошла на заснеженный перрон, замахала правой рукой.
Проводник, мужчина лет пятидесяти, бережно отнёс из тамбура на платформу
и чемодан на колёсиках и среднего размера картонную коробку,
заклеенную прозрачным скотчем и обмотанную багажным ремнём.
Я не мог помочь : искусственные суставы …
Но исполнил обещанное : прикатил в тамбур чемодан, на котором Ира придерживала
плотный ящик с банками варений.

На этой промежуточной остановке не было других выходящих из нашего вагона.
До сигнала об отправлении дверь вагона не закрыта.
Морозец бодрил и дал возможность подышать свежим воздухом.
Я увидел подбегающего к Ире молодого человека, объятия, а затем движение двоих
по платформе к ближайшей лестнице ведущей вверх, на уровень автомобильной трассы.

Протяжный гудок.
Дверь вагона закрыта.
Я вернулся в своё купе.
Ещё ехать и ехать.
Скоро мост над закрытой прочным льдом Волгой, а чуть погодя стоянка поезда
на полчаса : « Ульяновск-Центральный », - вероятная заправка вагонов водой, замена локомотива, высадка-посадка пассажиров.

С началом лета добавляются один-два вагона к этому составу ;
то же самое происходит в Саратове и в Волгограде, -
много желающих ехать по южному направлению.
В обратном направлении, при движении в сторону Перми, происходит укорочение состава.

Появятся или не появятся в этом купе новые попутчики или попутчицы, не так важно.
Я перемещаю свою постель на то нижнее место, которое занимала Ира, -
по билету моё место.
Переставляю свой дорожный « мини-чемоданчик » под нижнюю полку.

Для кого-то может быть неудобством размещение в вагоне « спиной к локомотиву »,
то есть видеть в окне « отстающие » пейзажи ;
для меня же нет особой разницы во время движения.

Во время стоянки поезда неторопливо ужинаю, пью чай.
Ближе к завершению времени посадки в купе появились новые соседи :
семейная пара, средних лет, едут до Волгограда.

Здороваемся.
По именам не знакомимся.
По привычному для всех этикету новые пассажиры представляются первыми.
Для них я бы назвал полностью своё имя, своё отчество.

У меня тоже ни малейшего желания для общения, - они оба, после размещения багажа, после снятия уличной одежды и приготовления своих постелей,
уткнулись в смартфоны.

Наш поезд покидает Ульяновск.
Пожелал доброй ночи соседям и отбыл я ко сну.

Утро раннее.
За окном медленный, чуть заметный переход от ночи к зимнему утру.
Соседи спят. ---((( Могут спать до приближения к Волгограду. )))

А для меня имеется возможность « нарисовать буквами » хотя бы часть
вчерашних чувств и размышлений.
Сходил в туалет, умылся.
Принёс себе кипяток, - дверь служебного купе была закрыта ;
да и в такую рань ради одного пассажира заваривать новую порцию настоящего чая ?
Известная марка зелёного « пакетного чая », сахарный песок из маленькой пластиковой бутылочки, пара домашних пирожков и один « малый бялиш » 
были достаточны для быстрого сытного завтрака.

Наш состав без движения. - Станция ?  Или техническая остановка в ожидании встречного ?
Окно нашего купе явно не в сторону вероятного вокзала, - на соседнем пути грузовой поезд.
Быть может, станция Сенная ?

Я поглядел на свои наручные часы.
По времени очень даже похоже : до Саратова ехать ещё два, два с половиной часа.
Отключённый ещё в Бугульме сотовый телефон можно было включить ;
теперь местная сеть.
И сын и новая моя жена знали о том, что я в дороге не пользуюсь сотовой связью. -
Нет необходимости.

Выпив одну кружку хорошего зелёного чая, решил я организовать вторую.
В этот момент наш состав начал набирать ход.
Можно было поинтересоваться у проводника нашим географическим положением.
Да, мы только что проехали станцию Сенная. Скоро Саратов.

После удовольствия от второй кружки чая было предвкушение радости
от « рвущихся на волю » стихотворных строк,
« сами собою слагаемых » всего лишь хорошим настроением от успешно завершаемой поездки на юбилей к другу, да ещё и от удивительной встречи с той,
которая оказалась права в своём отношении ко мне, в своём решении относительно моих письменных признаний, неожиданно для неё дошедших до степени « крайней » :
моего желания нашей совместной семейной жизни.


Сначала надо было выразить стихами или ритмической прозой всю ту наполненность
новых моих воспоминаний, что со вчерашнего дня, со вчерашнего вечера так надёжно хранятся в моём сознании.
И лишь затем постараться успеть сделать краткие наброски прозы.

За примерно два часа быстрых движений шариковой ручкой по листам удобного, -
в твёрдой обложке, - блокнота удалось верно запечатлеть чувства, мысли, образы.

Для их воспроизведения на бумаге « ничего не требовалось делать » :
ни думать, ни заново переживать, ни искать слова-ритмы-рифмы, - за прошедшую ночь
моё подсознание, словно Василиса Премудрая и Прекрасная, выполнило основной труд.

Подобное состояние я испытал много-много раз, - например, в июле 1985 года :
лагерь МЭИ поблизости от Алушты, а затем и в Казани, в августе и в сентябре.
((( Да, был изумительный повод !
    « Всего лишь » пребывание в стадии влюблённости … )))

А до этого происходили очень похожие явления : впервые в 1976 году,
после гибели от клещевого энцефалита моего и нашего друга … ;
затем в 1982 году и в январе 1983 года, - моя влюблённость, моя любовь к Ире ;
далее в 1986 году, в Армавире и после Армавира и много дальше по времени ;
до встреч и после встреч со своим классом, - в 1997 и в 2002 годах.

Были и другие стихотворные циклы, но они добывались иным трудом :
трудом терпения, трудом поиска, трудом понимания « могу и надо ».

К Вашему сожалению, Ирина, я не взял с собою сборник недавно изданных
моих стихов.
((( Кто же из авторов перечитывает самого себя ?! Да ещё и в дороге. )))

Быть может, что-то из всего напечатанного представит для Вас интерес.
((( Не мог же я заранее знать о вероятности столь взаимно приятного
    нашего общения ! )))

При Вашем желании, Ирина, по возвращении в Саратов могу преподнести Вам подарок
в виде этого сборника.
Если захотите, то с дарственной ((( очень внушительно торжественной табличкой :
от автора, благодарного за совместный « тяжелейший » путь к Чёрному морю. )))

Итак, Вы согласны.
Что ж, на обратном пути начну обдумывать текст, дополняющий экспромт.

Вернёмся в то декабрьское утро, когда я или « я », когда « мы » сотворили
реально хорошее, реально достойное уважительного внимания.
Полётное чувство эйфории длилось и длилось, пока не стали видны первые здания
окраины Саратова.
Надо было готовиться к выходу из вагона.


Очень коротко перескажу момент, « крайнего ли ? », прощания с Ирой.
( В стихах много больше красок, различных эмоций, просто мыслей ... )

Застёгнуты « молнии » полусапожек, перед дверным зеркалом оправлен
брючный костюм.
Лёгкие и быстрые касания не яркой губной помадой.

Вот Ира, при моей помощи, надевает шубу, застёгивает её на пуговицы,
надевает шапку.
Неожиданно Ира обнимает меня, прикасаясь своею щекой к моей ...

Затем стремительно выходит из купе и в пустом коридоре ждёт,
пока я вывезу чемодан, вынесу коробку.
Ира надела тёплые перчатки, в её левой руке сумочка.

Ни одного звука, ни одного слова ни от неё, ни от меня.
Меня бьёт лёгкая дрожь, в горле ком ; в глазах нет слёз, но они близки ...

Ира ...
В её глазах грусть, благодарность, пронзающая внимательность ...

Тамбур, открытая дверь вагона, выход Иры на платформу ...
Мужчина-проводник аккуратно вынес её багаж.
Ира обнимает своего сына, их перемещение по платформе ...

Вот и всё.
Случайная встреча, неизбежное расставание.

               
                *

В Саратов поезд прибыл по расписанию.
Мои соседи по-прежнему спали.
Сборы мои были недолгими.

Через примерно полтора часа я был у себя дома.

А дальше привычный ритм в не имеющих для меня значения названиях будних
или выходных дней.
Пенсионер ...

Никому и никогда я не рассказывал про особенность моего возвращения.
Для чего ?!
Но я использовал этот необычный сюжет из своей жизни и для новых стихов, опубликованных, и для вероятно очень понятного для многих людей рассказа, задумкой которого откровенно поделился с Вами, Ирина.

Надо ли мне браться за этот труд прозаика, проявить терпение и старательность ?
Смогу ли я показать двоих людей житейскую мудрость при воплощении на бумаге
услышанного Вами ?
Что Вы, женщина, к тому же литератор, услышали, "увидели", приняли
или не приняли  ? »




                26.01.2022

                *


Рецензии