Об агрессивных обрядах

Если рассматривать обряд как таковой, то вне зависимости от того, насколько человек религиозен, или не религиозен совсем, он не станет отрицать нужность обрядов. Обычное рукопожатие - это уже обряд. Посвящение в краповые береты - это тоже обряд, причём агрессивный. Пытаясь подобрать определение, я рассматривал термин "экстремальный обряд". Но экстремальность мы обычно связываем с риском для жизни, а поэтому это название не подходит. К примеру, самобичевание, обрезание, запекание, окунание в прорубь нельзя назвать экстремальными обрядами, потому что при соблюдении всех предосторожностей они не представляют никакого риска для жизни. Поэтому я решил остановиться на термине "агрессивный обряд".
........
Наиболее агрессивные обряды характерны именно для диких племён. Если европеец приезжает, чтобы жить в диком племени, то он будет обязан разделять их верования и участвовать в обрядах. Обряды же обычно агрессивны, и европеец будет страдать. Традиции криминального мира также связаны со страданием, в некоторых латиноамериканских бандах нужно пройти посвящение. Посвящение - это избиение, в процессе которого надо проявить стойкость духа. В древней Руси был обряд запекания, когда новорожденного заворачивали в тесто и помещали в печь, в которой не было дров, но температура была высокая. Сейчас все эти обряды считаются дикостью и варварством. В то же время другие обряды, менее агрессивные, в современном обществе приветствуются.
..........
Мои оппоненты могут сказать, что в меру агрессивный обряд может быть принят и одобрен, так как он не слишком агрессивен, безболезнен, и поддерживается народом. В первую очередь нужно говорить об окунании в ледяную воду, то есть, в прорубь, 19 января каждого года. Считается, что в этот день крестился Иисус. Правда, я бы заметил, что крещение это не окунание, крещение совершается один раз в жизни, но не в этом суть. Я считаю, что любой обряд не есть нечто изначально утверждённое или строго-обязательное. Обряды могут придумываться, изменяться, отменяться, и так далее. К примеру, если мы перекрещиваемся в храме и дома - это не является чем-то строго-обязательным, и таким, что нужно выполнять точно и правильно. Я полагаю, что к обрядам надо относиться более легко. К примеру, если старовер крестится двумя пальцами, то не стоит его одёргивать. Он может креститься и одним пальцем, и всей рукой, или не креститься вообще, это не играет важной роли. Ригоризм при исполнении обрядов не обязателен. Более того: можно придумать и свой обряд, и ни у кого разрешения спрашивать не нужно. Именно таким и должно быть правильное христианство. Вместе с тем некоторые обряды, в силу определённых причин, не являются христианскими, и должны быть запрещены. Но запрещены не в таком смысле, что за нарушение что-то будет, нужно просто на официальном уровне признать их чужими и не-христианскими, издать постановление о нежелательности выполнения таких-то обрядов.
........
В число таких не-христианских обрядов попадает и окунание в прорубь. Но почему? Например, потому, что использование холодной воды в таких целях не имеет никакого смысла. Тёплая вода 19 января обладает такими же свойствами, как и холодная. Представим перед собой две кружки с чаем. Одна - кипяток, другая - тёплый чай. Разве мы станем вливать в себя кипяток? Горячая вода - неблагоприятна в восприятии реципиента, точно также и холодная вода. Поэтгму сравнивать горячее с холодным вполне уместно. Холодная вода нам ничего не даёт, поэтому её использование не имеет никакого смысла. Тогда возникает вопрос: а почему же эта традиция прижилась, и нашла сторонников в среде народа и даже освящается церковью? Ответ надо искать в психологии. Человек, окатившись водой 19 января, должен почувствовать благодать, так как вся вода на Земле в этот день считается особенной. Но, если человек слабо верит, если он плохой христианин, то ощущение благодати не возникнет. Поэтому холодная вода служит чем-то вроде замены благодати, через организм проходит стрессовый импульс, выделяется тепло. То есть, "что-то такое происходит". И многие, выходя из воды, так и говорят, что почувствовали благодать. Но на самом деле это подмена понятий. То, что происходит, является физиологическим процессом, реакцией организма на холод. Грубо говоря, это обычный псевдо-духовный лохотрон, который поддерживает официальная церковь. Точно также следует расматривать и любой другой экстремальный, то есть, агрессивный обряд.
..........
Среди агрессивных обрядов можно также назвать и самобичевание. Человек берёт плеть и ударяет сам себя по спине. В православии такая практика запрещена, но она приветствуется в других религиях и некоторых христианских сектах. Например, в секте "хлысты". Если же мы будем считать, что нельзя делить обряды на правильные и неправильные, и что все они хороши в зависимости от того, чему посвящаются, то надо признать, что самобичевание это хорошо. Но церковь не признаёт этот обряд, и даже запрещает его. Но вместе с тем церковь не запрещает ползание в святых местах. Если какое-то место считается святым, то иногда находятся люди, которые ползают вокруг этого места. И церковь это не запрещает! Также странно выглядит, когда некоторые лобызают стены храмов, но тут уже агрессивный обряд не просматривается. Скорее, странный. И он отпугивает людей от вхождения в сферу духовную. Когда-то в России была традиция крестить новорожденных в проруби зимой, но потом это было запрещено. Оказалось, что такие дети вырастают со слабым здоровьем. Но суть даже не в этом. А в том, что христианству чужд любой агрессивный обряд, даже если он агрессивен в меру. Суть такова, что, если обряд хоть немного агрессивен, то он бессмыслен. Вот и всё. По этому простому и понятному признаку можно отделить правильный обряд от неправильного.
........
С другой стороны, мы знаем, что в древнем иудаизме практиковалось обрезание, и такой обряд нельзя считать неагрессивным. Но следует понимать, что Ветхий Завет резко отличался от Нового. Про Новый Завет можно сказать: "мы не под законом, а под болагодатью". (Рим.6:14). В современном переводе это звучит так: "пусть не правит вами больше грех, потому что вы не во власти Закона, а во власти Божьей доброты". Имеется ввиду то, что древний иудей, в отличие от христианина, был более греховен. Это если брать в среднем. Именно поэтому для грешника создаются более суровые правила, более грубые и вещественные. Человек понимает речь, и способен выполнять то, что ему скажут. Скот не понимает человеческую речь, и ему более походит кнут. Ветхозаветные правила больше напоминали кнут, нужно было проводить обрезание, приносить в жертву живых животных, сжигать на костре их части. Всё это выглядит бессмысленно, но цель была в том, чтобы привязать разум дикого человека к служению Богу. Если заставить дикаря жить по-новозаветному, он это не поймёт. Но в то же время, я бы заметил, что религия изменилась, но из этого не следует, что человечество стало лучше. Даже наоборот, пророк Ездра говорит, что чем дальше, тем деградация человечества будет сильней. "Чем более дряхлеет век от старости, тем более умножается зло для живущих". Разница лишь в том, что до Христа иудаизм был религией одного народа, при этом религиозен был весь народ. А после христа религия стала достоянием избранных. Представим еврейский народ. Что о нём можно сказать? Такой же народ, как и все. В целом. Тогда в каждом народе будет примерно 10% добрых людей и 90% злых. То есть, злых в меру. Эти 90% людей, это, по сути, дикари, люди, не замотивированные на праведность, обыватели. После того, как пришёл Иисус, христианами стали становиться именно эти 10% лучших людей, из каждого народа. Именно поэтому правила Нового Завета не похожи на Ветхозаветные. Ветхий Завет заточен под 90% диких людей, и все обряды там грубые и агрессивные. По этому и говорится, что древний еврейский народ был под Законом, а не под Благодатью. Благодать - это то, что распространяется на 10% населения от всех народов, то есть то, что характерно для самых лучших людей. Быть под благодатью вовсе не означает быть свободным от любых правил и обрядов, скорее, наоборот. Под благодатью - значит под новыми законами и под новыми обрядами, не содержащими в себе ни малейшей агрессивности. Именно поэтому мы должны говорить везде и всюду, что обряд окунания в прорубь никак не может быть христианским. И я бы хотел, чтобы мою статью скопировали и распространили. Не для поднятия моей личной популярности, а чтобы из этого вышла польза для всех.

.......


29.01.22



..........






.......






Картинка впечатляет. Далее, если честно, можно и не читать.

Чёрный Ветер Ариев   29.01.2022 12:17   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания









Если впечатляет, то читать надо. И копировать, и распространять.

Андрей Браев-Разневский Абр   29.01.2022 15:21   Заявить о нарушении / Удалить







Обряд окунания в проруб — один из множественных, ныне существующих в современном христианстве, языческий ритуал, праздник Великого Водокреса.
Если изучить Писание, то нигде в нём вы не найдёте ни одного (!!!) ритуала или обряда, которые практиковали бы первые христиане. Всё пришло позднее, когда в христианство проникло отступничество. Современное обрядовое христианство — это, скорее, завуалированное язычество.

Лина Гарбер   29.01.2022 16:25   Заявить о нарушении / Удалить







Не согласен. Вовсе не требуется, чтобы обряд был древний. Литургия тоже появилась не сразу. Крашеные яйца и куличи - тоже не сразу. Вражно то, что эти обряды не агрессивные, а значит, их можно выполнять. Хождение с крестами и иконами пришло от еретиков, но это не проблема. Можно освоить и языческий обряд, сделав его своим. Поклонение Богу на коленях тоже пришло из язычьества, и что, теперь это надо запретить? Да и храм евреи хотели построить, глядя на язычников. Храм в иерусалиме тоже языческий? Колокола пришли из буддизма, и так далее.

Андрей Браев-Разневский Абр   29.01.2022 17:37


Рецензии
Картинка впечатляет. Далее, если честно, можно и не читать.

Чёрный Ветер Ариев   29.01.2022 12:17     Заявить о нарушении
Если впечатляет, то читать надо. И копировать, и распространять.

Андрей Браев-Разневский Абр   29.01.2022 15:21   Заявить о нарушении
Не согласен. Вовсе не требуется, чтобы обряд был древний. Литургия тоже появилась не сразу. Крашеные яйца и куличи - тоже не сразу. Вражно то, что эти обряды не агрессивные, а значит, их можно выполнять. Хождение с крестами и иконами пришло от еретиков, но это не проблема. Можно освоить и языческий обряд, сделав его своим. Поклонение Богу на коленях тоже пришло из язычьества, и что, теперь это надо запретить? Да и храм евреи хотели построить, глядя на язычников. Храм в иерусалиме тоже языческий? Колокола пришли из буддизма, и так далее.

Андрей Браев-Разневский Абр   29.01.2022 17:37   Заявить о нарушении
Если честно, я вообще не понимаю, а зачем обряды. Если только ты не на сцене. Или не гонишь понты. Не валяешь дурака. Или ты не полный дурак. Мне одно интересно. Кто будет эти обряды выполнять, если это никому не будет видно. Да никто. Из вменяемых.

Чёрный Ветер Ариев   29.01.2022 19:47   Заявить о нарушении
//Можно освоить и языческий обряд, сделав его своим// — можно что угодно. Только, опять же повторюсь, это не имеет никакого отношения к христианству.
.....
Имеет, так как посвящается Единому Творцу, а не языческим богам.

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:06   Заявить о нарушении
//храм евреи хотели построить, глядя на язычников// — серьёзно? Исследуйте Писание на этот счёт (1 Летопись 28:11-19)
....
Исследовал. Именно так всё и было.

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:07   Заявить о нарушении
Уже после Иисус сказал, что храм как место поклонения не будет иметь никакого значения в будущем. Об этом он разговаривал с самаритянкой (Иоанна 4:19-24)
.....
Имелся ввиду Иерусалимский храм и ветхозаветное служение.

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:09   Заявить о нарушении
Полагаться на идолов (иконы) это тоже из язычества. И крестами пользовались язычники задолго до Христа.
...
Если иконы это идолы, то как назвать изображения херувимов на крышке ковчега, и множество других изображений в иерусалимском храме? Тоже идолы?

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:11   Заявить о нарушении
Добавить Добавить в Избранное
Владимир Легойда

«Любовь к Богу порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства – влюбленность в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живет Его Тело – Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?»
С.И. Фудель

Из письма в редакцию:

…Я органически не выношу обрядов, поскольку воспринимаю это как привнесение искусственности и формализма в духовную жизнь. Я ощущаю это как нож в спину естественности и детской непосредственности. (Представляю, как отнеслась бы моя жена к попытке регламентировать нашу любовь.…)
Сергей Гордиевский, г. Москва

Ответ:

Я, так же как и Вы, не люблю формализма и искусственности в духовной жизни. Вместе с тем, так ли уж правильно считать, что формализм и искусственность привнесены в Церковь обрядами?

Возьмите для примера каждение в Православной Церкви. Конечно, если не знать смысла его, то кажется, что просто человек ходит по храму и машет какой-то железной чашечкой на цепочке, а из чашечки валит дым – в общем, что-то там воскуряет. Да, еще при этом кланяется стоящим в храме людям, а они кланяются ему в ответ. А ведь смысл этого простого действия – каждение перед образом и подобием Божиим, которым, согласно Библии, и является человек. Этому образу и кланяется священник или диакон. Из уважения к этому же образу в священнослужителях склоняют головы и люди в церкви. Что плохого или искусственного в этом обряде?

Обряды – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции. Без них не обходится ни одна религия. Более того, ни один верующий человек не обходится без обрядов. Даже если кто-то не принадлежит к какой-либо конкретной религиозной традиции, у него все равно есть некоторые внешние формы выражения своих верований. И чем богаче внутренний мир веры, тем глубже, насыщеннее символами будут и обряды.

И в этом смысле православные обряды намного богаче и выразительнее многих других религиозных обрядов. Сравните православное богослужение, например, с языческими ритуальными плясками вокруг костра. Стоит ли объяснять, в какой традиции внутреннее содержание богаче?

А формализм и искусственность проистекают изнутри, исходят от самого человека, зависят от того, сколько сердца он вкладывает в ритуал.

Здесь важно помнить, что православное богослужение не есть какое-то театральное представление, которое нужно посетить, непременно отметиться. Православный христианин ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ в службе, служит, если угодно, вместе со священнослужителями, вместе молится с ними Богу. И молитва эта очень трепетна, дерзновенна и сильна. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы один раз всерьез ПЕРЕЖИТЬ Литургию, не «отстоять», не «присутствовать на», а ПРОЖИТЬ. Почувствовать, как Вашей личной мольбой исходит из сердца прошение ектиньи «Да избавиться нам от всякия скорби, гнева и нужды у Господа просим». И вместе с хором повторить «Господи, помилуй!» Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый раз при этих словах сердце начинает радостно биться, а скорченная душа разворачивается в надежде…

Конечно, Вы совершенно правы в том, что глупо и нелепо регламентировать любовь. Только почему церковные обряды для Вас являются такой регламентацией? Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, оказываете какие-то знаки внимания. Этим Ваша любовь не исчерпывается, но ведь в этом она проявляется. И если Вы постоянно дарите цветы (я, например, очень люблю дарить цветы своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом проявляется формализм и холодность Ваших с ней взаимоотношений.

А ведь если пользоваться Вашей логикой, то получается, что при встрече с людьми совсем не обязательно снимать шляпу, улыбаться, пожимать руку… Тоже ведь условности, зачем этот пустой формализм?! Да, дружба не сводится к рукопожатию, но не здороваться было бы тоже как-то странно. Так и в Церкви – обряды ни в коей мере не являются центральным содержанием православной веры, но ВНЕШНЕ вера проявляется в том числе и через ритуал.

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:19   Заявить о нарушении