Рецензия на «Об агрессивных обрядах» (Андрей Браев-Разневский Абр)

Картинка впечатляет. Далее, если честно, можно и не читать.

Чёрный Ветер Ариев   29.01.2022 12:17     Заявить о нарушении
Если впечатляет, то читать надо. И копировать, и распространять.

Андрей Браев-Разневский Абр   29.01.2022 15:21   Заявить о нарушении
Не согласен. Вовсе не требуется, чтобы обряд был древний. Литургия тоже появилась не сразу. Крашеные яйца и куличи - тоже не сразу. Вражно то, что эти обряды не агрессивные, а значит, их можно выполнять. Хождение с крестами и иконами пришло от еретиков, но это не проблема. Можно освоить и языческий обряд, сделав его своим. Поклонение Богу на коленях тоже пришло из язычьества, и что, теперь это надо запретить? Да и храм евреи хотели построить, глядя на язычников. Храм в иерусалиме тоже языческий? Колокола пришли из буддизма, и так далее.

Андрей Браев-Разневский Абр   29.01.2022 17:37   Заявить о нарушении
Если честно, я вообще не понимаю, а зачем обряды. Если только ты не на сцене. Или не гонишь понты. Не валяешь дурака. Или ты не полный дурак. Мне одно интересно. Кто будет эти обряды выполнять, если это никому не будет видно. Да никто. Из вменяемых.

Чёрный Ветер Ариев   29.01.2022 19:47   Заявить о нарушении
//Можно освоить и языческий обряд, сделав его своим// — можно что угодно. Только, опять же повторюсь, это не имеет никакого отношения к христианству.
.....
Имеет, так как посвящается Единому Творцу, а не языческим богам.

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:06   Заявить о нарушении
//храм евреи хотели построить, глядя на язычников// — серьёзно? Исследуйте Писание на этот счёт (1 Летопись 28:11-19)
....
Исследовал. Именно так всё и было.

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:07   Заявить о нарушении
Уже после Иисус сказал, что храм как место поклонения не будет иметь никакого значения в будущем. Об этом он разговаривал с самаритянкой (Иоанна 4:19-24)
.....
Имелся ввиду Иерусалимский храм и ветхозаветное служение.

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:09   Заявить о нарушении
Полагаться на идолов (иконы) это тоже из язычества. И крестами пользовались язычники задолго до Христа.
...
Если иконы это идолы, то как назвать изображения херувимов на крышке ковчега, и множество других изображений в иерусалимском храме? Тоже идолы?

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:11   Заявить о нарушении
Добавить Добавить в Избранное
Владимир Легойда

«Любовь к Богу порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства – влюбленность в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живет Его Тело – Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?»
С.И. Фудель

Из письма в редакцию:

…Я органически не выношу обрядов, поскольку воспринимаю это как привнесение искусственности и формализма в духовную жизнь. Я ощущаю это как нож в спину естественности и детской непосредственности. (Представляю, как отнеслась бы моя жена к попытке регламентировать нашу любовь.…)
Сергей Гордиевский, г. Москва

Ответ:

Я, так же как и Вы, не люблю формализма и искусственности в духовной жизни. Вместе с тем, так ли уж правильно считать, что формализм и искусственность привнесены в Церковь обрядами?

Возьмите для примера каждение в Православной Церкви. Конечно, если не знать смысла его, то кажется, что просто человек ходит по храму и машет какой-то железной чашечкой на цепочке, а из чашечки валит дым – в общем, что-то там воскуряет. Да, еще при этом кланяется стоящим в храме людям, а они кланяются ему в ответ. А ведь смысл этого простого действия – каждение перед образом и подобием Божиим, которым, согласно Библии, и является человек. Этому образу и кланяется священник или диакон. Из уважения к этому же образу в священнослужителях склоняют головы и люди в церкви. Что плохого или искусственного в этом обряде?

Обряды – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции. Без них не обходится ни одна религия. Более того, ни один верующий человек не обходится без обрядов. Даже если кто-то не принадлежит к какой-либо конкретной религиозной традиции, у него все равно есть некоторые внешние формы выражения своих верований. И чем богаче внутренний мир веры, тем глубже, насыщеннее символами будут и обряды.

И в этом смысле православные обряды намного богаче и выразительнее многих других религиозных обрядов. Сравните православное богослужение, например, с языческими ритуальными плясками вокруг костра. Стоит ли объяснять, в какой традиции внутреннее содержание богаче?

А формализм и искусственность проистекают изнутри, исходят от самого человека, зависят от того, сколько сердца он вкладывает в ритуал.

Здесь важно помнить, что православное богослужение не есть какое-то театральное представление, которое нужно посетить, непременно отметиться. Православный христианин ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ в службе, служит, если угодно, вместе со священнослужителями, вместе молится с ними Богу. И молитва эта очень трепетна, дерзновенна и сильна. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы один раз всерьез ПЕРЕЖИТЬ Литургию, не «отстоять», не «присутствовать на», а ПРОЖИТЬ. Почувствовать, как Вашей личной мольбой исходит из сердца прошение ектиньи «Да избавиться нам от всякия скорби, гнева и нужды у Господа просим». И вместе с хором повторить «Господи, помилуй!» Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый раз при этих словах сердце начинает радостно биться, а скорченная душа разворачивается в надежде…

Конечно, Вы совершенно правы в том, что глупо и нелепо регламентировать любовь. Только почему церковные обряды для Вас являются такой регламентацией? Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, оказываете какие-то знаки внимания. Этим Ваша любовь не исчерпывается, но ведь в этом она проявляется. И если Вы постоянно дарите цветы (я, например, очень люблю дарить цветы своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом проявляется формализм и холодность Ваших с ней взаимоотношений.

А ведь если пользоваться Вашей логикой, то получается, что при встрече с людьми совсем не обязательно снимать шляпу, улыбаться, пожимать руку… Тоже ведь условности, зачем этот пустой формализм?! Да, дружба не сводится к рукопожатию, но не здороваться было бы тоже как-то странно. Так и в Церкви – обряды ни в коей мере не являются центральным содержанием православной веры, но ВНЕШНЕ вера проявляется в том числе и через ритуал.

Андрей Браев-Разневский Абр   30.01.2022 00:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Браев-Разневский Абр
Перейти к списку рецензий, написанных автором Чёрный Ветер Ариев
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.01.2022