Блок. Передвечернею порою... Прочтение

«Передвечернею порою…»







          * * *   

                Передвечернею порою
                Сходил я в сумерки с горы,
                И вот передо мной – за мглою –
                Черты печальные сестры.

                Она идет неслышным шагом.
                За нею шевели'тся мгла,
                И по долинам, по оврагам
                Вздыхают груди без числа.

                "Сестра, откуда в дождь и холод
                Идешь с печальною толпой,
                Кого бичами выгнал голод
                В могилы жизни кочевой?"

                Вот подошла, остановилась
                И факел подняла во мгле,
                И тихим светом озарилось
                Всё, что незримо на земле.

                И там, в канавах придорожных,
                Я, содрогаясь, разглядел
                Черты мучений невозможных
                И корчи ослабевших тел.

                И вновь опущен факел душный,
                И, улыбаясь мне, прошла –
                Такой же дымной и воздушной,
                Как окружающая мгла.

                Но я запомнил эти лица
                И тишину пустых орбит,
                И обреченных вереница
                Передо мной всегда стоит.
                Сентябрь 1906   






     – «Вздыхают груди без числа…» – здесь, конечно, не отдельно взятые “груди”, а стонущая  бессчетная толпа. Правда, блоковский вариант инфернальности в текст добавляет.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

     Заглавие:        Видение

     28:              Передо мной в веках стоит.

     Заглавие снято из очевидности. Напомню строки Д. Андреева:
     «…не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, — но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
     Вот одна из “расщелин” и открыла вид в который-то из кругов Ада:

     Он сюда ещё вернется, он сюда будет время от времени заглядывать:

                «                …Тропой подземной ночи
                Схожу, скользя, уступом скользких скал.
                Знакомый Ад глядит в пустые очи.

                …Иду один, утратив правый путь,
                В кругах подземных, как велит обычай,
                Средь ужасов и мраков потонуть.

                Поток несет друзей и женщин трупы,
                Кой-где мелькнет молящий взор, иль грудь,
                Пощады вопль, иль возглас нежный – скупо

                Сорвется с уст; здесь умерли слова;
                Здесь стянута бессмысленно и - тупо
                Кольцом железной боли голова;

                И я, который пел когда-то нежно,­-
                Отверженец, утративший права!
                Все к пропасти стремятся безнадежной,
               
                И я вослед…
                31 октября 1909 г»


     Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     – «…Передвечернею порою…  – С наступлением вечера начинается странствие по аду в "Божественной комедии" Данте: "День отходил, и сумрак пал в долины, //  ( ... )лишь я один единый // Готовился на брань – в опасный путь" (Данте Алигьери. Божественная комедия. Ч. 1.  Ад. СПб., 1897.  С. 9;  см.: ББО-1. С. 256) .
    – «… Сходил  я  в  сумерки  с  горы...» – Ср.  финал  "Второй  песни",  где  герой "Божественной комедии" начинает схождение в ад:  "Нисшел путем лесистым в мрак пучин" (Там же. С. 15) .
»

– «Сходил я в сумерки с горы… // Сестра, откуда в дождь и холод...» – напомню,  что “горы” у Блока – это там, где в его мистическое лето обитала Л.Д.:

                «…Всё та же ты, какой  цвела когда-то,
                Там, над горой туманной и зубчатой,
                В лучах немеркнущей зари.
                1 августа 1908»
 
...обитала его «ангел-хранитель во мгле…», обитала его «сестра, и невеста, и дочь». С которой, правда, случалось и такое:

                «...Идешь ты к дому на горах,
                Полдневным солнцем залитая,
                Идешь — повязка золотая
                В смолистых тонет волосах.

                Зачахли каперса цветы,
                И вот — кузнечик тяжелеет,
                И на дороге ужас веет,
                И помрачились высоты.

                Молоть устали жернова.
                Бегут испуганные стражи,
                И всех объемлет призрак вражий,
                И долу гнутся дерева.

                Всё диким страхом смятено.
                Столпились в кучу люди, звери.
                И тщетно замыкают двери
                Досель смотревшие в окно.
                24 сентября 1902»

*
*
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:

     «…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
     »
 


Рецензии