Ломовая технология

        Про сельское хозяйство бытует немало поговорок. Одна из них: осень - работ восемь. И действительно так. За относительно короткое время в осенние, не всегда благоприятные погодные дни необходимо убрать выращенный урожай, вспахать землю, подготовиться к посеву, выполнить плановые посевные работы.
Такое напряжение не исключает и крестьянский труд. И хорошо, когда этому способствуют нормальные климатические условия. Однако в природе бывает и другое.
Такое случилось и сейчас. Вторая декада октября была относительно спокойной и умеренно тёплой. На полях, поднимая жирные пласты земли, натружено рокотали моторами трактора. На другие поля вывозили органические удобрения. Подобно снегу, белым снегом ложилась известь. С кормовых участков вывозились корма. Всё шло своим чередом: слаженно и гладко. От чего придавало уверенности в завтрашнем дне.
В начале третьей декады - похолодало. Небосвод по- осеннему покрываясь рваными тучами, гонимыми северо-западным ветром, лился на и так увлажнённую землю косой дождь. Как только туча сползла на восток, появилось солнце, а вместе с ним устанавливалась осеннее – летняя красота и комфортность. Всё соответствовало времени года. Земле нужна влага. С ней и деревьям зимуется лучше, и её нормальные запасы предвещают добро.
Озабоченная состоянием погоды, из кухни послышался голос супруги.
-Коля! Чеснок в зиму высадить надо. Сроки проходят. Не приживётся. Да и пора хорошая.
Хорошо, мать,- отреагировал я. Супругу Марию часто так называл. Имелось в виду мать наших детей. А что ещё дороже, как не они. По её заслугам в семье привык к этому доброму, поистине дорогому слову. Погода установится и сразу же. Работа хоть и небольшая, но нужная.
Ответив на тревогу супруги, в очередной раз заглянул в окно. Из небес снова начал сыпать хоть и мелкий, но густой дождь. Насытившись влагой, на земле в низинах, рытвинах, да и прочих местах образовались объёмные, непроходимые лужи. Пропаханная почва стала мягкой и малопроходимой.
Озорной мальчишка в резиновых сапогах, убегая от родителей, оказался на цветнике возле большого девяти - этажного дома и сразу погряз в тёмной жидкой грязи. Заметив неладное, остановился. Кривя гримасу недовольства, осмотрелся. Затем, проявляя усилие, вышел на островок газонной травы.  Посмотрел на густо покрытую влажной, комками обволоченной землёй обувь. Взглядом выразил неудовлетворённость.
Затем виновато посмотрел на отца. Тот, улыбаясь, заметил: ну что, сорванец, допрыгался. И оба мирно направились к ближайшей лужице.
-Не попробуешь жизнь, не будешь знать,- глядя на обоих, подумал я.
- Про чеснок говорю хозяин, про чеснок. А ты и не слышишь. Снова монотонно, с признаками озабоченности заговорила Мария. Говорила же тебе. Как чувствовала.
- Какой чеснок! Посмотри, что во дворе делается. Установится погода, стянет воду, потеплеет и чеснок ляжет в грядки. Время то ещё какое. Не поздно.
Супруга ничего не ответила. Только её тяжёлый вздох, как признак озабоченности, послышался со стороны кухни. Как- никак мы оба выходцы с сельской местности. Хотя и купить имеется возможность, достаток в семье, привычка с ранних лет на ней работать, знания оставили в сознании каждого глубокий след. Чтобы это понять, надо почувствовать как из беззащитной семянки, на первый взгляд казавшейся не имеющей ничего общего с признаками биологии теплиться жизнь. И, попав в благодатную почву, произрастает. Согретая солнцем и ухоженная заботливыми руками развивается, крепчает и приносит плоды, полезные и людям и животным. И даже будучи на асфальте, разве можно забыть об этом.
Прошедшая ночь не внесла существенных изменений. Тот же северо-западный ветер, те же разной интенсивности дожди. На поверхности земли воды прибавилось. Однако похолодало. Красный столбик термометра уверенно опустился до отметки плюс один.
- Вот оказия,- подумал я. Оступились на ровном месте. Вот и агротехнические сроки. У природы свои правила. А ты, крестьянин, думай, решай! Кто предусмотрит хорошее, тот окажется в выгоде. У нас так не получилось.
Супруга рано утром подошла к окну. Ничего не сказав, вздохнула. Было от чего, заволновалась.
-Что будем делать?- немного помолчав, произнесла она. Жалко же…
-Всё будет хорошо! Поменяется ветер, изменится и погода. Всегда так бывает,- успокаивающим тоном произнёс  я. Вскоре на кухне послышался звон посуды, шум бытовых приборов. Услышав я подумал: рабочий день хозяйки начался. Большая на них ложиться нагрузка. Мужчины тяжелее работают, зато больше отдыхают. А вот женщинам и двадцати четырёх часов в сутки маловато. Неравномерно распределены обязанности. Неравномерно. И семья, и работа на производстве…
Низкая температура сохранилась весь световой день. Во второй половине интенсивность дождя уменьшилась. Рваные, серые тучи заметно поднялись вверх - признак свидетельствовал о смене погоды. Однако ветер не утихал. Его порывы срывали ещё по - времени сохранившиеся жёлто- зелёные листья и несли их вдоль от родной плоти, нагибали кроны деревьев, их сучья до критического состояния. Казалось, ещё усилия и быть беде, но проходили зловещие минуты, и они слабели, предоставляя возможность деревьям восстановиться в прежнем состоянии.
К вечеру ветер совсем затих. Ветви, как плети, повисли к земле. Деревья после продолжительной и изнуряющей непогоды отдыхали. Асфальтные и бетонные дорожки, которых в большом мегаполисе немеренно, из тёмно - грязного цвета, насыщенного влагой, становились светло- серыми. По обочинам зеркальным блеском светились лужи.
На следующий день подморозило. Нежный, блестящий, ещё совсем не загрязнённый, отчего привлекающий первой красотой ледок потрескивал под обувью спешащих на работу прохожих. Дети, направляясь в школу, то и дело на него становились и в момент предупреждающего шумового прогибания с восторгом рассыпались прочь от некоторой опасности. Другие то и дело забегали на покрытую изморозью траву, оставляя на ней отпечатки протектора обуви.
Супруга, посмотрев в окно, вздохнула:
-Дождались,- украдкой посмотрев на меня, произнесла она. Зная её щепетильный характер, я промолчал. Только подумал: зачем тревожить то, что и так тревожно. Был убеждён -  в ближайшее время зимы не будет. Слишком рано. Побесится погода и уступит. И снова пойдут дожди. Засветит хотя и осеннее, но яркое солнце. Освободится от мерзлоты земля. Отряхнёт изморозь ещё отдающая зеленью трава.
Присмотрелся. Под редким покрывалом не многочисленных снежинок да изморози они и в таком состоянии радовали изумрудной зеленью. Такие морозики ей нипочём.
К вечеру облачность поднялась вверх. Надежды на потепление не оправдались. Синоптики в своих выводах были неуклонны: уговорить погоду невозможно. Вот Вам и третья декада. Вот и оптимальные сроки.
В наступивших сумерках засветились яркие звёзды. Вечерняя звезда - ближайшая спутница Земли - особенно ярко трепетала во мгле начинающей ночи. На стёклах окон появилась запотелость. Всё свидетельствовало, что столбик термометра опускается вниз. Сбудутся мои убеждения или нет, я стал сомневаться.  Утром столбик термометра опустился до отметки девяти градусов по Цельсию. Это почувствовала и супруга. Она, потеряв надежду, смирилась. Молчала. Живёт же городское население без чеснока и здравствует. И для нас торговые точки существуют. Не будет чеснока - будет другое. Земля- кормилица людей не будет пустовать. Она берегла, и будет беречь людей - тружеников планеты.
В последующие два дня погода не изменилась. Снова чистое вечернее небо, снова мерцающие, какие бывают на морозе, звёзды. Днём теплело. С крыш и карнизов образовалась капель. К вечеру, с понижением температуры, вырастали вниз небольшие сосульки.
Рано зима ложиться,- вяло произнёс я. Супруга ничего не ответив, безразлично махнула рукой. А я всё же в душе, как говориться в народе, верил: надежда умирает последней. А она, хотя и теплиться, но жива.
Прошло ещё похожих один на другого два дня. Однако на новый день недели повеяло теплом. Подул более тёплый южный ветер. Поверх льда на лужицах скопилась достаточно объёмная плёнка воды. В полдень температура воздуха ещё больше возросла. Судя по всему начала возвращаться желанная полноправная осень.  Однако на земле всё ещё присутствовали признаки зазимка: тот же промёрзший грунт, те же покрытые талой водой на лужах льдинки, те же холодные проявления в недалёком отрицательных температур.
Тепло пришло,- заглянув в окно, обратился к супруге. А поэтому быть чесноку в доме.
Будет тебе и чеснок, будет тебе и дар Божий,- с ноткой негодования, а может с издёвкой, не подымая глаз, промямлила она. Я с усмешкой посмотрел на неё. Она еле слышно продолжала ворчать. А я подумал: как глубоко засели крестьянские корни. Ведь всего достигла: и престижного образования, и профессионализма, и уважения в обществе. Как ни как – отличник образования.  На всё требовалось время. Ко всему: вырастить и получить урожай всегда стоял и остался стоять у неё не на последнем месте. С первого семейного дня и до текущего времени она строго следовала известной жизненной норме: трудолюбие – мать благополучия. В последующие дни ещё заметнее потеплело. Казалось, не было зазимка с его морозами и снежными заносами. Осень, как осень.
Ранним субботним утром со свёртком семян электричка стремительно несла меня к дачному наделу. Вот и остановка. Двадцать пять минут спокойной ходьбы. Ворота участка. Жилая и хозяйственная постройки.
Первая проба посадки чеснока не внушила успеха. Лопата, легко проникнув в толщу плодородной земли, лишь на несколько сантиметров, удержалась о нечто твёрдое.
- Видимо механическая часть природы,- проассоциировалось в сознании. Однако второе, третье, четвёртое…, следовавшие одно за другим проникновения лопаты в землю, не подтвердили догадку. Сомнения, как и ночь в сутках, мгновенно исчезли. Это оставшаяся мерзлота. Следствие недавнего зазимка.
- Что делать? Что делать? Прошёлся по двору. Ничего подходящего не заметил. Заглянул в сарайчик. О, чудо! В углу, как специально, на самом видном месте стоял новенький, сверкая ещё чёрной, заводской краской, хорошо отточенный лом. Легко перехватив рукою за его середину, в считанные минуты был на грядке. Повернув четырёхгранное острие, опустил его на землю.  Тяжестью веса, издав глухой звук, прошёлся достаточно глубоко. Глубже, чем это было с лопатой.
Вот и хорошо. Готовые лунки, которые отдаваясь глубиной, медленно затягивалась плодородной, жидкой грязью. Вскоре отборные семена чеснока ровными красивыми рядами разместились по всей посадочной площади.
Грязный. Но довольный я предвкушал новый урожай. Но будет ли он. Семянки должны успеть прорости, укорениться. Тогда им не страшны морозы.
-Будет!- махнув рукой как бы обгоняя навязчивые мысли, произнёс вслух.  – Захотят жить - выживут,- успокоил сам себя.
На родном пороге квартиры встретила супруга.
Ну что, посадил чеснок?- с явным нетерпением и нескрываемым любопытством произнесла она.
Посадил, посадил. Как же не посадить. Другого удобного случая может и не быть.
Хорошая, тёплая осень стояла ещё две, и немногим больше недели. Затем с севера потянуло холодным ветерком. Не только ночью, но и днём температура опускалась ниже нулевой отметки. Жизнь текла своим чередом. О проблемах посадки чеснока напрочь забыли.
Шёл месяц за месяцем. Отпраздновали Новый год, затем Рождество Христово. Солнце поднималось всё выше и выше. Прошёлся спорный, ровный дождь. На полях и оврагах сначала робко начали бежать ручейки, а затем, собравшись вместе, превратились в огромные потоки бурлящей воды, устремлённой в лоно рек и водоёмов. Вскоре земля, освободившаяся  от снега, представилась бутонами одуванчиков, а лесные поляны - подснежниками. Позвала она и нас - любителей аграриев. Присмотрелся к чесночной грядке. Она была пуста. Свидетельствовала о неудачном эксперименте. Подумалось: природу не обманешь. Сроки посадки - есть сроки посадки. Но присмотревшись, заметил: на углах по диагонали грядки вытянулись две толстенькие, отдающие силой, ярко фиолетовые всходы чесночинок.
Два - это то же результат. Если есть два, значит, будет больше. Время покажет. И действительно. Через пару недель грядка была усеяна ровными рядами чеснока. А к концу июня – толстыми, высокими стеблями, с завёрнутыми на концах семядольками.  Вот и осмелился тогда рассказать правду о его посадке. Супруга, выслушав, улыбнулась. Затем произнесла: ломовая технология. И вправду ломовая. Но технология ли? Другой раз может не повториться. Не рискуйте огородники.



Рецензии
Николай!

А мы сажаем чеснок,
когда идёт первый снежок.

Хорошо, что Ваш зксперимент удался!

Пыжьянова Татьяна   02.02.2022 19:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.