Слава Сергея Лазо

СЛАВА СЕРГЕЯ ЛАЗО. (По материалам исследований Приморского краеведа Г.С. Туровника)

«Слава – дело случайное» - поэт Евгений Лебков.

        Все мы выросли с именем Сергея Лазо на устах. Действительно, он - человек необычной и легендарной судьбы, образец героизма. Его именем назван мой родной район. Но что было на самом деле?
Своё первое боевое крещение он получил в городе Иркутске при подавлении восстания юнкеров, где Сергей Лазо сразу же попал в плен, будучи командиром красноярского отряда Красной гвардии. Но восстание было жестоко подавлено превосходящими силами красных, Лазо был освобождён и назначен комендантом города и начальником гарнизона. Он сумел организовать в Иркутске «революционный порядок»: хватали всех подозреваемых юношей, вывозили за город и расстреливали в оврагах.
Затем, не без некоторых успехов, Лазо командовал Семёновским фронтом. Но за 114 дней командования, имея, как минимум, семикратное превосходство, Лазо так и не смог уничтожить Семёновский Особый Маньчжурский отряд. Тогда же, в августе 1918 года, Сергей Лазо покидает ряды партии эсеров и переходит к большевикам.
Затем был фронт Прибайкальский, где Лазо был наголову разбит чехословаками и атаманом Г.М. Семёновым. Лазо сумел бежать на бронепоезде на восток до станции Невер, потом пять с половиной месяцев скрывался, так как его жена Ольга попала в плен к белым. Затем он оказался в середине января 1919 года во Владивостоке. В газетах города появились объявления о большой награде за выдачу Лазо мёртвым или живым и красному командиру пришлось скрываться в землянке на станции Седанка.
После 24 мая 1919 года С.Г. Лазо побывал в Анучино на повстанческом съезде, где партизаны не проголосовали за его кандидатуру, а выбрали командующим Г.М. Шевченко. Не выбрали Лазо и в военно-революционный комитет Приморья. По прибытии Сергея Лазо в село Фроловку, его наконец выбирают командующим партизанскими отрядами Ольгинского уезда. В это время весь уезд, кроме Сучана, был в руках партизан. За полтора месяца Лазо провёл только один бой, нарушив мирный договор с американцами, неожиданно напав на их гарнизоны.
26 июня на побережье высадился десант белых и интервентов, но Лазо не стал принимать участие в боях как командующий, а всё время боёв прозаседал на съезде трудящихся в селе Сергеевка.
10 июля Лазо заболел и был направлен в партизанский госпиталь в Молчановку, но, после отступления партизан, госпиталь был брошен всеми командирами и Лазо попал в руки хунхузов, где его лечил китайский врач от множества чирьев на животе до самого ноября, когда командующий отправился вдоль железной дороги в сторону Владивостока, попадая в плен то к белым, то к японцам.
В конце ноября 1919 года С.Г. Лазо прибыл во Владивосток и был введён в состав военно-революционного штаба, который затем переименовали в Объединённый Ревштаб и  выбран начальником штаба. Лазо начал подготовку к вооружённому восстанию.
4 апреля 1920 года началось наступление японцев. Но Военный Совет, куда входили Лазо, Сибирцев, Луцкий, Мельников, отдал приказ огня по японцам не открывать и вообще сложить оружие. Вскоре их всех арестовали японцы.
8 апреля арестованных вывезли из казармы на Гнилом Углу в неизвестном направлении. А в начале мая японская газета «Джапан Кроникл» сообщила, что Лазо расстрелян и его труп сожжён на мысе Эгершельд.
Затем в газете «Красное Знамя» стали появляться сообщения, что Лазо сожжён в топке Спасского цементного завода, потом сообщили, что Лазо сожжён в кочегарке на станции Ружино, а затем были сообщения, что Лазо зашит в мешок и сброшен в море, затем опять якобы его сожгли, но уже в паровозной топке на станции Муравьёв-Амурской (ст. Лазо) под Иманом (Дальнереченск).
Но 9 июля 1920 года неожиданно воскресших Лазо, Луцкого и Сибирцева привезли в Хабаровск…
Дальнейшая судьба Сергея Лазо официально «не известна», он считается «без вести пропавшим на территории Советской России». За исключением партийного руководства Приморского края и штаба советской общественной организации «Герои Гражданской войны». Которые в 60-е годы получали письма от двух дочерей Сергея Лазо из Японии с просьбой разрешить приехать в СССР в гости к старшей сестре Аде Сергеевне…

На японском снимке арестованных в апреле 1920 года:
Стоят слева на право: Шумяцкий Б., Луцкий А. (в шляпе), Лазо С. (в шинели), Сибирцев В., Пшеницын К., неизвестный, Мельников Б.
На заднем плане справа водитель броневика Байков. Сидит с беретом в руках Лобода Г.

(По материалам исследований Приморского краеведа Г.С. Туровника)


Рецензии
Спасибо, Сергей, за интересное эссе. С уважением

Наталья Приходько   03.08.2023 11:58     Заявить о нарушении
Спасибо! Успехов Вам!

Олег Вороной   03.08.2023 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.