Далвас ч. 14 руби швартовы

              РУБИ ШВАРТОВЫ ч.14      
Предчувствие шкипера не подвело: к вечеру ветер усилился до штормового, срывая пену с крутых гребней волны. Матросы « Силача» завели дополнительные швартовы и помогали шкиперу баржи зачехлить палубные механизмы. Дорос держал двигатели буксира в постоянной готовности. Далвас дежурил на мостике, с тревогой слушая свист ветра в снастях. К борту подкатил чёрный лимузин. Двое мужчин с трудом открыли двери и, придерживая шляпы, начали карабкаться по трапу. Далвас спустился вниз встретить визитёров. Мэр города и начальник отдела экологии были очень взволнованы. Капитан завёл их в салон, налил кофе и по рюмке коньяка, поинтересовался целью визита. Пытаясь удержать чашки на качающемся столе и перебивая друг друга, гости  объясняли ситуацию. Наконец Далвас остановил нескончаемый поток слов.

  - В 20 милях от берега на якорях стоит плавучий нефтеперегонный завод. На прошлой неделе вы сделали проверку восьми из девяти якорей. Всё верно?

- Девятый якорь был поднят на палубу и проверен, но заводить его на место не стали, потому что ветер усилился до семи метров, а по правилам можно работать до 5 метров в секунду. Якорезаводчик мы отпустили в ожидании погоды, а на другой день вдруг начался шторм. Вопреки прогнозу погоды.   
- Странно! Метеорологи сейчас редко ошибаются. А прогноз у вас на руках?         Мэр порылся в портфеле и протянул Далвасу мятый листок прогноза. Далвас внимательно посмотрел: «Это месячный прогноз, а где ежедневный для работ?
- Капитан запрашивал и мы давали ему информацию с месячного прогноза.
- Ну что сказать, молодцы! Хорошо, что хоть восемь якорей успели поставить.
- Дело в том, капитан, - замялся мэр, - что эти якоря вспомогательные. В сильный ураган цепи могут не выдержать и завод выбросит на берег.
- Я-то что могу сделать, - с удивлением развёл руками Далвас,- я не волшебник.
- Именно так вас и называют, - льстиво заулыбался мэр,- Только вы спасёте нас.
 - Я что-то не понял на что вы намекаете. У вас есть специальный якорезаводчик.  Вы запретили ему работать при ветре 7 метров, а мне предлагаете выполнить эту работу в ураган при ветре 60 метров? Я что, похож на сумасшедшего?

В этот момент мэр и эколог вдруг бухнулись на колени, в мольбе протянув руки: «Сеньор капитан, в ваших руках жизни трёхсот человек. Кроме того, в море выльется почти 900 тысяч тонн нефти. Мы виноваты и готовы сесть в тюрьму, но существование всего города будет под вопросом. За что страдать жителям?
 Далвас глубоко задумался, представляя последствия аварии, стукнул ладонью:  - Я должен посоветоваться с экипажем. На смерть только добровольно идут!
 Далвас вызвал по громкой связи экипаж, объяснил ситуацию и дал время подумать. Индейцы обменялись парой слов, Дорос тихо поговорил с мэром.
 -Каково же ваше решение-, поинтересовался Далвас,- готовы пойти на риск?
Дудав кивнул. Дорос сказал: « Не оставлять же судно без механика. Рискнём.»
- Капитан, мы ваши вечные должники. Просите что хотите. Любое желание!

 - Не торопитесь. Обещать ничего не могу. Мы выйдем в море, а там будем действовать по обстоятельствам. Держите спасатель в постоянной готовности. Визитёры убыли с борта, пообещав, что через 15 минут береговые матросы будут на причале для отдачи швартовов. Дорос нырнул в машинное отделение.
 Далвас повёл Рунсу на баржу, чтобы оставить её на попечение шкипера. Гоак заявил, что пойдёт в море на «Силаче», но капитан поручил ему выйти с командой спасателя при необходимости. По возвращению на судно капитан обсудил схему отшвартовки с командой. Канал был узким и обычно суда выходили кормой вперёд или раскантовывались с помощью портовых буксиров, но данной ситуации, когда скорость ветра достигла 30 метров, стереотипы не годились. Далвас подробно объяснил план: « На баке Дорос и Дудав отдают швартовы. Я отвожу подрулём нос влево. По команде Дорос травит якорь на грунт. На корме два матроса отдают швартовы кроме мощного продольного и травят его пока якорь не зацепит грунт. По команде отдают кормовой. Ветер начнёт разворачивать корму. Как только якорь-цепь ослабнет, Дорос выдёргивает якорь с грунта. Полностью якорь не поднимаем для страховки. Даём самый полный вперёд и да поможет нам Бог!»

Есть капитаны, считающие, что подчинённые должны просто выполнять команды. Далвас следовал правилам генерала Скобелева, который каждому солдату пояснял цели операций, и не проиграл ни одного сражения. Ветер свистел как Соловей-разбойник, крупные капли дождя барабанили по палубе и стучались в иллюминаторы. Капитан приказал всем вставить в уши наушники раций, надеть балаклавы: и голове комфортно и команды слышно! Главный двигатель фыркнул при запуске и довольно заурчал. Дорос с боцманом вышли на полубак, подготовили брашпиль. Матросы на корме прятались от пронизывающего насквозь ветругана. На причал вышли береговые матросы в непромокаемых плащах. К ним присоединился шкипер баржи. Пора начинать! О эти секунды перед началом опасных операций. В обыденных условиях руки делают всё сами, на автомате. Ты всё знаешь, всё умеешь, чувствуешь судно. Но когда всё висит на волоске, люди вверяют тебе свои жизни, внутри появляется противная дрожь. Ты должен сосредоточиться, забыть свой опыт, принимать решения молниеносно. Далвас резко выдохнул и уверенно скомандовал:
« На баке отдаём носовые. На корме отдаём все швартовы кроме продольного.
Через пару минут поступили рапорты: « На баке чисто. Корма на продольном.»

 - Работаю подрулём влево. Правый якорь подготовить к отдаче, -Подруль завыл, пересиливая напор ветра и удары волн. Нос начал отваливать от причала. Метр, два, два с половиной, -Отдать якорь,- Якорная цепь загрохотала в клюзе. С кормы раздался треск. Далвас резко повернулся к иллюминатору: кормовой аж звенел, с него сыпались искры. Матросы прижались к бортам, ждали приказа.               
 
« Руби кормовой. Якорную цепь- стоп. Докладывать дистанцию до причала.»
Матрос Илдор сорвал с пожарного щита топор и ударил по швартову, который лопнул с пушечным выстрелом. Корма быстро пошла под ветер, прижимая нос.

 « Якорь панер( стоит вертикально без зацепа с грунтом)» скомандовал капитан, переключив подруль на правый борт. Нос пошёл от причала, судно вышло на фарватер и полным ходом направилось на выход.              Когда «Силач» проходил баржу, раздался удар грома, молния прочертила небо и осветила, стоящую на крыле баржи Рунсу. Пальцы рук, вцепившихся в леер, побелели от напряжения. «Переживает, голубка.»-подумал Далвас и с улыбкой помахал жене рукой.               


Рецензии