Тайна спорткара Гагарина

ТАЙНА СПОРТКАРА ГАГАРИНА
(Из цикла «Рас-сказки про первого космонавта»)

     Черная красавица стояла на маленькой площадке возле трансформаторной будки, расположенной неподалеку от магазина «Спутник», и скучала.
     Иногда она куда-то исчезала, и мы понимали, что Юрий Алексеевич все же решил ее немного проветрить и куда-нибудь съездить. Это случалось не часто, т.к. в нашем поселке Чкаловский ездить было особенно некуда, а на аэродром летчик-космонавт обычно ходил пешком.
     Первое время мальчишки облепливали автомобиль, как мухи, залипали носами, прижимаясь к стеклам, гладили по лакированным бокам и щупали все, что только можно было пощупать шаловливыми детскими ручонками.
     Мужчины же, проходя мимо, только шумно вздыхали и охали. «Волга Газ-21» с блестящим серебристым оленем на капоте была предметом вожделения каждого советского гражданина-автомобилиста. Простые смертные годами отмечались в очереди за любым, пусть самым неказистым, но заветным средством передвижения, которое только позволял карман. И большинству автолюбителей даже невзрачный крошечный «Запорожец», прозванный в народе «горбатым», где, как в анекдоте, уши водителя закрывали коленки..., казался неосуществимой мечтой. Ничего, зато шума двигателя не слышно и можно прокатиться с ветерком.
     А гагаринская машина, полученная в подарок от Совета Министров СССР за совершение первого полета в космос, была и впрямь необыкновенной. Первой изюминкой стал цвет - черно-угольный антрацит, какой тогда полагался исключительно для автомобилей чиновников самого высокого ранга. А второй и, пожалуй, главной особенностью - небесно-голубой салон, сделанный специально для первого космонавта, покорителя воздушного пространства. В общем, не машина, а «голубая мечта».
     Из-за отсутствия гаража «мечта» была выставлена на всеобщее обозрение недалеко от подъезда. Иногда одиночество черной королевы скрашивал неприметный «Москвичок», принадлежащий моему отцу, одному из немногих счастливых обладателей автомобиля из нашего дома.
     «Кавалер» был немногим старше своей подружки, светло голубого цвета, под стать нежным «внутренностям» Волги. Свободного пространства для парковки было немного, и две машины стояли почти вплотную. Со стороны казалось, что они мирно дремлют, прильнув друг к другу, каждый, ожидая своего часа, когда можно будет, наконец-таки, сорваться с места и унестись куда-нибудь в неведомую даль.
     Справедливости ради надо сказать, что для Москвича подобные путешествия (ежегодные поездки на Украину не в счет) происходили тоже довольно редко. Только по выходным, да и то в летние погожие дни, когда наше семейство отправлялось на загородные прогулки по окрестностям – купаться на речку Воря или Медвежьи Озера. Застоявшаяся Волга при этом грустно смотрела вслед мигающим фарам лихо отъезжающего собрата. И свет его фонарей отражался и вспыхивал в ее стеклянных глазах на прощание.
     Вскоре «неверный спутник» и вовсе перекочевал на постоянное место жительства в разросшийся гаражный городок – царство железных коней и настоящий рай для их страстных наездников-автолюбителей.
Машина Юрия Алексеевича осталась сиротливо куковать одна на площадке.
Как вдруг у нее появилась невероятная подруга..., вернее, подруга-соперница, о которой впоследствии слагалось немало слухов, небылиц и различных домыслов.
Весть о спортивной Matra-Bonnet Jet VS, подаренной космонавту французской фирмой Рене-Бонне, облетела поселок с космической скоростью.

     Случилось это в шестьдесят пятом, после посещения Гагариным авиационно-космической выставки Ле-Бурже в Париже.
      Четырёхколёсные подарки пытались вручить первому космонавту сразу несколько автомобильных компаний, принимавших участие в производстве ракетно-космической техники. Юрий Алексеевич по понятным причинам отказывался. Да и где это видано, чтобы кумир советского народа ездил на зарубежном автомобиле? Но малышка Матра, так запала ему в душу, что партийный идеолог Страны Советов Михаил Суслов все же лично разрешил принять подарок от западных империалистов. Правда..., как утверждали злые языки, не без заступничества нескольких министров, нашего посла в Париже, а также Николая Каманина, начальника первого отряда космонавтов. Объяснение руководителя полетов было простым и логичным - французы подарили Гагарину гоночную машину, в знак особого уважения, зная, что тот увлекается быстрой ездой. И никакой политики. Да и какой же русский не любит быстрой езды? А космонавт- человек особенный. Он ведь не может иначе. Из каждого радиоприемника в те годы доносилось - «словно вдоль по Питерской, Питерской пронесся над Землей». А из песни слов не выкинешь и против правды не пойдешь. Вот, пришлось грозному коммунисту скрепя сердце и согласиться.
 
     Так серо-бежевый спорткар, прообраз нынешнего болида фирмы Рено, впоследствии не раз покорявшего трассы Формулы-1, обосновался в нашем маленьком дворике. Посмотреть своими глазами на иномарку, которую советские люди могли видеть только в зарубежном кино, приходили толпами. Тут уж не устояла и женская половина. Реношку обступали плотным кольцом, цокали языком от восторга, но прикоснуться к чужеземному сокровищу, никто и пальцем не посмел. Хотя родимую Волгу теперь бесцеремонно лапали для сравнения чуть ли не все подряд.
Оставалось только загадкой - где и как ездить на гоночном автомобиле с такой низкой посадкой? По российским колдобинам на почти космической скорости не очень-то разбежишься, шептались несколько разочарованные мужики.
 
     Тем временем обласканная неожиданным вниманием Волга смотрела на нового младшего члена гагаринской семьи - низкорослую иностранку, свысока, словно хотела сказать конкурентке: «ну, ну, посмотрим, посмотрим... Стоять тебе, милая сестренка на вечном приколе возле нашего трансформатора...»
Но француженку, судя по всему, эти косые взгляды соседки ничуть не волновали и не смущали. Матра купалась в лучах славы, согретая и разнежившаяся от щедро расточаемой людской любви. Даже на международной выставке в Париже к ней не проявляли такого интереса. Однако... там она была одной из многих, а тут, в глуши, в далекой Московии, - единственной и неповторимой. Первая гоночная машина, прибывшая в Россию. А если уж и не придется носиться по просторам новой необъятной Родины, то значит - судьба такая. Триумф появления и неслыханная популярность на новом месте перекрывали все остальное.
- Вот, это да! – неустанно повторяли мужчины.
- Боже мой, какая красивая, элегантная, сразу видно, что заграничная... У нас такого никогда не сделают, - восторгались женщины.
- Классная тачка! Клеевая! А ездить-то сможет? Или так – просто сувенир в натуральную величину?- интересовались мальчишки.
     А мне, маленькой девочке, тогда казалось, что новая игрушка, подаренная Гагарину, была похожа на огромного мышонка из Диснеевского мультфильма. Такая же приземистая, короткопалая с длинным обтекаемым любопытным носом. И такого же цвета - не темно-грязного мышастого, а серо-бежевого благородного оттенка. И хотелось погладить милую зверушку по шелковистой блестящей шерстке.

     И каково же было мое удивление, когда недавно наткнулась в интернете на старую фотографию, где Гагарин обнимает любимую Матру ярко-голубой ядовитой расцветки..., и глазам своим не поверила. Ниже следовала авторитетная статья специалиста, который, прошу прошения за тавтологию, на голубом глазу, расписывал необычайный тон окраски, а также технические характеристики автомобиля и его двигателя во всех подробностях. Да и как же было после этого не поверить? Может, память мне изменяет, или я в детстве была дальтоником? Меняется же у людей с возрастом цвет глаз и волос. Я вот тоже была когда-то белокурой и с голубыми глазами...
     Но, к счастью, в сети сразу же обнаружилось и опровержение – оказалось, что черно-белая фотография была раскрашена каким-то незадачливым журналистом в соответствии с личными представлениями и фантазиями, каким должен быть спорткар первого космонавта. Вот так и родилась красивая сказка, легенда о небесной ласточке Юрия Алексеевича, взволновавшая всю страну.
     В доказательство своей правоты дотошные автомобилисты даже откопали сопроводительные документы при отправке из Франции, где черным по белому было указано – цвет бежево-серый с оттенком платины. Так что не верьте глазам своим, а верьте живым свидетелям, которым посчастливилось не только созерцать гоночную машину Гагарина, но и приподнять завесу другой тайны - ездил ли космонавт вообще когда-либо на чудесном автомобиле?


     В тот жаркий августовский день ребята лениво гоняли мяч на детской площадке, а девчонки играли в «цветочных королев», нанизывая на спички пышные юбки садовых ромашек и одуванчиков. Из подъезда вышел Юрий Алексеевич и быстрым шагом направился к трансформаторной будке, держа за руку младшую дочь – четырехлетнюю Галочку. Девочка семенила рядом, успевая при этом бросать загадочные взгляды по сторонам. И все одновременно печенками вдруг почуяли... – что-то назревало... И двинулись следом.

Зрители расположились вокруг автомобильной площадки и ахнули, когда Гагарин, поколебавшись минуту другую, отрыл дверцу спортивной машины. Он забрался в салон, вытянул ноги вперед и принял полулежачее положение пилота–гонщика. Галя, недолго думая, юркнула вслед за отцом и уселась к нему на колени.
Юрий Алексеевич махнул рукой, громко произнес – традиционное «поехали», и машина плавно тронулась с места, сопровождаемая оглушительными воплями ребят:
- Едет! Едет! Ура! Ура!

     Матра двигалась с практически нулевой скоростью вокруг дома по неизведанной дороге, так осторожно, словно на ощупь. Оправившись от первоначального шока, мы бросились за ней всей ватагой, включая присоединившихся собак Яшку и Шустрика. Побежали стремглав, толкая и опережая друг друга.
     Я, как водится, шлепнулась на ровном месте и разбила коленки. Пришлось вернуться на старт и поджидать отважных гонщиков на площадке. Волнение и предвкушение благополучного возвращения пилотов было столь велико, что я не обращала внимания ни на боль, ни на струящуюся кровь.
     Наконец, сделав полный круг, машина-тихоход показалась из-за поворота. И я остолбенела. За рулем сидела одна Галочка, крепко вцепившись в баранку обеими руками. Глаза девочки, и без того, огромные,  расширились до невероятных размеров и сияли от счастья.
     Когда Матра подъехала к парковке, стало понятно, что шутник Гагарин практически лежал на сидении, чтобы его не было видно. Со стороны  казалось, будто девочка сама управляет автомобилем.
    Галя лихо выпрыгнула из остановившейся машины и раскланялась под бурные приветствия свидетелей «гонки». За ней выполз летчик-космонавт, даваясь от смеха:
- Поздравляю с первым испытанием болида, товарищ пилот.
И добавил, подмигивая присутствующим:
-Пусть к технике привыкает. Дочь космонавта как-никак.
- А теперь на этой -, ответила девочка вместо положенного «служу Советскому Союзу», указывая пальцем на Волгу.
- В следующий раз. При условии, если будешь себя хорошо вести.
И маме – ни слова. Договорились?

P.S.
     Судьбы раритетных автомобилей Гагарина сложились по-разному. Черная Волга красуется в стеклянном боксе музея космонавтики в Звездном городке, где каждый из посетителей может на нее полюбоваться. Благочестивая платиновая Матра доживает свой век в гараже состоятельного частного коллекционера в Прибалтике. По слухам подмосковный музей тщетно пытается выкупить автомобиль. Но упрямый фанат-литовец ни за какие коврижки не поддается.

 


Рецензии
Да, Гагарин всегда был для меня идеалом!

Очевидно, что сила тела, как и сила духа, накапливается по крупицам, годами. У Гагарина этих лет было чрезвычайно мало, но он не потратил их зря. Он упрямо, много и усердно работал над поставленными задачами, не давая себе расслабляться.

Есть разное упрямство. У Гагарина было правильно направленное упрямство - оно всегда направляет по делу. Вы, Лидия, очень хорошо отразили присутствие этой черты в характере так дорогого всем русским людям человека.

В своих воспоминаниях о Юрии Гагарине (и я сейчас беру более широкий диапазон ваших работ о нем, нежели только этот рассказ) вы ясно рисуете портрет - Гагарин был добрым, честным, отзывчивым. Но также обладал неординарным умом (ОФИЦЕР и ЛЕТЧИК, товарищи! Туда с улицы не берут), и всегда стремился улучшить все вокруг себя.
 
И даже когда слава настигла его, и он почувствовал ее вкус (спорткар!) он не расслабился, и не дал золотому тельцу себя сломить.

Людям свойственно и ошибаться, и увлекаться, и злоупотреблять властью. Но это не относится к Юрию Алексеевичу. Слава и возможности, связанные с ней, совершенно не поменяли его.

Было очень интересно почитать про вас, про машину Гагарина, и про старые добрые времена.

Спасибо за то, что сохраняете искорки личной жизни этого прекрасного человека.

Григорий Новиков-Карлтон   30.10.2022 02:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий, за столь лестный отзыв. Я стараюсь передать в своих воспоминаниях широту характера Юрия Гагарина.
Надеюсь, что остальные рассказы тоже понравятся.
С уважением,

Лидия Гладышевская   30.10.2022 11:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Лидия,

С удовольствием буду читать дальше!

Григорий Новиков-Карлтон   03.11.2022 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.