Как взять своё от конкурсной критики

Конкурс Копирайта -К2

Давайте поговорим о том, как правильно настроиться на конкурс, мероприятие соревновательное, а значит, в некоторой степени сопряженное со стрессом. Для того, чтобы извлечь максимум пользы и избежать неприятных переживаний полезно до начала конкурса хорошенько покопаться в себе и прояснить некоторые моменты.

Начните с ответа на вопрос: зачем вообще я писал на конкурс? Чего я хочу? Отвечая, будьте честны. Обманывать самого себя не имеет смысла, намного полезнее разобраться.

Если вы писали на конкурс чтобы просто размяться и пообщаться, обращать внимания на критику не стоит. Вы не ставили перед собой великих задач, выполнили работу по быстренькому, абы выполнить и потом весело провести время. Так получайте удовольствие от процесса – читайте конкурсные работы и общайтесь. Какое место займёт ваш рассказ, в данном случае не важно. Не создание шедевра было целью, а общение. Вот и берите своё от общения. Если на следующем конкурсе поставите перед собой другие задачи, по-другому и подойдёте к их решению.

Разобравшись с этим, спросите себя: пишу ли я системно (каждый день)? Пишу ли в объёме достаточном для поддержания хотя бы минимальной формы (набиваю хоть скромненьких 5 тыс.)? Много ли читаю нового на разные темы?

Если вы не работаете систематически, работаете мало и не расширяете свой кругозор, с какой стороны, позвольте спросить, вы ожидаете успехов? Мастерство не прилагается в комплекте к новорожденному и не получается, как подарочный сертификат. Если вы не прилагаете усилий для развития навыков и получения новых знаний и впечатлений, то и качество конечного продукта не может быть высоким по определению. А раз так, критикуют по делу и обижаться не на кого, кроме себя. Да и на себя не стоит. Не так уж сочинительство для вас и важно, если для него не находится времени. Поверьте, на то, без чего вы жить не можете, время найдётся всегда.

А теперь задайте себе самый интересный вопрос: какое место по итогам конкурса я буду считать для себя приемлемым результатом? Ответ скажет о многом. «Не последнее» - не очень хотели победить и не слишком заморачивались. «Где-то в середине» - немножко постарались, но уверенности в своих силах нет, а мы на подсознательном уровне всегда чувствуем на что способны, не правда ли? «Войти в тройку призёров» - это уже кое-что. Вы постарались, вложили много сил и ждёте отдачи. «Только первое» - вы были нацелены на победу, отработали по максимуму, для вас действительно важно добиться успеха.

Определившись таким образом в своём отношении к конкурсу и ожиданиях, спросите себя: чего я жду от конкурсной критики? «Похвалы» - на самом деле вы ждёте не критики, а похваляшек. Похваляшки приятны, спору нет, но ожидая только их, и реагируя только на них, до первого места вы не доберётесь никогда. «Советов, подсказок, указаний на слабые места, чтобы подправить текст» - советы и подсказки получите, текст возможно поправите, но в следующем конкурсе, скорее всего, снова окажетесь на том же самом месте, что и теперь, потому как стремитесь просто улучшить то, что уже сделано. «Увидеть слабые места, определить, что я делаю не так, над чем следуют поработать, чтобы следующий текст стал лучше» - вы стремитесь расти и совершенствоваться, это прекрасно.

Если вас вполне устраивают средненькие результаты, не стесняйтесь сказать критикам: «Товарищи дорогие, не утруждайтесь понапрасну. Мне ваша критика как плетню опахало, я не за тем сюда пришёл». Критиковать ваше детище перестанут, и вы вполне себе безболезненно пройдёте через весь конкурс.

Если вы заинтересованы в повышении уровня своего мастерства, тогда не обращайте внимания на то, в каких выражениях до вас стремятся донести истину. Принудительно напомните себе то самое «не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет». Зрите в корень, докапывайтесь до сути, пытайте критиков до седьмого пота и мотайте на ус, т.е. не ленитесь записывать для себя главное.

Для этого первым делом отделите себя от своего текста.  Безжалостно оторвите, поставьте рядом с критиком и заставьте посмотреть на текст с его, критика, точки зрения. Самого критика при этом обезличьте. Это значит: не обращать внимания кто говорит и как говорит. Всё внимание тому, что говорят.  Засыпьте этого полезного человека (даже если вам неприятна его манера общения, вам с ним детей не крестить) вопросами на которые нельзя дать короткий однозначный ответ «да» или «нет». Задавайте вопросы, требующие развёрнутых ответов и помечайте для себя, на что следует обратить внимание при работе над текстами в будущем (ключевое слово!) То есть, работайте на перспективу. Вас должно интересовать не то, что нужно подправить в конкурсном рассказе, а какими приёмами следует овладеть, чтобы следующий рассказ получился лучше.  Просите приводить примеры.

Предположим вам сказали «нет картинки», значит у вас страдают описания. Не стесняйтесь поинтересоваться кого ваш визави считает мастером описаний. Пусть вам посоветуют конкретную книгу конкретного автора. По завершению конкурса обязательно прочтите рекомендованное произведение. Обратите внимание, как автор использует интересующий вас приём. Поверьте, это на самом деле полезно и действительно работает.

И, разумеется, активно интересуйтесь разборами всех конкурсных произведений. На своих ошибках учиться проще всего, но на чужих не менее полезно.

После конкурса тщательно проанализируйте все свои «заметки на память». Расставьте приоритеты. Определитесь, что для вас является первостепенной задачей, чему можно уделить чуть меньше времени, и далее по степени убывания важности.

А теперь, внимание! Не тратьте времени на доработку конкурсного рассказа. Вернее, обойдитесь разумным минимумом. Недели вполне достаточно. Потом всё – дедлайн. Работа сделана, сдана, страница истории перевёрнута. Устроил результат – размещайте на своей страничке. Не устроил – списывайте со счетов. Скажите себе «это было упражнением для поддержания формы» и закройте для себя эту тему. Приступайте к работе над произведением на следующий конкурс или любым другим, и уже в работе над ним постарайтесь применить новые подходы. Закрепите полученные знания на практике сразу же, не откладывая на потом. Сосредоточьтесь на количестве, которое есть путь к качеству. Чем больше вы будете писать, тем больше у вас будет появляться идей, тем интенсивнее будет закрепление полученных навыков, тем выше вероятность появления стоящей вещи. Работайте по схеме: узнать новое – применить – довести навык до автоматизма, затем до совершенства.

И помните главное: критика – обличитель изъянов, а значит, ключ к их устранению. Так к ней и относитесь, как к способу узнать «чего в готовом супе не хватает», с тем, чтобы как можно лучше сварить новый.

Всем удачи и вдохновения!

Ваш К2


еще почитать полезное: http://proza.ru/2020/03/16/843


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2018
Свидетельство о публикации №218060200748

Комментарии http://proza.ru/comments.html?2018/06/02/748


Рецензии