Тютчев. Два Голоса. Анализ
1.
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
Над вами светила молчат в вышине,
Под вами могилы — молчат и оне.
Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги:
Бессмертье их чуждо труда и тревоги;
Тревога и труд лишь для смертных сердец…
Для них нет победы, для них есть конец.
2.
Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами немые, глухие гроба.
Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.
1850
I. Медленное чтение
Сразу заметим, что в обеих голосах нет лирического "я". Голоса кажутся очень похожими: имеют одну и ту же структуру, используют одни и те же слова. В обоих случаях речь идет о борьбе смертных, которая, видимо, является метафорой жизни. Термины войны "бой", "борьба", "ратовать" и т.д. нагнетаются, повторяются почти в каждой строке.
В обоих случаях речь идет о равнодушном, жестоком мире, в котором эта борьба происходит. Строки "Над вами светила молчат в вышине, Под вами могилы — молчат и оне" в первом голосе соответствуют очень похожему выражению "Над вами безмолвные звездные круги, Под вами немые, глухие гроба" во втором голосе. Также оба голоса говорят про олимпийских богов, которые не испытывают симпатии к смертным.
Зачем здесь два голоса? Для того, чтобы понять художественную логику Тютчева, надо подробнее присмотреться к различиям между голосами.
Я отмечу четыре важных различия.
1. «Нет победы» - «победный венец»
Только первый голос заключает, что у смертных не может быть победы, потому, что у них «есть конец». Когда смерть является поражением? Тогда, выживание является главной целью.
А второй голос говорит о некоторой победе, несмотря на смерть («побежденный Роком»). В ситуации, о которой говорит второй голос, если человек не перестает бороться, то это – победа, которой боги могут позавидовать.
Уже это различие не позволяет рассматривать два голоса как разные версии одного и того же высказывания: предмет высказывания разный. Первый голос говорит о борьбе за выживание, которая неизбежно кончается поражением. Второй голос говорит о какой-то другой борьбе, для которой смерть не является поражением. Голоса говорят о разных, несовместимых взглядах на жизнь. Они говорят о разных людях.
Можно сказать, что первый голос говорит о побежденных, второй голос — о победителях.
2. "Прилежные" – "храбрые"
В первых двух строках каждый лирический субъект призывает своих друзей мужественно бороться.
В первом голосе друзья борются "прилежно" в бою, который "неравен" и "безнадежен". Эпитет "прилежно" ассоциируется с "покорно" и "послушно", он говорит о некоторой пассивности. "Прилежно - безнадежна" рифмуются, делая эти слова ключевыми в первом голосе.
Эти слова во втором голосе отсутствуют. Во втором голосе речь идет о том, что "храбрые" друзья участвуют в "жестоком" и "упорном" бою. «Жестокий» и «упорный» бой требует инициативы от борца, а не «прилежности».
Эти различия согласуются с первым наблюдением: те, кто борются за выживание, «прилежны», не имеют надежды, а те, кто борется за что-то, что важнее своей жизни, называются «храбрыми», они «упорны». Храбрые люди знают об опасности, но не позволяют страху контролировать себя.
3. "Тревога и труд"
В первом голосе слова "Тревога и труд" повторяются дважды: как то, что свойственно людям и что отличает их от богов. Ни "тревога", ни "труд" не упоминаются во втором голосе. "Тревога" противостоит слову "храбрые" из второго голоса: храбрые люди не поддаются тревоге. Слова "труд и тревога" здесь близки по звучанию и окрашивают друг друга. Совместно со словом "прилежно", слова "труд и тревога" создают образ вынужденного труда, который характерен для борьбы за выживание.
4. Отношения с богами
В обоих голосах во втором катрене сначала речь идет об олимпийских богах и их отношениях с людьми.
Здесь два голоса подчеркнуто контрастны. В первом голосе боги "блаженствуют", их "бессмертье" "чуждо труду и тревоге". Им нет дела до людей. Можно понять, что люди здесь завидуют богам, потому что именно "тревога и труд" - удел людей, о которых говорит первый голос, и этот удел их не радует.
Второй голос, наоборот, говорит о том, что боги глядят на людей "завистливым оком", что указывает на какое-то важное достижение друзей из второго голоса.
Несмотря на свою неизбежную, роковую гибель, храбрые друзья, о которых говорит второй голос, оказываются сильнее богов: они не ждут награды, они сами "вырывают победный венец" из рук богов. Таким образом, первый голос говорит о людях, которые принуждены трудиться и тревожиться, а второй голос говорит о тех, кто горды и независимы, сильнее богов.
Этот анализ показывает, что голоса говорят о разных взглядах на смысл жизни, характеризуют разных людей.
С первым голосом все более или менее понятно. Тем не менее, анализ оставляет вопросы к смыслу второго голоса :
1. С чем - за что борются эти люди?
2. В чем именно состоит победа? Почему выражение "ратуя, пал, пораженный лишь Роком" может быть связано с победой?
II. Стихи Тютчева о борцах - победителях
Здесь я приведу другие стихи Тютчева, где используется метафора жизни как борьбы для того, чтобы прояснить смысл второго голоса в стихотворении «Два Голоса».
Вот стихотворение 1861 года, обращенное к старшей дочери поэта.
При посылке Нового Завета
Не легкий жребий, не отрадный,
Был вынут для тебя судьбой,
И рано с жизнью беспощадной
Вступила ты в неравный бой.
Ты билась с мужеством немногих,
И в этом роковом бою
Из испытаний самых строгих
Всю душу вынесла свою.
Нет, жизнь тебя не победила,
И ты в отчаянной борьбе
Ни разу, друг, не изменила
Ни правде сердца, ни себе.
Но скудны все земные силы:
Рассвирепеет жизни зло -
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.
Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни -
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни.
1861 г.
Заметим, что Тютчев использует здесь те же ключевые слова, что и в «Два голоса»: «бой», «борьба», «биться», «мужество», «рок», «победа».
В стихотворении не упоминаются никакие ключевые слова, характерные для первого голоса: здесь нет и речи о «тревоге», «труде», «прилежности», «безнадежности». Хотя стихотворение говорит о часах, когда «станет страшно тяжело», но это не то же самое, что проводить жизнь в тревоге.
Стихотворение говорит о победительнице — также, как и второй голос.
Как стихотворение отвечает на поставленные вопросы ко второму голосу:
1. С чем -- за что идет борьба?
Борьба идет с "жизнью беспощадной" за то, чтобы вынести, сохранить свою душу:
Из испытаний самых строгих
Всю душу вынесла свою.
По-видимому, жизнь героини такова, что за сохранение своей души надо было бороться, жизнь старалась изменить или убить душу человека. Дальше Тютчев именно об этом и говорит.
2. В чем именно состоит победа человека? В том, что человек сохранил верность себе, правде своего сердца:
Нет, жизнь тебя не победила,
И ты в отчаянной борьбе
Ни разу, друг, не изменила
Ни правде сердца, ни себе.
Вот еще одно стихотворение Тютчева, где речь идет о жизненной борьбе. "Есть и в моем страдальческом застое Часы и дни ужаснее других" (1874) Стихотворение посвящено Е. А. Денисьевой.
Вот строки, которые касаются борьбы:
О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял её, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, —
По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе, —
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
По-видимому, здесь контекст может быть полезен. Речь идет о внебрачной любви Тютчева. Самого Тютчева общество не осуждало, но его возлюбленную осуждали за эти отношения. От нее требовали прервать связь с Тютчевым. Она оставалась верна ему несмотря на огромные трудности, остракизм. Умерла она от чахотки.
В этом стихотворении опять упоминается "отчаянная борьба". Говорится о подвиге. Тютчев говорит о умершей возлюбленной, которая себя не дала победить. Речь идет о победительнице, как во втором голосе.
Вот как стихотворение отвечает на вопросы ко второму голосу:
1. С чем -- за что идет борьба?
Борьба идет с людьми и с судьбой, с предрассудками.
2. В чем именно состоит победа? В том, что она сохранила верность себе, своей любви.
Еще одно стихотворение Тютчева о жизни - борьбе посвящено памяти Е. П. Ковалевского - писателя, путешественника.
И вот в рядах отечественной рати
Опять не стало смелого бойца —
Опять вздохнут о горестной утрате
Все честные, все русские сердца.
Душа живая, он необоримо
Всегда себе был верен и везде —
Живое пламя, часто не без дыма
Горевшее в удушливой среде…
Но в правду верил он, и не смущался,
И с пошлостью боролся весь свой век,
Боролся — и ни разу не поддался…
Он на Руси был редкий человек.
И не Руси одной по нем сгрустнется —
Он дорог был и там, в земле чужой, —
И там, где кровь так безотрадно льется,
Почтут его признательной слезой.
1868
Здесь повторяются ключевые слова из «Два Голоса»: боец, борьба. О человеке говорится, что он боролся «необоримо». Это значит, что Тютчев снова здесь говорит о победителе (как во втором голосе), а не о побежденном.
Снова ответим на вопросы ко второму голосу:
1. С чем -- за что идет борьба?
Он боролся с «пошлостью», говорит Тютчев. В словаре языка Пушкина пошлость – «Весьма распространенный, ставший привычным, всем известный, ходячий». По-видимому, Тютчев вкладывал в это слово похожий смысл. Таким образом, можно сказать, что он боролся против общепринятых мнений, предрассудков, боролся с обществом, которому эти мнения были свойственны. Об этом же говорит выражение «удушливая среда».
2. В чем именно состоит победа человека? Победа состоит в том, что он не сдался, не перестал бороться.
Можно подытожить, что во всех рассмотренных стихах борцы-победители боролись против сложившегося порядка, косного общества, предрассудков. Во всех случаях победа состояла в том, что их не вынудили подчиниться правилам, которые общество навязывало им.
III. Выводы
Два голоса говорят о двух отношениях к жизни, о двух типах людей. Первый голос говорит о «побежденных», которые живут трудом и тревогой, стараясь выжить. Второй голос говорит о «победителях»: людях, которые отстаивают правду своей души, сопротивляясь давлению общества, жизни, судьбы. Стихи Тютчева, где он говорит о борцах, все посвящены людям второй группы, которых он хвалит за стойкость, верность себе. Хотя и «побежденные» и «победители» заслуживают сочувствия, только «победители» вызывают восхищение у Тютчева.
Свидетельство о публикации №222020401717