Могила. На полях Первой Мировой

Хуже всего в людях ,это то ,что пристроив свою, простите, задницу в тепле они напрочь забывают о нуждах товарищей. Своих батальонных квартирьеры расположили прекрасно, артиллеристов тоже. А нам, приданным, досталась пожженная деревенька, где относительно  целыми были два - три дома .Но и в них оставаться не было возможности , запах гари и неубранных трупов висел над домами . Когда мы подошли из подвалов повылезали бабы с детьми и начали просить хлеб и сахар . Немного погодя появился русин похожий на грустного дикобраза из-за овечьей безрукавки мехом наружу. Курящего трубки грустного дикобраза .
Оказалось , австрийцы мобилизовали всех сколько-нибудь годных мужиков , а потом, ночью, пришли мадьяры и зарезали оставшихся . Пожгли дома, увели скот. Утащили все, что могли.
- А ты как цел остался ? – поинтересовался я.
-Так Бог привел идти за хлебом на железницу. Вернулся утром ,мадьяры ушли . А наши мертвые все, порезаны. Хлеба много стало вдруг, а я то со станции нес думал мало.- Неторопливо объяснил русин. Потом спохватившись ,добавил.- А сейчас нет уже хлеба. Нет. Исхарчили бабы .
Вот уйдете вы, мадьяры всех вырежут.- грустно докончил ,вздохнув.
- Так иди в Россию – посоветовал я – Даже бумагу тебе составлю. Тут не так и далеко .
-Та ни знаю, може и пийду .- Покивал головой дикобраз выпуская клубы дыма.
Незаметно подошедший седой унтер деликатно кашлянул и осмелился доложить что оставаться здесь никак не возможно и что в колодце дохлые вздувшиеся собаки .
Та идите до Лоды ,справная деревня ,целая . По ущелью в трех верстах -русин махнул рукой с трубкой указывая направление ,надвинул поглубже на глаза выцветшую фетровую шляпу и запахнул безрукавку, утренние весенние заморозки заставляли ежить
ся- Прямо и прямо. Не ошибетесь.
- Надумаешь в Россию уходить. Бумагу дам. – напомнил я .
Черная почва ущелья парила и туман поднимался от земли укутывая холмы . Впереди, синими облаками нависали горы ,на них лежал снег, а здесь, в ущелье у их подножья из молодой травы выглядывали первые красные цветы.
Деревенька открылась сразу .Ухоженные чистые домики .Белые стены, обведенные синим окна, нарядные жалюзи. Старики , мужчины ,женщины ,дети выходили из домов и застывали разглядывая нас .Женщины в красных юбках с белой полосой в желтых безрукавках усыпанных перламутровыми пуговицами, в ярких платках .Мужчины в белых косоворотках с мелкими синими узорами по вороту, подпоясанные широкими наборными поясами, в безрукавках мехом наружу в фетровых шляпах, черных или расшитых бисером. Спокойные, даже веселые, любопытные . Обойденные войной ,они очень отличались от жителей сожженного мадьярами села .
Стали на постой по хатам и началось обычное раздербанивание солдатского пайка , пресечь, которое я не мог .Вообще, из котла русского солдата ели все и пленные и местные и пришлые .Это был единственный, надежный источник пищи на войне … Меж тем ,учет провизии в армии был очень жесткий .В день можно было съесть только назначенное на этот день довольствие .Консервы и сухари ,кофе .Добавки(солонина ,колбаса) ,есть только по приказу командиров частей . За нарушение приказа – расстрел .Командир проверял наличие неприкосновенного пайка в вещмешках лично. Ну вот полезу я ,к примеру, сейчас проверять, а солдаты половину пайка местным отдали, детишек подкормить? И что мне делать…А проверить надо. Проверил, на свою голову .Что они сами то жрать теперь будут ? Когда подвезут припасы? Через три дня, а может через неделю. Согласно постоянно меняющейся обстановке. Не сдержался я .Покричал. Вещмешки раскидал, пинками. Не хорошо. Проявление слабости. Прибежал унтер. Прошу позволить изволить полюбопытствовать пейзаж природы осмотреть. Пошел с ним ,а там на холме могила братская под крестом. Наше захоронение воинские .Ухоженное. Тропинка к нему и цветы лежат. Табличка там еще.” Память русских героев, павших у деревни Лоды . Спите, братья русские солдаты .” Вот так местные. Ничего, мы и на половине рациона протянем сколько надо .
Ну ,живем .День, второй, третий. А местные к могиле ходят. Кто  утром, кто вечером . А продукты к концу идут. Все. Накормили местных…Я понимаю, я все понимаю. Но солдату в бой идти. Его рацион по науке рассчитан. И ничего лишнего в нем нет. Ни грамма . А пересортица и замены есть. На день позже чем должны, пятого числа привезли все .А то мы на половнике каши и ломтике хлеба держались. Ну, передохнули солдатушки. Поели. Так местные то, никуда не делись, опять здесь.
А еще через три дня приходит русин мой бумагу просить. Написал я письмецо другу моему ,передал русину ,с такой протекцией не пропадет он. Посодействуют и что- то разговор зашел о могиле братской. Местных я похвалил или просто рассказал и не помню.
А русин глаза выпучил ,смотрит на меня и говорит тихо- Так не было здесь боев ,пан хорунжий.
Потащил я его к могиле, а он все свое – Не было боев, и могилы быть не может. Принесли лопату, унтер копнул. На глубине штыка ящики. Открыли . Мамочка моя …Сахар, самогон, табак,окорока, колбасы,солонина ...чего только нет…
Ушли мы из деревни. Все забрали и ушли .Лучше в сожженной ночевать ,чем с этими.   Хотел я им все сказать.Не стал. Форма помешала .Ладно уж…В первую ночь на новом месте исчез мой унтер и пяток солдат.Вернулись под утро .Гарью от них несет,а глаза у всех весёлые. Не стал даже спрашивать где были. И так ясно.


Рецензии
Вот так дела!

Галина Антошина   12.02.2022 07:32     Заявить о нарушении