Это не самое главное в жизни

1969 год.

В конце последнего урока в наш 7 "А" класс, зашли классная руководительница Мария Петровна и старшеклассница Галя Поспелова, член комитета Комсомола школы.   
- Так, не расходимся, никто никуда не уходит, остаёмся на своих местах. Сейчас у нас будет
небольшое собрание, - сказала учительница.
 
Все, конечно, уже устали, да и есть хотелось очень, но пришлось остаться.

- Дорогие ребята, большинству из вас есть уже 14 лет и настало время вступить вам в ряды комсомольской организации нашей школы. Это очень ответственное и волнительное мероприятие и скажу вам честно, что не каждый из вас может стать комсомольцем. Тот, кто неважно учится, у кого плохое поведение или он не участвует в общественно-полезном труде, естественно, не может носить это почётное звание. Сейчас Галя зачитает фамилии тех, кто, по мнению школьного комитета, достоин стать комсомольцем.
 
Мы уже разговаривали между собой на эту тему и были готовы к таким словам, поэтому сейчас все замерли и в напряжении вслушивались в Галин голос, который озвучивал наши фамилии. В классе 28 учеников. Вот Галя зачитала 23 фамилии и замолчала. Меня, среди назвавших не было. Ну понятно, почему Серёжи Митрофанова и Жени Новикова нет - им ещё не исполнилось 14. Сашка Деревенцев и Игорь Якушев двоечники и лоботрясы. Сейчас оба отсутствуют. Они сбежали с последнего урока. А я? Учусь хорошо, активистка и примерного поведения. Почему меня не назвали? Может случайно забыли записать?
- Мария Петровна, а почему моей фамилии нет в списке?
- Так, внимание! Всем, кого назвали, Галя сейчас объяснит, как надо писать заявление и раздаст Устав Комсомола. А с тобой Вебер, давай поговорим. Только не в классе. Выйдем, чтобы не мешать ребятам.

Мы вышли в коридор.
- Ира, ты не сможешь стать комсомолкой вообще.
- Почему?
- А ты не догадываешься?
- Нет.
- У тебя какая национальность?
- Национальность? А при чём тут моя национальность? Разве комсомолец не может быть другой национальности? У нас в классе есть татары, украинцы, но они попали в список. 
- Ну, если бы ты была татаркой или украинкой, то тоже попала в него. А ты немка. Вот поэтому комитет нашей школы решил, что ты не можешь быть комсомолкой.

Что можно было ответить четырнадцатилетней девочке взрослому человеку, тем более классному руководителю? 

Я шла домой, ощущая себя изгоем, и мне казалось, что все смотрят на меня с подозрением и с ненавистью. У, немка! Опять эта национальность! Последний год вроде все унижения и обиды, связанные с этим как-то позабылись. Но оказывается, это я хотела забыть, а все остальные помнят. Почему они не видят меня, Иру Вебер, как просто человека без всякой национальности? Разве она играет роль в отношениях между людьми?

Домой я пришла расстроенная и вся в слезах.
- Ира, что случилось? Тебя кто-то обидел?
- Меня не принимают в комсомол из-за национальности. Я не хочу быть немкой! Я хочу быть русской!
- Так ты наполовину русская. Я ведь русская.
- А почему тогда все называют нас немцами?
- Твой папа немец и фамилию ты носишь немецкую, кстати, очень красивую, а национальность, в нашей стране, идёт от отца, вот поэтому.
- А почему ты не вышла замуж за русского? Тогда бы нас никто не дразнил фашистами!

Мне не 5 лет и я понимала, что говорю глупости, но постоянное ощущение не такой, как все, а намного хуже, вылились в такие слёзы и упрёки.

- А ты хотела бы другого папу?
- Нет, мой папа самый лучший.
- Вот и я, когда познакомилась с твоим отцом, поняла, что лучше его никого нет на свете,  поэтому и полюбила. Я не задумывалась о том, что он немец. Я смотрела на самого человека, на его поступки. Да, нам было очень нелегко из-за его национальности, но мы любили друг друга, поддерживали и берегли наши чувства. Это помогло нам преодолевать трудности в жизни. Я была комсомолкой, но от этого моя жизнь лучше не стала. Всё, что мы имеем - это не комсомол нам дал, а твой папа. Поэтому я думаю, что ничего страшного не случится, если ты не будешь комсомолкой. Это не самое главное в жизни.
- А что главное?
- Главное - это оставаться при любых ситуациях порядочным человеком.

Прошло много лет. Я вышла замуж за русского, моя сестра за украинца, мой брат женился на карелке, племянница полюбила француза, а племянник взял в жёны еврейку. И что удивительно: никто из нас не интересовался, были ли наши партнёры комсомольцами. Но зато мы точно знали, что выбирали ЧЕЛОВЕКА. 


Рецензии
Мои корни многонациональны, о чем я написала в зарисовке. Будет желание, прочитайте. http://proza.ru/2021/04/27/796. С теплом.

Наталья Скорнякова   22.02.2022 17:11     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Наталья!
С теплом.

Ирина Вебер 2   22.02.2022 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.