Взгляд в прошлое гл. 11

11
   О войне, которая началась через четыре года после его смерти, он не узнал, как и то, что его зять Пётр Нехорошков в сражении под Москвой был ранен, в госпитале после ампутации ноги он заболел пневмонией и умер, похоронен на монастырском кладбище в Москве. Могилу его приезжала навестить дочь Лиза с Украины, где впоследствии вместе с Натальей поселилась её семья, Второй зять Фёдор Бондарев был ранен, но остался жив. Под Москвой погиб и старший брат Федоры Пётр Лаврентьевич Ерыкалов, а будучи четырнадцатилетней в годы войны дочь Доры, Анна, стоя на скамеечке, ковала победу на заводе, падая от усталости, не жалуясь, а надеясь, что именно её наполненный гневом снаряд оторвёт башку у Гитлера, и наступит мир. Лиза отогревала души сирот, работая воспитательницей в детском доме. Наталья сутками находилась в госпитале, работая старшей медсестрой, дочери Натальи и Петра Лиза и Валя вместе с Пашей шли через весь город в госпиталь, где обедали дети сотрудников госпиталя. Павла помогала стирать бинты, девочки развешивали их для сушки, читали раненым, иногда участвовали в концертах. Лиза хорошо пела, Валя подпевала ей, читала стихи о грядущей победе.
   Шура перед войной закончила Асбестовский горный техникум, поехала в Миасс навестить родных, познакомилась там с будущим мужем Алексеем Кузнецовым и осталась с ним. Вместе в годы войны (у Алексея была бронь) работали по 16-18 часов на Челябинском тракторном заводе. В 1940 году выпускали тракторы, а во время войны танки, к концу войны в строгой секретности и «катюши».
   «Руки примерзали к станкам, с трудом отдирали их, отогревали в бочке с водой, чтобы гнулись. Еще о гигиене и красоте успевали думать: прямо в цехе, не отходя от станка, мыли голову холодной водой с мылом», – вспоминала она при встрече после войны, когда с двумя дочками и мужем приехала в гости в Асбест.
   А еще рассказала о братьях. Старший сын Степана во время войны был разведчиком, и умение лазить на деревья не раз спасло ему жизнь. Два других брата были в пехоте. Один погиб в Курской битве, другой под Сталинградом. Младший сын Ады тоже воевал, остался жив, вместе с семьёй живёт в Польше. А Степан, брат Павлы, умер в 1943 году.
   Зоя после окончания медицинского училища в 1942 году по комсомольской путёвке поехала на фронт, но поезд разбомбили, она осталась жива, мобилизована Волховским городским военкоматом на Волховский фронт. Была медсестрой в эвакогоспитале и дошла до Германии, демобилизовали только в 1946 после победы над Японией. Она последняя из семьи видела Петра живым, когда он привозил в госпиталь раненых танкистов. Удивился, т.к. помнил её совсем маленькой, а она не стала ему говорить, что после бомбёжки, будто бы потеряв документы, прибавила себе три года, чтобы попасть на фронт.
   Наталья увидела мужа уже после войны в одном из документальных фильмов о битве под Москвой. Уставшая после ночного дежурства в здравпункте завода АТИ, она шла через парк, где был кинотеатр, решила зайти посмотреть фильм. Перед показом шёл журнал о войне, и на весь экран лицо мужа, с криком поднимавшего бойцов в атаку. Она пережила сильный стресс, и как потом ни просили дочери, больше не ходила в кинотеатр на этот фильм, а Лиза с Валей смотрели его каждый день, пока фильм был в прокате, и Павла сходила раз с ними.
   Мы вспоминали родственников, бабушку Павлу и дедушку Якова. Он, если б остался жив, точно пошёл на фронт, как и те, что лежат рядом с ним здесь, потому что политические взгляды – это одно, а независимость Родины – это другое, более важное и значимое для него и для всех нас.
   30 октября принято вспоминать жертв политических репрессий. Каждый год в этот день на 12 километре проходят панихиды с памятными речами. Возлагают цветы, горят свечи памяти, ветер старается задуть их, подхватывает листья, кружит, уносит их вдаль. Пусть он уносит эти листья, но не память.
   Октябрь 2019 год.


Рецензии