Женщина в любви. Анна Ахматова

Анна Ахматова – талантливая,  самобытная русская советская поэтесса, украинского происхождения. За свою жизнь она пережила две революции и две мировых войны, узнала, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей.

Родилась Анна Горенко (Ахматова это творческий псевдоним) 23 июня 1889 года в Одессе, в районе, который назывался Большой Фонтан. Ее отец – Андрей Горенко был потомственным дворянином, отставным инженером-механиком флота, мать - Инна Эразмовна, занималась детьми. В семье было трое детей.
В 1890 году семья перебралась в Петербург, где Андрею Горенко присвоили чин коллежского асессора и назначили на должность чиновника по особым поручениям в Госконтроле. Детские годы будущей поэтессы прошли в Царском Селе – это место осталось в ее воспоминаниях навсегда. В сопровождении няни Анна гуляла в Царскосельском парке, в котором в свое время прогуливался поэт Пушкин.
Анна была необычайно развитым ребенком. В пять лет она научилась читать, и выучила французский  язык просто слушая, чему обучала старших детей приходящая учительница. Когда подросла её отдали учиться в Мариинскую гимназию

Анне было четырнадцать, а  Гумелеву Николаю было 17 лет, когда они познакомились на балу, который был приурочен к празднику – Пасхе. Гумелев страстно влюбился в девушку.  Но ее родители развелись, и мама увезла ее в Евпаторию, а после они поселились в Киеве.

Шесть лет длилась переписка между Гумелевым и Анной. Через год после своего знакомства с Анной поэт сделал ей предложение,  девушка отказала ему. Гумилёв добивался руки Ахматовой как одержимый, но  девушка всякий раз  отказывала. Гумелев несколько раз пытался покончить с собой, но его вовремя спасали.
По окончании гимназии Анна  продолжила образование на Высших женских курсах, но прервала занятия, уехала в Петербург и поступила на историко-литературные женские курсы. Гумелев  был рядом и сделал предложение Анне.  В то время Гумелёв был уже знаменитым поэтом  с репутацией повесы. Современники называли его «повесой из повес, у которого столько завязывалось и развязывалось романов "без последствий"».
В 1910 году  они обвенчалась и отправились в свадебное путешествие во Францию и Италию.

В Париже новобрачные познакомились с художником Амедео Модильяни. Итальянец сумел произвести приятное впечатление на Анну своими безупречными манерами.  Модильяне буквально забрасывал Анну письмами. Через  пять месяцев после свадьбы Гумелев отправился в Абиссинию за новыми впечатлениями, где пробыл полгода.  Это очень оскорбило Анну. Поругавшись с Гумелевым Анна уехала в Париж к Модильяни. Их отношения Ахматова назвала предысторией жизни - длинной для неё и короткой для него. Модильяне восхищался умением  двадцатилетней Анны угадывать мысли, а она восхищалась его умением видеть мир не таким, каким его видели остальные люди и переносить на холст. Модильяне  писал ее на своих картинах. Ахматова с волнением вспоминала, как он укрывал её под дождём; как однажды не застав его дома она обрывала лепестки от цветов и бросала под дверь, а Модильяне потом сказал, что они красиво лежали.  Через три месяца Анна решила вернуться в Россию. Модильяне  отдал ей 16 картин. К сожалению до наших дней сохранился только один рисунок, с которым Ахматова не расставалась, остальное сгорело во время пожара. Модильяне никогда не говорил об их отношениях, но существуют 12 картин с изображением Анны.
Анна вернулась в Россию к мужу.  В 1912 году у них родился сын Лев

и в этом же году вышел небольшой сборник её стихов «Вечер», который принёс ей первых читателей и славу, и карьера начала стремительно развиваться.  А отношения с мужем разладились. Гумелев ушел и Анна осталась одна с ребенком на руках, ей было обидно и одиноко. И родилось стихотворение «Приходи на меня посмотреть».

В то время  в литературных кругах ходили слухи о тайном романе  Николая II и Ахматовой.  Об этом написано в воспоминаниях сверстника Ахматовой, художника Юрия Анненкова, которые вышли в Париже под названием "Повесть о пустяках». 
Подтверждения этому роману никогда не было, но было стихотворение «Смятение», по утверждению исследователей, посвященное Николаю II:

На эти стихи композитор Давид Тухманов написал музыку, а певица Аллегрова исполнила песню «Смятение».
В 1914 году началась Первая мировая война. Гумилёв писал письма с фронта и  предлагал жене, когда окончится война уехать за границу и  построить новую жизнь во Франции. Анна не согласилась.

В 1914 году поэтесса выпустила еще один сборник поэзии под названием «Чётки». После его выхода Анна получила массу хвалебных откликов от критиков и поклонников, которые отзывались о ней, как о самой модной поэтессе тех лет, она добилась большей славы, чем ее муж. Спустя три года, в 1917-м, вышла третья книга Ахматовой, которую она назвала «Белая стая». Тираж ее был по тем временам очень внушительный – две тысячи штук.
 Не смотря на то, что между Ахматовой  и Гумилёым существовала тесная эмоциональное родство и духовная близость, в 1918-м они расстались.

Ахматова посвятила Гумелеву такие строчки:
Он любил...
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
... А я была его женой.

В своих мемуарах поэтесса написала: «Николай Степанович всегда был холост. Я не представляю себе его женатым. Скоро после рождения Лёвы (1912 год) мы молча дали друг другу полную свободу и перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга».
В 1918 году Анна вышла замуж за  ученого востоковеда Владимира Шилейко. Брак был ошибочным, совершённым второпях, словно Ахматова сжигала мосты, соединяющие её с Гумелевым.

«Катастрофа, а не муж», — говорил Гумилев о Шилейко, которого отлично знал.  Хотя сам вскоре  заключил  такой же бестолковый брак, где родилась дочь.
Шилейко, который  до свадьбы производил впечатление умного воспитанного человека, оказался ревнивцем, устраивал скандалы, закрывал Ахматову на замок, следил за ней и даже, по некоторым свидетельствам, поднимал на жену руку.  Ахматова сбежала от Шилейко в 1921 году. А во время развода выяснилось, что второй брак был недействительным юридически.

В 1921 году был арестован по сфабрикованному делу и расстрелян Николай Гумилев. 
В 1922 году Ахматова сошлась с Николаем Пуниным. Ей негде было жить и он привел её в свой дом, где у него была жена и дочь. Там у неё был диван и маленький столик.  Она переводила для него статьи с французского и Николай Николаевич признавал её литературоведческий дар, но не поэтический. Талант Анны его раздражал,  и он дел всё, чтобы она не писала стихи.

Лидия Чуковская вспоминала: «Там всё было устроено так, чтобы навсегда забыть и литературную славу Ахматовой, и те времена, ещё с Гумилёвым, когда одна её внешность служила моделью для элегантных женщин артистической среды. Всякий раз, когда появлялся даже намёк на величие Ахматовой, Николай Николаевич нарочито сбивал тон, принижая её, вроде того: «Анечка, почистите селёдку!» Когда она пригласила к себе друзей послушать её новые стихи, в комнату влетел Пунин с криком: «Анна Андреевна, вы поэт местного царскосельского значения! Не забывайте!»
В 1935 году Пунина арестовали по доносу студента. Анна Ахматова написала письмо Сталину и Николая Николаевича выпустили, но вскоре арестовали по доносу однокурсника арестовали сына Ахматовой Льва Гумилева и следом Пунина. Которого обвинили в организации приступной группы.  Анна Ахматова написала письмо Сталину о том, что она ручается в том, что что её муж и сын не состояли в заговоре. Письмо с помощью Бориса Пастернака  было передано - Лев Гумилёв и Николай Пунин были вскоре освобождены.
Осенью 1938 года Анна ушла от Пунина.  «Надо было сделать это раньше, – говорила она Чуковской. – Но я была так подавлена, что не хватало сил. Мне было очень плохо, ведь я тринадцать лет не писала стихов, вы подумайте – тринадцать лет! Всего тридцать стихотворений за всё время, а в некоторые годы – годы! – ни одного». После ухода от Пунина она создавала шедевр за шедевром.

На короткое время жизнь свела Анну Ахматову с паталогоанатомом Владимиром Гаршиным. Когда она была во время войны в эвакуации, Гаршин писал ей письма и просил выйти за него замуж, она дала своё согласие, но  когда приехала в Ленинград 1944 году оказалось, что он женился на медсестре, не поставив её в известность. Позже Ахматова говорила, что, скорее всего Гаршин сошел с ума от голода и ужасов блокады.

В 1945 году  у Ахматовой  произошло несколько встреч с британским литературоведом бывшим сотрудником посольства Исайей Берлиным, и когда мужчину спрашивали о характере этих отношений, он говорил: «Я никак не решу, как мне лучше отвечать...»

Анна Ахматова называла эти встречи роковыми, так как считала их причиной  постановления «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» от 14 августа 1946 года, где особенно сильно клеймилось творчество поэтессы:
«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия старой дворянской России, обречённых».
Ахматова была исключена из Союза писателей,  её лишили продовольственных карточек, а её книга, находившаяся в печати, была уничтожена. В 1949 году арестовали сына  и приговорили к лагерям. Его освободили только в 1956. Лев винил мать во всем, что произошло с ним. До конца жизни поэтессы он виделся с ней очень редко.

В 1954 году «опала» с Ахматовой была снята. Ей разрешили печататься и даже выделили от Союза писателей дачу в посёлке Комарово под Ленинградом - этот дом она называла Будкой. Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции.

Если б все, кто помощи душевной
У меня просил на этом свете, —
Все юродивые и немые,
Брошенные жены и калеки,
Каторжники и самоубийцы, —
Мне прислали по одной копейке,
Стала б я «богаче всех в Египте»,
Как говаривал Кузмин покойный...
Но они не слали мне копейки,
А со мной своей делились силой,
И я стала всех сильней на свете —
Так что даже это  мне не трудно.      1960 

На даче бывали множество знаменитостей: от заслуженной актрисы Фаины Раневской до начинающего поэта Иосифа Бродского. Рассказывается, что до последних лет Ахматова привлекала поклонников, писала любовные стихи и говорила приходящим к ней молодым людям: «Только не надо в меня влюбляться! Мне это уже не нужно».
5 марта 1966 года Анна Ахматова умерла в санатории «Подмосковье» в Домодедове.

А я иду, где ничего не надо,
Где самый милый спутник — только тень,
И веет ветер из глухого сада,
А под ногой могильная ступень....

На могиле Анны Ахматовой стоит железный крест и с одной стороны построена стена с небольшой нишей, символизирующем окошко в Крестах, куда она приносила передачи для сына. В эту нишу встроили портрет Ахматовой.


Рецензии
Дополняю... Роман Анны Ахматовой с Владимиром Гаршиным начался перед войной, он помогал поэтессе в материальном отношении, но речи об уходе из семьи никогда не было. Во время войны патологоанатом Владимир Георгиевич был на военном положении, он много и тяжело работал, сильно исхудал: от былого красавца осталась тень. Супруга оставалась в доме и умерла от голода. Он, действительно, сделал заочное предложение Анне Ахматовой после смерти супруги, но у поэтессы в Ташкенте был роман (от него остались строки стихотворения: «в ту ночь мы сошли друг от друга с ума…), об этом многие знали. Владимир Георгиевич остановил выбор на своей коллеге, будущем докторе мед. наук, верном человеке, много лет тайно влюблённой в доктора. Поэтесса не простила его "безумного", как ей казалось, решения, сняла посвящения с ряда своих стихотворений.
После войны Владимир Георгиевич сразу же получил звание академика и награды, у него были впереди и научные работы, и аспиранты, но академик скончался через десять с половиной лет после войны преждевременным образом, от онкологического заболевания. Его вторая супруга оставалась с ним до самой смерти, потом принимала участие в воспитании его внуков.

Мара Рушева   31.03.2022 12:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Мара, за дополнение. Приглашаю вас на свою передачу "Женщина в любви" на радио "Океан плюс", каждый вторник в 17.00-18.00 (моск. вр.).

Наталья Приходько   31.03.2022 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.