Сокровище отставного майора

В лихие девяностые после учебы в радио школе ДОССАФ, я занимался ремонтом телевизоров. Аппараты были громоздкие и энергоемкие. Из-за перегрева выходили из строя блоки строчной или кадровой развертки…
Мой начальник лаборатории с утра дает  бумажку с адресом. Там жил его друг. Оформил пропуск –служебная командировка, но обязательно к концу работы ты должен появиться, иначе на проходной тебе зачтут прогул. Вот такие порядки бы в нашем НИИ.
Нашел этот дом и позвонил на четвертом этаже в дверь. За дверью был слышен звонок, но признаков жизни там не было, и вдруг слышу, шаги по лестнице…
   Мужчина в униформе охранника улыбнулся и спрашивает.
«Вы от Владимира Ивановича».
Я ответил да…
 «Извините, я на смене, мне он позвонил, что нашел мастера».
И открыл дверь.
Квартира была заставлена книжными шкафами…
 В свободном пространстве уместилась тахта и шкаф для одежды…
 На стенах висели старинные картины в дорогих рамах, и некоторые были больших размеров. Чувствовалось, что это подлинники мастеров средневековья…
Хозяин как бы извиняясь, протянул руку и сказал
«Алексей Иванович, военный пенсионер, а сейчас на фабрике работаю в охране».
Я обратил внимание, что книги были старинные и на немецком языке.
 «Вы, наверное, в армии были переводчиком».
Алексей Иванович взял с полки небольшую книгу в тисненном переплете, погладил и задумчиво сказал, читать Гете в подлиннике я мечтал еще в школе…
 Да я всю войну и после еще 10 лет служил в группе войск …
После демобилизации, поработал учителем в школе, но там уровень другой и боялся потерять квалификацию.
«А зачем вам столько книг, они, наверное, стоят большие деньги».
«Я вначале продал около десяти книг, и на эти деньги жил почти год, но потом опомнился и решил, что не буду уничтожать эту коллекцию. Я её собирал почти десять лет. В то время в букинистических магазинах Восточной Германии было много старинных книг и картин со всей Европы… Население чтобы выжить сдавало фамильные реликвии. Нам платили тогда хорошие деньги, и я задался целью изучит европейскую литературу в подлиннике. Так появилась эта библиотека и эти картины. На каждый экземпляр у меня есть документ, что все это было куплено в свободной продаже». 
Хозяин засобирался на службу, а мне после окончания ремонта наказал захлопнуть входную дверь и проверить сработал ли замок, еще я должен позвонить на диспетчерский пульт, квартира была под охраной.
Как мне сказал мой начальник, Алексей Иванович завещал всю коллекцию книг и картин библиотеке иностранной литературы. В прошлом году все это переписали и на каждом экземпляре стоит каталожный номер с невидимой голограммой и квартиру поставили под охрану.
Интересная судьба этого человека, он сирота, родом с Тамбовской губернии, родители: отец и мать и сестренка померли от голода в 1920 году. 
Ему было годик от роду, и сердобольные соседи забрали сироту к себе, а потом он попал в детский дом. Рано научился читать и воспитатель, инвалид первой мировой, видя тягу мальчонки к знаниям приобщил его к иностранному языку. У него был сборник стихов Иоганна Вольфганга Гёте  — немецкого писателя, мыслителя, философа, а воспитатель был родом из старинного дворянского рода и владел несколькими иностранными языками: французским, немецким и английским.
При поступлении в военное училище, обозначил в анкете, что владеет немецким.
 После собеседования, на котором он прочитал стихотворение Гете, его зачислили в училище военных переводчиков.
 У хозяина я спросил разрешение, посмотреть картины после ремонта телевизора.
 Он еще раз улыбнулся и с томиком из своей библиотеки ушел на службу. Ремонт через час был закончен…
И я начал осмотр.
Это было настоящее сокровище…

Как приятно рассматривать жанровую живопись. Как будто на машине времени попадаешь в те далекие времена и находишься рядом с этими милыми людьми.
Это шедевры, и как чудесны образы милых крестьян, детей, занятых своими играми и убеленными сединой стариков…
Прошло много, много времени и я вспомнил об этой коллекции. В памяти остались картинки из прошлого…, но я не запомнил имени Мастера
 В интернете искал картины этого художника, там было много детских портретов…
Где-то в глубине подсознания мне запомнились две картины: «детский праздник» и «беженцы».
 И вот удача, первую картину я нашел и определил, что автор, немецкий художник Людвиг Канаус (Ludwig Knaus),1829—1910
Область его творчества — преимущественно быт немецких крестьян и вообще жизнь низшего сословия. Выводя нередко на сцену детей, молодых людей и девушек, он, видимо, относится к юности с сердечным сочувствием.
 А вторую картину «Беженцы», мне так и не удалось отыскать в недрах инета…
Возможно она была кисти другого художника, но её содержание осталось в памяти…
Дорога, и по ней путешествует семья беженцев…
 Худая лошадка тащит воз с нехитрым скарбом…
 Возница, худой высокий мужчина, идет рядом с телегой, держит вожжи в руках.
На возу, женщина и ребенок. Четвертый член этой обездоленной семьи, девочка лет двенадцати…
 В простом сарафане, грубых ботинках на ногах, простые чулочки, а в руках узелок.
 Один чулочек зашит нитками. Эти стежки так искусно прорисованы, что создается иллюзия объемного изображения.
Мне именно запомнилась эта незаметная деталь, на полотне: зашитый чулочек этой девочки. Возможно художник этим штрихом хотел подчеркнул бедственное положение этой семьи…
Стежки были как настоящие, и в этом видно уровень мастерства художника…
Хмурое осеннее небо дополняет картину тяжкой доли этой семьи.
Выражение лиц и возницы и девочки вселяют надежду на лучшую жизнь…   
Известная всем фраза "самого главного глазами не увидишь" как нельзя лучше подходит к живописи - искусству, предназначенному именно для глаз. Живопись смотрят глазами, а "самого главного глазами не увидишь". Как быть? Художник должен найти в реальном мире то, что главное и что действительно не увидишь глазами, и подать его таким способом, через такие художественные приёмы, чтобы зритель, увидев изображённое этим художником необычное "нечто", смог увидеть через него и это невидимое "главное". Формально это, казалось бы, отступление от реализма, а на самом деле - углубление в него.
Произведения Людвига Кнауса . свидетельствуют об его тонкой наблюдательности, искусстве передавать характер и душевное движение людей всех возрастов и сословий, уменье создавать сцены, полные жизненной правды и проникнутые то добродушным юмором, то отрадным весельем, то глубоким чувством.
Достоинство его картин возвышается превосходным рисунком, блестящим колоритом и мастерским письмом.
Уходя из этой квартиры, я подумал, такие одержимые люди, как Алексей Иванович, для которых мечта читать Гете в подлиннике стала смыслом всей жизни.
Итог этого титанического труда - большая коллекция книг 18 века и картин…
Такие люди помогают нам сохранить богатое наследие великих мастеров словесности и кисти для потомков…
В заключении публикую копию картины немецкого художника Людвига Канауса «Детский праздник»
Деревня Охотино. Февраль 2022.


Рецензии
Спасибо за чудесную статью. Как прекрасна картина! Надо посмотреть и другие картины художника. Вы меня порадовали.
Храни вас бог!

Галина Кадетова 2   01.02.2023 06:14     Заявить о нарушении