Фотограф

Впервые я увидела фотографа, когда мне было два с половиной года. Одета я была в ситцевый комбинезон, на ногах сандалики, которые уже поджимали. Мама вырезала в них дырочки, чтобы мои большие пальчики не упирались в носок. Пальчики были видны, но бегать было удобно, и я носилась по двору, как метеор.
Фотограф собрал детей в беседке,  мамаши причесывали детишек и ставили их поочередно у дерева. Дети радостно фотографировались. Когда очередь дошла до меня, я отказалась фотографироваться, кричала, чтобы фотограф ушел. Это рассердило маму. Она пыталась уговорить меня, но бесполезно, я пыталась убежать, она схватила меня за руку, потащила к дереву, называла непослушной капризулей, даже шлепнула несколько раз по попе.
Фотографу надоело ждать, пока мама уговорит меня, он торопился куда-то, женщины  пытались меня пристыдить, но я упорно не хотела фотографироваться.
Тогда фотограф попросил всех успокоиться, сказал, что хочет поговорить со мной, как со взрослым человеком "один на один" и отвел меня в сторонку. Объяснил, для чего люди фотографируются: чтобы запомнить лучшие моменты в своей жизни, запечатлеть что-то необычное и красивое, а кто-то фотографирует каждую минуту себя и любуется только собой. Поинтересовался, по какой причине я хотела бы сфотографироваться? Я ответила, ни по какой. Спросил, а не любопытно ли узнать, как получаются фотографии? Ответила, любопытно. Тогда он стал показывать как устроен фотоаппарат и как им пользоваться. Сказал, что птичка оттуда не вылетит и не укусит, зато получится классное фото. Потом спросил причину моего отказа фотографироваться. Я доверчиво объяснила, что на моих сандаликах «дырки», и это будет видно на фотографии. Фотограф понимающе улыбнулся, сказал, что прикроет «дырки» цветком. Я согласилась, что так будет «не видно». Потом он объяснил детям и взрослым, как важно, чтобы на первой фотосессии девочка почувствовала себя королевой, а мальчик -рыцарем, и обратился ко мне с уважением, как ко взрослой даме: "Позвольте, я положу цветы у ваших ног, моя королева? - я ответила. – Положите», - и он положил цветы к моим ногам, прикрыв дырки на моих сандаликах.
Почему-то я запомнила этого фотографа. Не то, как он выглядел, а то, что он говорил мне и моей маме.
«Дети не капризничают просто так, - говорил он. -У каждого ребенка есть на это свои причины. Надо уважать мнение детей» .
«Ой, да какое у нее мнение? – возмутилась мама. - Устроила здесь скандал, принцесса на горошине? Это мозги у тебя маленькие, а не дырки большие! Чтобы твои сандалии заметить на фото, нужно увеличить их в сто раз!"- она развела руки в стороны и показала, какими должны быть мои сандалии.
Маму удивила вся эта ситуация, а я испугалась, что дети начнут обзывать меня принцессой на горошине. Но они уже разбежались, кто куда, и не слышали наш разговор.  А кличку я все-таки получила, когда училась в 7 классе.  Все пацаны во дворе кричали мне вслед: «Эй, Гамлет! Где твоя Шпага?" - шпагой они обзывали мою подругу. Но я считала себя королевой, и мне было наплевать на их мнение. И вообще, для меня важнее было не то , как я выгляжу, есть ли у меня дырочки в сандалиях или корона на голове, главное, что у меня в голове, и как я этим распоряжусь.  Этому научил меня фотограф.  Странно, да? Вроде ничего такого и не говорил, к тому же, я была совсем маленькая, чтобы понять его, но ведь как-то поняла!  Может, потому  и запомнила этого фотографа на всю жизнь?


Рецензии