Блок. Хожу, брожу понурый... Прочтение

«Хожу, брожу понурый…»





       * * *   

                Хожу, брожу понурый,
                Один в своей норе.
                Придет шарманщик хмурый,
                Заплачет на дворе...

                О той свободной доле,
                Что мне не суждена,
                О том, что ветер в поле,
                А на дворе – весна.

                А мне – какой дело?
                Брожу один, забыт.
                И свечка догорела,
                И маятник стучит.

                Одна, одна надежда
                Вон там, в ее окне.
                Светла ее одежда,
                Она придет ко мне.

                А я, нахмурив брови,
                Ей в сотый передам,
                Как много портил крови
                Знакомым и друзьям.

                Опять нам будет сладко,
                И тихо, и тепло...
                В углу горит лампадка,
                На сердце отлегло...

                Зачем она приходит
                Со мною говорить?
                Зачем в иглу проводит
                Веселенькую нить?

                Зачем она роняет
                Веселые слова?
                Зачем лицо склоняет
                И прячет в кружева?

                Как холодно и тесно,
                Когда ее здесь нет!
                Как долго неизвестно,
                Блеснет ли в окнах свет...

                Лицо мое белее,
                Чем белая стена...
                Опять, опять сробею,
                Когда придет она...

                Ведь нечего бояться
                И нечего терять...
                Но надо ли сказаться?
                Но можно ли сказать?

                И что' ей молвить – нежной?
                Что сердце расцвело?
                Что ветер веет снежный?
                Что в комнате светло?
                7 декабря 1906   


 



Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     «Жизнь на новой квартире нашей, – писала 26  сентября 1906  г.  Л.Д. Блок Андрею Белому, – ( ... )  совсем новая.  ( ... )  Вот у нас окна во двор, узкий и глубокий. Каждый день приходят раза по три, по четыре разные люди "увеселять". Женщина с шарманкой и двумя изуродованными детьми  ( ... ) один из них поет какой-то вальс и "Последний нонешний денечек ... " ( ... )  Потом двое слепцов поют дуэтом  "Только станет смеркаться немножко ... "– один басом выводит, стоя в фуражке с большим козырьком и протянув руку: "буду слушать веселые речи, без которых я жить не могу ... "»  (ЛН. Т.  92. Кн. 3. С.  257).
      Последняя из указанных Л.Д.  Блок песен – романс на слова А.А. Фета. Разночтения романса с текстом стихотворения отмечены на экземпляре из библиотеки  Блока:  Фет А. Поли. собр.  стихотворений.  СПб.,  1901. Т.  2. С.  15; см.: ББО-2. С. 327.
»

     В сюжете книги «Город» – взгляд в ещё одно окошко «всемирного града». Но даже здесь,  где вроде бы всё благополучно, к обитателю квартиры даже любимая женщина приходит  посидеть с вышивкой, но всё равно ощущение безнадежности заливает своею мглою всё.

     – «Но надо ли сказаться? // Но можно ли сказать?» – герой никак не может решиться на простое слово: «Останься!»

Да и…

                …Зачем в иглу проводит
                Веселенькую нить?

…что за нить начинает «проводить» та, на которой «светла одежда»? Кто она – балующаяся с «веселенькими» нитями?

                «Она веселой невестой была.
                Но смерть пришла. Она умерла.

                …И в доме, уставшем юности ждать,
                Одна осталась старая мать.

                Старуха вдевает нити в иглу.
                Тени нитей дрожат на светлом полу.

                …И красные нити лежат на полу,
                И мышь щекочет обои в углу.

                …И те же нити, и те же мыши,
                И тот же образ смотрит из ниши –

                …Давно потухший взгляд безучастный,
                Клубок из нитей веселый, красный...
                3 июня 1905»

     «...Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце. Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок; как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов – у Врубеля)…»
А.А. Блок. «О современном состоянии русского символизма».

*
*

Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:

     «…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
     »


Рецензии