Исилькульская библиотека у Вторчермета

Ностальгическое эссе

Знак информационной продукции: 6 +

В своих эссе я уже неоднократно упоминал про Центральную библиотеку города Исилькуля Омской области (нынешний адрес – ул. Коновалова 20 А), ставшей неотъемлемой частью моего детства. Именно там я нашёл столь значимые для моего интеллектуального становления книги Жюля Верна [2], Эдгара По [3], научно-популярные труды по астрономии [4], географии и т.д. Но эта библиотека в Исилькуле не единственная, и в разное время я ходил и в другие. Например, в детскую библиотеку и библиотеку средней школы №2.
Но вот недавно, благодаря Исилькульской газете «Знамя», я вспомнил про совсем небольшую библиотечку, где я тоже был записан в детстве. Расположена она была в небольшом одноэтажном доме, примыкающем к конторе «Вторчермета», отчего прямо за ней была просторная автостоянка, а чуть поодаль высилась груда ржавого металла и впечатляющих размеров кран для его погрузки. Расположенная рядом промышленная железная дорога с моим любимым переездом [5] добавляла колорит в этот индустриальный пейзаж. 
Причина, по которой я заинтересовался библиотечкой, стало то, что я уже перечитал все романы Жюля Верна, имеющиеся в других библиотеках. Всего Ж. Верн написал более шестидесяти романов, а мною на тот момент было прочитано где-то чуть более двадцати. То есть почти всё его собрание сочинений в 12-ти томах. И вот, по моей просьбе, мама повела меня «за линию», в эту самую «черметовскую» библиотеку.
Сотрудница, заполнив мою карточку, показала мне полку, где стояла приключенческая литература. Увы, но на ней меня ждало полное разочарование, так как Ж. Верн здесь был представлен двумя-тремя книжками: «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров» и т.п. То есть теми, которые я давным-давно прочитал. Покопавшись в других изданиях, я, наконец, выбрал то, что взял на дом: роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура». Ни Марк Твен, ни король Артур с его колдуном Мерлином, ни рыцари Круглого стола меня особо не интересовали, но книга очень понравилась. Конечно, я тогда не мог постичь тонкой иронии остроумного американского писателя, равно как и всех «интересностей», заложенных в этот роман. Но впечатление от него оказалось довольно сильным.
Второго визита в ту же библиотеку я не помню, возможно, мама сама унесла книгу вместо меня. Больше я туда не ходил, поскольку мало-помалу переключился на научную фантастику, которой в Центральной библиотеке, да и на нашей домашней полке было в избытке.
И вот, в январе этого, 2022 года, перелистывая подшивку Исилькульской газеты «Знамя», я натолкнулся на заметку сотрудника Исилькульского маслосыркомбината и внештатного корреспондента Геннадия Рыбалкина под названием «Людям нужна библиотека» [1, с. 3]. В ней автор отмечает, что один из филиалов Центральной библиотеки расположен на южной стороне Исилькуля, по улице Заводской, в здании конторы «Вторчермета», которое для этих целей не приспособлено. Читателям добраться до неё трудно, так как с одной стороны – груды металла, а с другой расположена весовая. Библиотеку оборудовали временно, но она здесь уже целых три года. Книг в ней немного. Есть взрослый и детский отделы. Атмосфера уютная (и я с этим полностью согласен; впечатление от посещения у меня оставалось хорошее), периодически оформляются выставки. На каникулах проводятся недели книги. Указывается в заметке и целевая аудитория читателей: это и учащиеся общеобразовательной школы №4, и Городищенской восьмилетней школы, и работники кирпичного завода. Всего в филиале порядка 700 читателей. Завершается заметка предложением перевести филиал в новое здание.
Насколько я понимаю, это давно уже произошло. Сейчас небольшая библиотека расположена в бывшем административном здании маслосыркомбината по адресу ул. Степная 43 [6] и явно отвечает всем требованиям.
Заметка Г. Рыбалкина впечатлила меня своими подробностями, ведь посетил я эту библиотеку примерно в то же время: в 1990-м году. Но сейчас я уже отчётливо понимаю, что интересна она мне не книгами, а тем необычным местом, где тогда располагалась. Ведь рядом с ней было и озеро Исилькуль (в народе - Городищенское), и промышленная железная дорога, и бывшая водонапорная башня, где заправлялись паровозы, и «Вторчермет», и родной для всей нашей семьи маслосыркомбинат, и улица Заводская, по которой я обожал ездить на велосипеде, и памятный для меня нерегулируемый переезд. И библиотека, расположенная тут же, являлась неотъемлемой частью этого пейзажа.
Надеюсь, что у филиала Центральной библиотеки по улице Степная сегодня много юных читателей, для которых в будущем он так же станет тёплым и дорогим сердцу воспоминанием.

Литература:

1. Рыбалкин Г. Людям нужна библиотека. // Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, городского Совета народных депутатов Омской области. – 29 апреля 1990 г. - №69 (8719). - С. 3.
2. Демешко В. Как я читал Жюля Верна. // http://proza.ru/2020/07/24/246
3. Демешко В. Эдгар Аллан По. Маски гения. // http://proza.ru/2017/10/07/97
4. Демешко В. Как я увлёкся астрономией. // http://proza.ru/2021/06/17/164
5. Демешко В. Промышленная железная дорога в городе Исилькуль. // http://proza.ru/2020/03/30/213
6. МБУ ИЦБС Городская библиотека-филиал №4. Официальный сайт. // http://isilkullib4.ucoz.org/

20 февраля 2022 года

На фотографии представлен район Исилькульского «Вторчермета» по улице Заводская. Просматривается ныне недействующая промышленная железная дорога и краны для погрузки металла.
За деревьями, отмеченными зелёной стрелкой, располагается контора «Вторчермета», где в конце 1980-х – начале 1990-х гг. находился филиал Центральной Исилькульской библиотеки.

Фото автора, июнь 2021 года.

Полный список произведений автора на сайте «Проза.ру» по ссылке http://proza.ru/avtor/demits
Художественные произведения автора на сайте «Фикбук» по ссылке https://ficbook.net/authors/2807003


Рецензии