Блок. Ты смотришь в очи ясным зорям... Прочтение
* * *
Ты смотришь в очи ясным зорям,
А город ставит огоньки,
И в переулках пахнет морем,
Поют фабричные гудки.
И в суете непобедимой
Душа туманам предана...
Вот красный плащ, летящий мимо,
Вот женский голос, как струна.
И помыслы твои несмелы,
Как складки современных риз...
И женщины ресницы-стрелы
Так часто опускают вниз.
Кого ты в скользкой мгле заметил?
Чьи окна светят сквозь туман?
Здесь ресторан, как храмы, светел,
И храм открыт, как ресторан...
На безысходные обманы
Душа напрасно понеслась:
И взоры дев, и рестораны
Погаснут все – в урочный час.
Декабрь 1906
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– “Вот женский голос, как струна.” – См. коммент. к стих. "Петр".
(комментарий к стих. "Петр".:
– “Весь город полон голосов // Мужских – крикливых, женских – струнных!” - Выражение "струнный голос" в стих. С. Соловьева "Золотой качался колос... ", посланном Блоку в письме от 23-24 ноября 1903 г. (СС-88 . С. 74), поэт назвал особенно удачным и сам неоднократно использовал его (см.: "Вися над городом всемирным ... " (1905), "Ты смотришь в очи ясным зорям ... " (1906) и др.) .)
»
Да, мы находимся все в том же всемирном граде, где дамы ходят в “красных плащах” и где
…ресторан, как храмы, светел,
И храм открыт, как ресторан...
И храм – всё тот же – который рассмотрел Даниил Андреев: «громада в виде тёмной усечённой пирамиды — жертвенник-дворец-капище».
–“И взоры дев, и рестораны // Погаснут все – в урочный час…” – «урочный час» – это не смерть, это выход, отлучка от этого мира, из этого города – может, он просто просыпался, вырывался из «ночи, когда он спал глубочайшим сном»…
Первоначальное название стихотворения: «Напрасно». Пожалуй, это итоговая оценка здешнего его приключения. Вот ради этого он бросил Служение?
Обещали, что будет:
«…необыкновенная острота, яркость и разнообразие переживаний. В лиловом сумраке нахлынувших миров…
…на фоне оглушительного вопля всего оркестра, громче всего раздается восторженное рыдание: "Мир прекрасен, мир волшебен, ты свободен".»
Что будут:
«…лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: …– вздох моря, аметист, священный скарабей, крылатый глаз…»
А имеется только вот это – «скользкая мгла», мрачное подобие того же мира, того же Питера…
…На безысходные обманы
Душа напрасно понеслась…
Напрасно.
*
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:
«…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
»
Свидетельство о публикации №222022201346