Э. Олби. Случай в зоопарке. 12. 02. 2022
Все дьявольски-наоборот!
Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: Э. Олби «Случай в зоопарке» (12.02.2022).
Режиссер-педагог – преподаватель В. А. Буханов.
Худ. руководитель курса – заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.
Публика огорошена увиденным, аплодисменты, скорее, механические — тот случай, когда после спектакля эмоции органичнее выражаются в заторможенности, молчании, нежели в буйстве рукоплесканий. Что это было? И, самое главное, почему ТАК задело?
В гардеробе, реплика из публики: «Вот так какой-то сумасшедший ломает жизнь»… Наверняка многие с содроганием представляют себя на месте Питера, которому повезло как утопленнику. В какой момент его основательная жизнь полетела под откос? Ведь это казалось невероятным.
Бродячий Джерри (Вадим Кудрявцев) мог никогда не прибиться к злосчастной скамейке или забрести в другой час. И уж точно, скамеечка Питеру (Мирон Слюсарь) никогда больше не будет тихим пристанищем перед воскресным семейным обедом.
Так пьеса о превратности судьбы или об одиночестве? Любой человек одинок, другое дело, в какой степени, и комфортно ли ему в своём одиночестве. Питер нуждается в привычной порции уединения, много лет он находил тишину на заветной скамеечке в парке, а вот Джерри одинок… Одинок, как обломок спутника на орбите космического мусора (пожалуй, это самое сильное и устойчивое впечатление от созданного сценического образа Джерри). Так одинок, что лезет на нож, только чтобы случайный Питер его никогда не забыл, не забыл этот чёртов случай в зоопарке, это лицо… На всё готов, чтобы случился контакт, чтобы спаяла одна молния, одни чувства, одно воспоминание, стереть которое под силу лишь смерти. Ради этого единения на драгоценный миг — пока висел на ноже и они с Питером стали едины — Джерри платит жизнью.
Полный абсурд. «Просто не верится, что такое бывает в жизни». Действительно, всё дьявольски наоборот, и метафора Марины Цветаевой, вырванная из совершенно другого контекста, представляется точным парафразом этой, в общем-то, до жути простой ситуации. И колода содомических карт, в которой безобидный Питер вдруг оказался джокером в руках весьма умелого игрока Джерри, тоже не кажется притянутой за уши — тасует Джерри эффектно, завораживая Питера театром неожиданных мотивов, лишая воли и двигая, двигая... И чёртов зоопарк ни к селу ни к городу для Питера, но вроде какой-то точки отсчёта и финала в ребусе спича Джерри и одна из метафор произведения. И собака хозяйки — быть может, эта собака — сожжённое сердце Джерри, которое он пытается приручить?..
Изысканный образ натуры чувствительной, интеллигент Питер в начищенных ботинках и превосходной шляпе, не сказать, что труслив, брезглив и как-то болезненно впечатлителен — вполне себе рассудительный, уравновешенный, уверенный в завтрашнем дне мужчина, у которого есть всё: интеллектуальная работа, просторная квартира в респектабельном доме, добропорядочная жена, прелестные дочки, ещё кошки и попугайчики. Питер гуманно готов помочь ближнему — выслушать его колобродную исповедь, от которой вскипают мозги. И уж точно, элегантный Питер и в страшном сне не мог представить себя убийцей... И ради чего он зарезал этого траченного маргинала с раной через бельмо?.. Ради скамейки?! «Разве за это борются люди?» Кошмар...
Как произошло то, что произошло? Сначала Джерри, прилипший как банный лист, гипнотизирует Питера странными историями, не лишёнными знаков натуры не мелкой, прозрачно намекающих на род его занятий. Наконец Джерри садится рядом, и тут его как подменили — его слова и действия из непонятных становятся пугающими. Неожиданно он начинает щекотать Питера, чем заметно сминает его сознание. Потом бесцеремонно выталкивает со скамьи. Вышвырнув, яростно лупит скомканного Питера газетой по голове, требуя активной реакции. (Не так ли ведёт себя чёрное чудовище — собака?)
Питер — не добрый самаритянин, он обычный, неплохо вписанный в мир… кто? Джерри трубит: ты растение или животное?!? «Ты даже не сумел сделать жене сына»! Именно этим упоминанием он и доводит Питера до черты без возврата: остаётся лишь шаг — Питер в ярости, он сведён до животной реакции.
Поймав волну потери рассудка Питера при виде ножа, Джерри кидает ему в руку этот самый нож и, как на шампур, бросается. Потом благодарит. Искренне…
Всё кончено. Питер в шоке (зрители тоже): он не понимает, как это могло случиться. Почему именно с ним. Всё кончено…
Пейзажи одиночества; проблема Другого; муза и мужественность; доброта и жестокость; честь и любовь; проверка на вшивость — с чего начинается человек… Как Джерри ходит не по улицам, а по сторонам света, так метафизическая пьеса Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке» позволяет раскручивать вечные мотивы, приглашая за горизонт.
Свидетельство о публикации №222022600175