Когда они пришли

"Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом.
Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому."

Это цитата из выступлений немецкого пастора Мартина Нимёллера, которой он пытался объяснить бездействие немецких интеллектуалов и их непротивление нацистам.

В ноябре 1945 года Нимёллер посетил бывший концлагерь Дахау, где он был узником с 1941 по апрель 1945 года. Запись в его дневнике показывает, что это посещение стало толчком к будущей знаменитой цитате.

Сейчас уже собрано много подписей против войны, среди подписавшихся много учёных, артистов, писателей, певцов, но мне очень хочется, чтобы их стало ещё больше.


Рецензии
Полностью поддерживаю!

Вадим Светашов   10.03.2022 06:48     Заявить о нарушении
В моей группе ленинградского техникума учился хороший по характеру мальчик, твёрдый троечник. Так вот мне сообщил другой сокурсник, что он дослужился позже до генерал-лейтенанта. Работал в ген. штабе (сведение 2010 г.). Конечно, он уже пенсионер, но, подозреваю, многие нынешние генералы в профессиональном смысле не лучше. Наши подписи против войны, к сожалению, только для нашей совести полезны.

Маргарита Школьниксон-Смишко   11.03.2022 10:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.