Сварог

СВАРОГ является одним из самых высших богов славяно-языческого пантеона.  Сварог был богом-творцом, который правил небом и породил богов огня и солнца. Сварог также считался покровителем воинов и оружия и являлся богом-кузнецом! Как сообщает Ипатьевская летопись, именно Сварог научил людей вместо камней и палиц изготавливать и применять кованое оружие. Любая кузница являлась  капищем Сварога, а наковальня и молот - символами Сварога.

Его имя скорее всего происходит от древнего русско-индийского слова SVAR (солнце, свет, небо, яркое пространство), далее SVARGA (передвигающийся в небе, небо света, небесный). И именно этот фактор указывает нам о невероятной древности данного божества, который ведет свою историю  со времен индо-ариев. В Повести Временных лет есть подтверждения существования такого бога и в Египте. Этот корень до сих пор сохранился в нашем русском языке в слове СВАРГАНИТЬ,  которое первоначально означало именно СОТВОРИТЬ и уже позже перешло в значение СДЕЛАТЬ, ПРИГОТОВИТЬ.

Но вот интересно, если сопоставить слова СВАРГАНИТЬ - СОТВОРИТЬ, то не просматривается ли в этих двух словах более древний корень ВАР? В этот же созвучный ряд, думаю можно и поставить слово ТВОРОГ, которое образовалось от слова ТВОРИТЬ и заодно вспомнить, про пахтание богами мирового молочного океана.

В старославянском языке слово ВАР означало ЖАРА, ВАРИТИ - КИПЕТЬ; в армянском языке - VAR (огненный); в санскрите есть слово VAR  переводится, как ПОКРЫВАТЬ, СКРЫВАТЬ, НАКРЫВАТЬ, ОХВАТЫВАТЬ; в древне-английском WARU - ЗАЩИТА, в арабском языке есть слово BARI (зачинатель, создатель), в иврите слово BARI (здоровый, крепкий), ВАRА (творить, создавать), в курдском языке BARI (творец, создатель), в персидском языке BARI (время), в древнеегипетском языке WR (великий, главный), в тюркских языках ВAR (есть, имеется) и также можно возвратиться опять к русскому языку и вспомнить слово ВАЯТЬ (создавать, изготовлять).  Какое из них имеет более древнее значение? Неизвестно! Но точно то, что все эти слова невидимой смысловой ниточкой связаны друг с другом!

А теперь, еще об одном пересечении, которое также лишний раз доказывает, что, все верования древних людей явно имеют один источник происхождения.

В марийском языке НЕБО это КАВА. Сразу вспоминается всем известное слово КОВАЛЬ (кузнец).  И вот пересечение!  СВАРОГ - бог НЕБА, был как раз-таки  богом-КУЗНЕЦОМ, научил людей делать КОВАННЫЕ изделия. Значит в древних религиях разных регионов было четкое сопоставление НЕБА и КОВАЛЬНИ, НЕБЕСНОГО БОГА  и БОЖЕСТВЕННОГО КУЗНЕЦА, атрибутами которого являлись - гром, молния, молот, клещи и наковальня.

Интересно еще поразмышлять над этимологией слова КОВАТЬ.
В официальной этимологии слово КОВАТЬ связывают с общеславянским словом: литовским kouti «ковать», латышским kaut «бить, ударять», а также латинским cudo "ударяю". Но лично у меня, когда я слышу слово КОВАТЬ это слово ассоциируется со смыслом НАГРЕВАЯ, СПЛАВЛЯТЬ НЕСКОЛЬКО МАТЕРИАЛОВ, СОЕДИНЯТЬ или же ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО КРЕПКИМ, ПРОЧНЫМ, ТВЕРДЫМ, но никак со смыслом УДАРЯТЬ.  И действительно, в финском и эстонском языке есть слово KOVA в значении ТВЁРДЫЙ, в венгерском слово KOVA переводят как КРЕМЕНЬ, а КРЕМЕНЬ, как известно является самым ТВЕРДЫМ и ЖЕСТКИМ из простых камней. Так что стоит еще поразмышлять над тем, какой смысл был всё же первичным.

И еще, размышления над этимологией слова КОВА привели меня опять к марийскому слову КАВА  (небо). Оказывется есть в персидском слово HAVA (воздух), в турецком HAVA (воздух), в татарском ХАВА (воздух, небо), в туркменском HOWA (воздух, климат, погода). Опять явно просматривается общая смысловая цепочка!

И вот еще одно пересечение! Если сопоставлять КОВА со смыслом ТВЕРДЫЙ в одних языках и КАВА со смыслом НЕБО, ВОЗДУХ в других языках, то сразу вспоминаются слова из БИБЛИИ "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом..."


Рецензии
Сварог — согласно переводу хроники Иoанна Малалы, приведённому в ПВЛ, он являлся отцом Даждьбожа. Википедия: «Историчность божества вызывает сомнения».
Сварог, чтo верoятнo с точки зрения мифологии, - глава Сварги, небесного светлого мира (Свар-лoка),oднoгo из семи небесных мирoв.
Известно, что Иоанн Малала являлся крайне ненадёжным автором.
Согласно исследованию выяснилoсь неправомерное сравнение мифонимов Сварог и Даждьбож с персонажами древнеегипетских царских семей в ПВЛ (http://proza.ru/2017/04/18/1039):

«В Ипатьевской летописи под 1114 г., приводится отрывок (в вольном переводе) из «Хронографии» византийца Иоанна Малалы (ок. 491 – 578 г.г.), повествующий о царстве Феоста (Ифест) и его сына. Автор летописи, используя этот вольный перевод «Хронографии», провел сопоставление мифонимов Сварог и Даждьбож (Дажьб) с именами божеств Феоста (Ифест) и Гелиоса:
«В царствовании Прова, во время дождя из огромной тучи вместе с водой многой попадала пшеница, которой, собрав ее, заполнили большие закрома. Так же при Аврелиане серебряные крупинки упали, а в Африке три камня упали громадных». И после потопа и после разделения языков «начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Ермия, затем Феоста», которого и Сварогом называли египтяне. «Когда царствовал этот Феост в Египте, в годы правления его упали клещи с неба, и начали ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели себя воздержанно, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелевал. Поэтому и прозвали его бог Сварог». «Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рождала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя". Тот же, устроив празднество, брал себе ребенка. Феост же этот обычай уничтожил и повелел одному мужчине иметь одну жену и женщине за одного мужа выходить, если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную». Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне.

И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, 7 тысяч и 400 и семьдесят дней, что составляет двадцать с половиной лет. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, иначе Даждьбог, был могучим мужем. Услышав от кого-то о некоей богатой и родовитой египтянке и о человеке некоем, восхотевшем сойтись с ней, искал ее, желая схватить. Не хотел он закон отца своего Сварога нарушить. Взяв с собой нескольких мужей и узнав час, в который она прелюбодействует, ночью застиг ее и не нашел мужа с ней, а ее застал лежащей с другим мужчиной, которого она возжелала. Схватил ее, подверг пытке и послал водить ее по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житье по всей египетской земле, и все восхваляли его. Но мы не будем продолжать рассказ, а скажем вместе с Давидом: «Все, что пожелал, сотворил Господь на небе и на земле, в море, во всех безднах, возводя облака от края земли». Это и была последняя земля, о которой мы сказали ранее».
Далее – продолжение цитаты с разбором текста ПВЛ.

Мара Рушева   19.01.2023 17:25     Заявить о нарушении
Этo – продолжение цитаты с разбором текста ПВЛ.

«В начале текста сообщено о событиях во времена римских императоров Аврелиана (27о-275 г.г. н.э.) и Проба (276-282 г.г. н.э.), также о падении метеоритов в Африке. Затем упоминаются послепотопные времена и времена разделения языков, после которых было царствование Местрома из рода Хама (имелся в виду Мицраим, второй по старшинству сын Хама, согласно библейской традиции – родоначальник египтян). Царствование Феоста (Ифест) упоминается после царствования Ермии. Последний известен истории как греческий тиран малазийского города Атарнея, умерший в 341 г. до н.э., соправитель Эвбула, ученик Аристотеля и друг Платона. Его пытал персидский военачальник, чтобы выяснить планы вторжения Александра Македонского (Македонский период Древнего Египта 332 – 3о5 г.г. до н.э.).
Имя Феоста (Ифест), правившего, согласно тексту ПВЛ, после Ермии, должно относиться тогда к Птолемею III Евергету (246 – 222 г.г. до н.э., династия Птолемеев). Под именем (прозвищем) Феост, могло подразумеваться некое отношение персонажа к календарным и судебным делам (лат. fasti «римский календарь, хроника, летопись, также: расписание судебных дней»). Птолемей III Евергет, действительно, имел отношение к календарям. Он нарушил клятву фараонов не менять длину года. В 1866 г. в дельте Нила была найдена плита, где иероглифами, простым египетским шрифтом и греческим шрифтом нанесена надпись, прославляющая календарную реформу Евергета. Эта надпись, получившая название Канопского декрета, датирована 17 Тиби 9-ого года царствования Птолемея III Евергета (по юлианскому календарю – о7 марта 238 г. до н.э.).
Эта реформа так и не была введена в жизнь, но попытки календарной реформы, предпринятые Птолемеем III Евергетом, продолжились, и позднее был создан Александрийский календарь, введённый в 26 г. до н.э. В тексте ПВЛ упоминается о судебных делах Птолемея III Евергета в плане издания им закона о том, «чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели себя воздержанно, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелевал. Поэтому и прозвали его бог Сварог». Следует отметить, что жизнь Птолемея III Евергета считалась образцом редкой семейной добродетели и, именно на борьбе с прелюбодеяниями, был сделан акцент в характеристике царя.
Если имя Птолемея III Евергета представлено в ПВЛ под прозвищами (Феост-Ифест и Сварог), то имя Гелиоса, действительно, принадлежало Александру Гелиосу, сыну Клеопатры VII Филопатр из династии Птолемеев (69 – 3о г.г. до н.э.) и Марка Антония, древнеримского политика и военачальника (83 – 3о г.г. до н.э.). Александр Гелиос родился в конце декабря 4о г. до н.э., в детстве был обручён с дочерью мидийского царя, затем провозглашён царём Армении, Мидии и Парфии. Имя Александра Гелиоса дано в ПВЛ как Солнце-Гелиос-Даждьбож, а его деяния описаны в том же духе, что и деяния его предка Птолемея III Евергета (Феоста-Ифеста-Сварога). После гибели отца был взят в плен Цезарем Октавианом. Известно, что одиннадцатилетний мальчик-сирота был проведен по Риму во время триумфа Цезаря Октавиана в 29 г. до н.э., затем отдан на воспитание сестре Октавиана и дальнейшая его судьба не известна. Предполагается, что умер между 29 и 25 г.г. до н.э., но в ПВЛ указано о его царствовании в течение двадцати с лишним лет (с формальной стороны Александр Гелиос был наследником трона Египта, но не упоминался как царь Египта).
По-видимому, корреляция Даждьбожа с Солнцем-Гелиосом опиралась лишь на имя Александра Гелиоса, данное ему при рождении и происходившее от древнегреческого теонима Гелиос доолимпийского происхождения (имя Гелиоса было использовано при переименовании египетского города Иуну в Гелиополь). Гелиос – древнегреческое солярное божество, восседавшее на троне в окружении четырех времен года и катавшееся по небу на четверке коней. Касаемо мифологической истории прелюбодеяний, то именно древний Гелиос рассказал Гефесту об измене его супруги Афродиты с Аресом; Гефест накинул на любовников невидимые сети, и эту сцену застали смеющиеся боги Олимпа (Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Науч. изд. БРЭ Олимп, 1998»).
[Далее продолжение текста - по ссылке, причём сведения о Свароге из неоязычества там не рассматриваются].

Мара Рушева   18.01.2023 15:55   Заявить о нарушении
Прoдoлжение пo ссылке- o Феoсте, кoтoрый никoгда не был Сварoгoм, крoме как у Иoанна Малаллы:

«Исходя из изложенного материала, можно предположить, что в рассматриваемом тексте, по сути дела, речь идёт о двух периодах истории, удалённых друг от друга на весьма значительный интервал времени. Более поздний из них относится к Птолемеевскому периоду Египта (305 – 30 г.г. до н.э.), когда правила династия, основанная Птолемеем I, диадохом Александра Македонского и его сводным братом. По-видимому, начальное Пто- в имени Птолемеев наводило мысль на некоторое отождествление с -pto- в греческом [aigyptos] и pta- в имени Птаха (Пта), что придавало дополнительную легитимность власти Птолемеев в Египте.
Представителем этой династии был Птолемей III Эвергет, пытавшийся провести календарную реформу. Связь с лат. fasti, имеющим календарное и судебное значение, возможно, может объяснить представление его под именем Феоста (Ифест), однако утверждение о том, что Птолемей III Эвергет был чтим древними египтянами под именем Сварога, не имеет достаточного обоснования. Александр Гелиос, отпрыск той же династии Птолемеев по женской линии, умер в плену в раннем возрасте, и следующие слова из рукописи: «Солнце царь, сын Сварогов, иначе Даждьбог, был могучим мужем», – вряд ли могут быть отнесены к юноше с трагической судьбой, никогда не правившим Египтом. Очередность появления во времени после Ермии и своего предка Птолемея III Эвергета позволяет говорить об Александре Гелиосе как о рождённом в течение Птолемеевского периода и умершем в следующий, Римский период Египта (30 г. до н.э. – 395г. н.э.). Таким образом, сопоставление Даждьбожа, славянского божества из киевского пантеона Владимира, с Александром Гелиосом, недолго прожившим отпрыском династии Птолемеев, является некорректным.
Более ранний период истории, сведения о котором изложены в рассматриваемом тексте ПВЛ, относится к III тыс. до н.э. (конец Додинастического этапа, Раннединастический этап и Древнее царство). В переходный от Додинастического Египта к Раннединастическому закладывается город Хет-Ка-Пта, ставший столицей объединенного государства в Древнем царстве Египта и получивший позднее названия Меннефера и Мемфиса. Именно там оформляется Мемфисская космогония с ведущей ролью в ней демиурга Пта (Птах), культ которого имел общеегипетский характер, и был распространён также в Нубии, Палестине и на Синае. Космогония детально изложена в книге И.В.Рака «Мифы Древнего Египта» (СПб: Петро-РИФ, 1993), причём там же, в таблице «Сопоставление эллинских и египетских богов», зафиксирован факт сопоставления древними греками Гефеста и Птаха.
Основанием для такого сопоставления послужило, как представляется, возникновение в Древнем Египте (2778 – 2263 г.г. до н.э.) кузнечного дела с интенсивной обработкой привозной меди. К этому времени относятся строки из ПВЛ (980): «Когда царствовал этот Феост (Ифест) в Египте, в годы правления его упали клещи с неба, и начали ковать оружие, а до того палицами и камнями бились», – и эти строки никак не соотносятся с Птолемеевскими временами, пришедшими после Македонского периода, то есть, около двух тысяч лет спустя после ухода из истории Древнего царства с царями III – VI династий. В данном случае прозвище Феоста (Ифеста) уже никак не может относиться к царю Птолемеевской династии, наиболее подходящим оно может считаться для фараона Джосера, при котором было создан первый солнечный календарь и завоевана «пустынная область» с Синайскими медными рудниками.
Эпизод с падением клещей, отнесённый ко времени древнего царствования Феоста (Ифест), соотносится, видимо, с догонским мифом о падении с небес восьми первопредков, первый из которых взял с собой кузнечные инструменты и украл у небесных кузнецов огонь. Во время приземления кузнец перебил свои конечности кузнечным инструментом, и так появились суставы (Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М.: Науч. изд-во БРЭ Олимп, 1998). Исследователи текста ПВЛ сочли, что имя Феоста (Ифест) относилось к Гефесту, богу огня и кузнечного дела, сыну Геры, сброшенного ею с Олимпа, искалечившему ноги при своём приземлении на о. Лемнос. и вернувшимся на Олимп хромым».
Всё.

Мара Рушева   18.01.2023 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.