Рецензии на произведение «Сварог»

Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Сварог — согласно переводу хроники Иoанна Малалы, приведённому в ПВЛ, он являлся отцом Даждьбожа. Википедия: «Историчность божества вызывает сомнения».
Сварог, чтo верoятнo с точки зрения мифологии, - глава Сварги, небесного светлого мира (Свар-лoка),oднoгo из семи небесных мирoв.
Известно, что Иоанн Малала являлся крайне ненадёжным автором.
Согласно исследованию выяснилoсь неправомерное сравнение мифонимов Сварог и Даждьбож с персонажами древнеегипетских царских семей в ПВЛ (http://proza.ru/2017/04/18/1039):

«В Ипатьевской летописи под 1114 г., приводится отрывок (в вольном переводе) из «Хронографии» византийца Иоанна Малалы (ок. 491 – 578 г.г.), повествующий о царстве Феоста (Ифест) и его сына. Автор летописи, используя этот вольный перевод «Хронографии», провел сопоставление мифонимов Сварог и Даждьбож (Дажьб) с именами божеств Феоста (Ифест) и Гелиоса:
«В царствовании Прова, во время дождя из огромной тучи вместе с водой многой попадала пшеница, которой, собрав ее, заполнили большие закрома. Так же при Аврелиане серебряные крупинки упали, а в Африке три камня упали громадных». И после потопа и после разделения языков «начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Ермия, затем Феоста», которого и Сварогом называли египтяне. «Когда царствовал этот Феост в Египте, в годы правления его упали клещи с неба, и начали ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели себя воздержанно, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелевал. Поэтому и прозвали его бог Сварог». «Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рождала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя". Тот же, устроив празднество, брал себе ребенка. Феост же этот обычай уничтожил и повелел одному мужчине иметь одну жену и женщине за одного мужа выходить, если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную». Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне.

И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, 7 тысяч и 400 и семьдесят дней, что составляет двадцать с половиной лет. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, иначе Даждьбог, был могучим мужем. Услышав от кого-то о некоей богатой и родовитой египтянке и о человеке некоем, восхотевшем сойтись с ней, искал ее, желая схватить. Не хотел он закон отца своего Сварога нарушить. Взяв с собой нескольких мужей и узнав час, в который она прелюбодействует, ночью застиг ее и не нашел мужа с ней, а ее застал лежащей с другим мужчиной, которого она возжелала. Схватил ее, подверг пытке и послал водить ее по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житье по всей египетской земле, и все восхваляли его. Но мы не будем продолжать рассказ, а скажем вместе с Давидом: «Все, что пожелал, сотворил Господь на небе и на земле, в море, во всех безднах, возводя облака от края земли». Это и была последняя земля, о которой мы сказали ранее».
Далее – продолжение цитаты с разбором текста ПВЛ.

Мара Рушева   19.01.2023 17:25     Заявить о нарушении
Этo – продолжение цитаты с разбором текста ПВЛ.

«В начале текста сообщено о событиях во времена римских императоров Аврелиана (27о-275 г.г. н.э.) и Проба (276-282 г.г. н.э.), также о падении метеоритов в Африке. Затем упоминаются послепотопные времена и времена разделения языков, после которых было царствование Местрома из рода Хама (имелся в виду Мицраим, второй по старшинству сын Хама, согласно библейской традиции – родоначальник египтян). Царствование Феоста (Ифест) упоминается после царствования Ермии. Последний известен истории как греческий тиран малазийского города Атарнея, умерший в 341 г. до н.э., соправитель Эвбула, ученик Аристотеля и друг Платона. Его пытал персидский военачальник, чтобы выяснить планы вторжения Александра Македонского (Македонский период Древнего Египта 332 – 3о5 г.г. до н.э.).
Имя Феоста (Ифест), правившего, согласно тексту ПВЛ, после Ермии, должно относиться тогда к Птолемею III Евергету (246 – 222 г.г. до н.э., династия Птолемеев). Под именем (прозвищем) Феост, могло подразумеваться некое отношение персонажа к календарным и судебным делам (лат. fasti «римский календарь, хроника, летопись, также: расписание судебных дней»). Птолемей III Евергет, действительно, имел отношение к календарям. Он нарушил клятву фараонов не менять длину года. В 1866 г. в дельте Нила была найдена плита, где иероглифами, простым египетским шрифтом и греческим шрифтом нанесена надпись, прославляющая календарную реформу Евергета. Эта надпись, получившая название Канопского декрета, датирована 17 Тиби 9-ого года царствования Птолемея III Евергета (по юлианскому календарю – о7 марта 238 г. до н.э.).
Эта реформа так и не была введена в жизнь, но попытки календарной реформы, предпринятые Птолемеем III Евергетом, продолжились, и позднее был создан Александрийский календарь, введённый в 26 г. до н.э. В тексте ПВЛ упоминается о судебных делах Птолемея III Евергета в плане издания им закона о том, «чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели себя воздержанно, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелевал. Поэтому и прозвали его бог Сварог». Следует отметить, что жизнь Птолемея III Евергета считалась образцом редкой семейной добродетели и, именно на борьбе с прелюбодеяниями, был сделан акцент в характеристике царя.
Если имя Птолемея III Евергета представлено в ПВЛ под прозвищами (Феост-Ифест и Сварог), то имя Гелиоса, действительно, принадлежало Александру Гелиосу, сыну Клеопатры VII Филопатр из династии Птолемеев (69 – 3о г.г. до н.э.) и Марка Антония, древнеримского политика и военачальника (83 – 3о г.г. до н.э.). Александр Гелиос родился в конце декабря 4о г. до н.э., в детстве был обручён с дочерью мидийского царя, затем провозглашён царём Армении, Мидии и Парфии. Имя Александра Гелиоса дано в ПВЛ как Солнце-Гелиос-Даждьбож, а его деяния описаны в том же духе, что и деяния его предка Птолемея III Евергета (Феоста-Ифеста-Сварога). После гибели отца был взят в плен Цезарем Октавианом. Известно, что одиннадцатилетний мальчик-сирота был проведен по Риму во время триумфа Цезаря Октавиана в 29 г. до н.э., затем отдан на воспитание сестре Октавиана и дальнейшая его судьба не известна. Предполагается, что умер между 29 и 25 г.г. до н.э., но в ПВЛ указано о его царствовании в течение двадцати с лишним лет (с формальной стороны Александр Гелиос был наследником трона Египта, но не упоминался как царь Египта).
По-видимому, корреляция Даждьбожа с Солнцем-Гелиосом опиралась лишь на имя Александра Гелиоса, данное ему при рождении и происходившее от древнегреческого теонима Гелиос доолимпийского происхождения (имя Гелиоса было использовано при переименовании египетского города Иуну в Гелиополь). Гелиос – древнегреческое солярное божество, восседавшее на троне в окружении четырех времен года и катавшееся по небу на четверке коней. Касаемо мифологической истории прелюбодеяний, то именно древний Гелиос рассказал Гефесту об измене его супруги Афродиты с Аресом; Гефест накинул на любовников невидимые сети, и эту сцену застали смеющиеся боги Олимпа (Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Науч. изд. БРЭ Олимп, 1998»).
[Далее продолжение текста - по ссылке, причём сведения о Свароге из неоязычества там не рассматриваются].

Мара Рушева   18.01.2023 15:55   Заявить о нарушении
Прoдoлжение пo ссылке- o Феoсте, кoтoрый никoгда не был Сварoгoм, крoме как у Иoанна Малаллы:

«Исходя из изложенного материала, можно предположить, что в рассматриваемом тексте, по сути дела, речь идёт о двух периодах истории, удалённых друг от друга на весьма значительный интервал времени. Более поздний из них относится к Птолемеевскому периоду Египта (305 – 30 г.г. до н.э.), когда правила династия, основанная Птолемеем I, диадохом Александра Македонского и его сводным братом. По-видимому, начальное Пто- в имени Птолемеев наводило мысль на некоторое отождествление с -pto- в греческом [aigyptos] и pta- в имени Птаха (Пта), что придавало дополнительную легитимность власти Птолемеев в Египте.
Представителем этой династии был Птолемей III Эвергет, пытавшийся провести календарную реформу. Связь с лат. fasti, имеющим календарное и судебное значение, возможно, может объяснить представление его под именем Феоста (Ифест), однако утверждение о том, что Птолемей III Эвергет был чтим древними египтянами под именем Сварога, не имеет достаточного обоснования. Александр Гелиос, отпрыск той же династии Птолемеев по женской линии, умер в плену в раннем возрасте, и следующие слова из рукописи: «Солнце царь, сын Сварогов, иначе Даждьбог, был могучим мужем», – вряд ли могут быть отнесены к юноше с трагической судьбой, никогда не правившим Египтом. Очередность появления во времени после Ермии и своего предка Птолемея III Эвергета позволяет говорить об Александре Гелиосе как о рождённом в течение Птолемеевского периода и умершем в следующий, Римский период Египта (30 г. до н.э. – 395г. н.э.). Таким образом, сопоставление Даждьбожа, славянского божества из киевского пантеона Владимира, с Александром Гелиосом, недолго прожившим отпрыском династии Птолемеев, является некорректным.
Более ранний период истории, сведения о котором изложены в рассматриваемом тексте ПВЛ, относится к III тыс. до н.э. (конец Додинастического этапа, Раннединастический этап и Древнее царство). В переходный от Додинастического Египта к Раннединастическому закладывается город Хет-Ка-Пта, ставший столицей объединенного государства в Древнем царстве Египта и получивший позднее названия Меннефера и Мемфиса. Именно там оформляется Мемфисская космогония с ведущей ролью в ней демиурга Пта (Птах), культ которого имел общеегипетский характер, и был распространён также в Нубии, Палестине и на Синае. Космогония детально изложена в книге И.В.Рака «Мифы Древнего Египта» (СПб: Петро-РИФ, 1993), причём там же, в таблице «Сопоставление эллинских и египетских богов», зафиксирован факт сопоставления древними греками Гефеста и Птаха.
Основанием для такого сопоставления послужило, как представляется, возникновение в Древнем Египте (2778 – 2263 г.г. до н.э.) кузнечного дела с интенсивной обработкой привозной меди. К этому времени относятся строки из ПВЛ (980): «Когда царствовал этот Феост (Ифест) в Египте, в годы правления его упали клещи с неба, и начали ковать оружие, а до того палицами и камнями бились», – и эти строки никак не соотносятся с Птолемеевскими временами, пришедшими после Македонского периода, то есть, около двух тысяч лет спустя после ухода из истории Древнего царства с царями III – VI династий. В данном случае прозвище Феоста (Ифеста) уже никак не может относиться к царю Птолемеевской династии, наиболее подходящим оно может считаться для фараона Джосера, при котором было создан первый солнечный календарь и завоевана «пустынная область» с Синайскими медными рудниками.
Эпизод с падением клещей, отнесённый ко времени древнего царствования Феоста (Ифест), соотносится, видимо, с догонским мифом о падении с небес восьми первопредков, первый из которых взял с собой кузнечные инструменты и украл у небесных кузнецов огонь. Во время приземления кузнец перебил свои конечности кузнечным инструментом, и так появились суставы (Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М.: Науч. изд-во БРЭ Олимп, 1998). Исследователи текста ПВЛ сочли, что имя Феоста (Ифест) относилось к Гефесту, богу огня и кузнечного дела, сыну Геры, сброшенного ею с Олимпа, искалечившему ноги при своём приземлении на о. Лемнос. и вернувшимся на Олимп хромым».
Всё.

Мара Рушева   18.01.2023 18:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Правильный ход мысли. Только иностранные созвучия тут не при чем. Сварог, сварганить, сварить, свадьба, сваты. Общее слог "ВА". Его смысл создаВАть новое. Именно тВАрить. И это отличается от тВОрчества, где "ВО" - это ВОждение.
Вот кузнец он же коВАль создает новый предмет, а дизайнер расставляет на выставке готовые предметы, но ничего нового не создает. Вот - это и есть тВОрчество. Само слово "ВОТ" - производит вождение или указание.

Юрий Матасов   18.01.2023 13:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Спасибо! Интересно и познавательно!..

Игорь Лебедевъ   14.05.2022 21:37     Заявить о нарушении
Благодарю, за проявленный интерес к теме! )))

Маришка 22   14.05.2022 21:45   Заявить о нарушении
Бред какой то, так можно договориться что друг станет враг! Размышления дилетанта!

Юрий Баженов 2   15.05.2022 09:19   Заявить о нарушении
Лучше прочитайте у меня исследование: "Языческие тайны Георгиевского собора". Это действительно познавательно!

Николай Павлов Юрьевский   24.06.2022 21:15   Заявить о нарушении
Интересное повествование. И куда же делся всесильный Сварог? Интересно Ваше представление о том, как Сварога поменяли на Бога-творца и Иисуса. Как Сварог мог это допустить, если он был?
.
С уважением

Юрий Матусов   10.08.2022 09:16   Заявить о нарушении
Сварог никуда не девался. Просто изменилось время, изменились традиции, устои. А значит изменилась религия и имена богов. Но каждая религия не возникает из ничего. Она зиждется на фундаменте предшествующей веры. И вот такое сопоставление КОВА (твердый) в одних языках и КАВА (небо) в других языках позволяет понять, что религии вышли из одного более древнего источника и объясняет почему НЕБО и ТВЕРДЬ описаны в Библии, как синонимы. И это не один пример совпадения смыслов. Их много.

Маришка 22   10.08.2022 20:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Маришка, а у Вас здесь очень интересно!
Благодарю от души!
С уважением,

Лариса Потапова   14.05.2022 20:04     Заявить о нарушении
Лариса, рада, что вам понравилось!)))

Маришка 22   14.05.2022 20:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Хорошая проработка. Я лет 15 назад занимался Мифологическими Персонажами Русского Мира (Богомер Родаруса назвал). Так я тогда обнаружил 14,5 тысяч русо-славянских персонажей из этого мифологического жанра.

Вы меня подбили сейчас выставить здесь всё о Свароге и его Сварожичах.

http://proza.ru/2022/05/11/1454

Лексика там не моя

Олег Данкир   11.05.2022 19:34     Заявить о нарушении
Олег, с удовольствием почитаю вашу работу!

Маришка 22   11.05.2022 21:16   Заявить о нарушении
Работа составлена в форме информографии. Это немного переработанные цитаты, в которых сохранена лексика, поэтому некоторые вопросы повторяются, но в разных изложениях и фразеологических оборотах. На создание единого текста времени нет

Олег Данкир   13.05.2022 14:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Здравствуйте, Марина! (так наверное правильнее обратиться) Рад найти ещё одного единомышленника. Я, можно сказать, уже достаточно давно занимаюсь поиском истинных значений русских слов и их общих корней в других языках. Этим занимались и раньше известные люди - Ломоносов М.В., Лукашевич П.А., Классен, Воланский, Орешкин П.П., Шишков А.С., Чудинов В.А., очень интересный подход анализа английских слов у Драгункина А.Н., но в итоге почему-то побеждает другое видение, русский язык - это сплошное заимствование из греческого, латинского, французского, калмыцкого, татарского и даже польского языков.
Но я хотел сказать о другом. Мне очень понравилась ваша цепочка связи слов - ВАР, КОВА - СВАРГАНИТЬ - КОВАТЬ. Хочу добавить к вашему анализу слова СВАРОГ ещё одно весьма интересное и имеющего к ним отношение отношение - это слово ОБРАЗОВАНИЕ - Образов ВАЯНИЕ, соединение образов, в чём главное особенность русского языка, претендующего на роль праязыка всех народов.
Желаю добра и успехов!
С уважением!

Николай Леухин   22.04.2022 12:10     Заявить о нарушении
"ОБРАЗОВАНИЕ - Образов ВАЯНИЕ"

А ведь действительно, во всех словах, заканчивающихся словах на -ВАНИЕ или на -ВАТЬ (голосование, нумерование, гостевание, рифмование, рисование) может быть скрыто древнее слово ВАЯНИЕ или ВАЯТЬ. Весьма логично получается. Я давно уже рассуждаю на тему, что все наши словообразующие суффиксы скорее всего это "забытые" когда-то слова. Просто новое слово до того "сплавляется", что остается смысловым только его главная, т.е. корневая часть, а вспомогательное слово, когда-то имеющее тоже смысловое значение со временем превращается только в его вспомогательную часть и превращается просто в суффикс.

Маришка 22   24.04.2022 11:11   Заявить о нарушении
Да, добавленные слова в сложносоставных словах, изменяясь по неписанному правилу благозвучия, "сплавляются" до сегодняшних приставок и суффиксов к основному корню. Но для определения полного значения сложносоставного слова нужно найти изначальные корни этих сокращённых слов, тогда открывается новый смысл слова. Об этом говорит профессор, доктор философских наук Чудинов Валерий Алексеевич.
Велик и сложен наш могучий русский язык!

Николай Леухин   25.04.2022 10:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

● "Человек Играющий", есть и такой среди Человеков Прямоходящих, Разумных и Умелых.

Да, слова - осколки древней системы знаний; зёрна из колосьев.

"Зернослов Тёлта"... "Игра в бисер"...Кай в чертогах Снежной Королевы.

Феномен имеет место быть!

Очень увлекательно, спасибо за Игру!

Евгений Пимонович   16.04.2022 13:56     Заявить о нарушении
"Слова - осколки древней системы знаний" - это вы здорово сказали! ))) И при определенном системном подходе, я думаю это можно сделать! Но на это нужно время и определенное количество единомышленников!

Маришка 22   18.04.2022 08:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Отличная статья получилась! Поздравляю!

Ваятель изваял ИЗВАЯНИЕ

ИЗВАЯНИЕ - ИЗБА
ИЗБА - ИЗБАВЛЕНИЕ

СПАЙС (Космос) - СПАСЕНИЕ

ВА-ЯТЬ и ВА-РИТЬ связаны очевидно

Это Вы точно заметили

С уважением

Анатолий Скаковский   14.04.2022 14:38     Заявить о нарушении
Благодарю, Анатолий, за понимание сути слов!

Маришка 22   14.04.2022 15:04   Заявить о нарушении
Только строение называлось "ИЗБА" тогда, когда его строили на время, что бы ИЗБЫТЬ какое-то время, пока строится терем. Вот поэтому в глубинке можете наблюдать большую каменную церковь с арками и колокольнями, а рядом избы. Но не могли люди живущие в таких условиях быть способными построить такое кирпичное строение. Не владели технологией и не имели знаний. Это пришлые люди на это место.

Юрий Матасов   18.01.2023 13:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Здравия желаю, Маришка! Как поклонник нашей древнейшей солнечной веры, мне ваша краткая заметка очень понравилась. Спасибо вам за неё! Она информационно-насыщенная, и здесь приведено много терминов, связанных с нашей древнейшей верой - поклонением солнцу.

Добавлю от себя несколько слов из латышского языка, который хорошо знаю. VARAVIKSNE - ВАРА ДУГА, VARIT - ВАРИТЬ, KALT - КОВАТЬ, PAKAVS - ПОДКОВА.
В последних двух словах мы видим заменяемость букв L и V.
Также интересно посмотреть на приведённыне вами термины с точки зрения перевёртывания. Ведь наши предки любили словотворить, используя это метод. Если взять слово VAR и прочитать его сзади наперёд, то получится RAV. А по-индийски RAVI - это слонце. Очень возможно, что так и получилось несколько солнечных корней у индоевропейцев: вар - рав - вер. Все они связаны с солнцем.
С почтением

Владимир Радимиров   06.04.2022 14:53     Заявить о нарушении
Интересные дополнения, Владимир! В латышском словаре слово VARA оказывается переводится, как ВЛАСТЬ. Латышское слово весьма кстати дополняет все перечисленные переводы этого сходного звучания, особенно древнеегипетского WR (великий, главный)!

И вот что я еще вспомнила, когда вы привели пример с перевёртыванием.
В древнегреческой мифологии был бог времени КРОНОС. По древнегречески он писался Κρόνος. Если прочитать это слово справа налево, учитывая, что др.греческая буква V(n) весьма схожа с латинской V, то легко угадывается слово СВАРОГ (др.рус. СОВАРОГЪ). Отцом КРОНОСА был УРАН (Οὐρανός), что в переводе означает НЕБО. Опять-таки справа налево читается, практически, как русско-индийское СВАР (небо).

Маришка 22   06.04.2022 20:48   Заявить о нарушении
И вот еще, вы пишите, что по-индийски RAVI это СОЛНЦЕ. А ведь есть в арабском языке слово RABI (господин, бог). В древнетюркском есть слово RAB (господь, бог). Получается таки, что эти народы раньше также были солнцепоклонниками?

Маришка 22   06.04.2022 21:20   Заявить о нарушении
Я не так давно провёл некоторые изыскания по поводу бога Ра. Взял и сравнил солнечные корни у разных индоевропейских народов. Получилось весьма интересно. Будет время и желание, загляните:
http://proza.ru/2020/11/11/549

Владимир Радимиров   07.04.2022 08:25   Заявить о нарушении
Загляну!)))

Маришка 22   07.04.2022 12:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сварог» (Маришка 22)

Спасибо. Делаю вывод: все люди братья.

Джус Наталия   03.04.2022 05:21     Заявить о нарушении
Всё верно, Наталия! )))

Маришка 22   03.04.2022 13:44   Заявить о нарушении