По морям Ч. 2 Гл. 3 Село ДМО и его обитатели
Молодые жители современного Мурманска вряд ли поверят, что в 70-е годы в городе базировалось пять крупных рыболовецких флотов. На 45-ти причалах Рыбного порта суда стояли в три-четыре корпуса. Круглыми сутками портовые краны выгружали рыбу в рефрижераторные вагоны, которые развозили её по всему СССР. Цеха Рыбокомбината протянулись на 15 километров. Эх, были времена! Каждый год поступали новые суда, на которые требовались экипажи. Пополнение происходило за счёт выпускников ПТУ и дембелей, желающих подзаработать. Они проходили краткие курсы подготовки- и за работу. Вот они и составляли основной контингент ДМО. В истории был только один случай, когда дембель, заключивший контракт на три года, игнорировал ДМО. Когда заканчивался рейс и судно возвращалось в порт, он пересаживался на судно, идущее на промысел. Три года он не ступал на твердь земную. Получил потом зарплату, компенсацию отпусков, отгулов. Этого ему хватило на новый дом, обзаведение хозяйством, машину. Это воля! Больше его в Мурманске не видели.
Через три дня моего пребывания в ДМО, ко мне подселили двух типичных его обитателей. Молодые парни, выглядевшие немного странно в поношенной одежде с чужого плеча. Приближалось время обеда, и я предложил им сходить вместе в столовую. Вначале они отнекивались, потому что не голодны, но потом признались, что у них вообще нет денег. Сразу после армии они устроились матросами на малыши. Из одежды была только форма, да и та порядком износилась. После рейса с ними поделились одеждой члены экипажа, и парни решили получить первую зарплату и побыть на берегу. Убедил я их составить мне компанию в столовой. Так мы и подружились. На следующий день, после получения денег, они попросили меня помочь с выбором новой одежды, так как я уже немного ориентировался в городе. Купили всё новое. Заминка случилась с обувью. Продавец предлагала примерить туфли, но один из друзей отказывался, а потом шепнул на ухо, что у него нет носков. Пришлось быстренько сбегать в другой отдел. Одетые с иголочки моряки, сфотографировались в ателье, отправили письма, фото и переводы родителям в Татарстан. После всего этого, абсолютно счастливые обмыли шампанским обновки и новую, богатую жизнь, которая продолжалась не долго. Через парочку недель мой аванс и их запасы начали истощаться. Выручило то, что один из земляков завёл подругу из пельменной. Выбивали одну порцию, а получали три больших. Любовь творит чудеса! Вскоре пришло моё судно «Магнит», да и ребята отправились в рейс.
На «Магните» тоже был матрос, который при стоянке в порту брал отгулы и поселялся в ДМО. Покупал одежду, гармонь и гулял месяц. Возвращался на судно без гармошки, одетый в рваньё и без копейки. Всё пропивал. Относился он к сорокотам (старше 40 лет), поэтому мы не очень общались. Помню только прозвище его: Вологодский. Вначале не понятно было, как можно умудриться пропить всю зарплату. Но однажды я увидел как он идёт по проспекту с ватагой собутыльников и растягивая гармонь поёт частушку: «Вологодская корова забодала паровоз! - собутыльники хором подхватывают, - Рогом,рогом, рогом!».
Вот такие бравые моряки обитали в ДМО. Вспомнился ещё один случай. В те годы никаких карточек не было, поэтому зарплату на экипаж получал в банке второй штурман. С ним вместе ходили четыре сопровождающих матроса. Однажды получение денег в банке растянулось до вечера. Штурман позвонил на судно, и капитан отложил выдачу зарплаты на следующий день. Надо бы обмыть получку. Сунулись в ресторан «Север», все места заказаны. Пришлось накупить водки и закуски. В порт с водкой не пропустят. Ну что, время летнее, солнце не заходит, тепло. Можно расположиться на склоне сопки, и до порта идти недалеко. Вместо стола положили на травку дипломат с деньгами. Вместо скатерти культурненько накрыли его газетой. Под задницы тоже газеты пошли. Так всё уютненько получилось, что пришлось ещё пару раз за добавкой сбегать самому молодому. На судно добрались только к полуночи. «А у кого дипломат,- с трудом выговорил штурман. Оказалось, что все забыли про него. Бедный штурман сразу протрезвел: «Мужики, там же 150 тысяч. За всю жизнь мне не расплатиться.» Бегом на холм, нашли место вечеринки. Бичи остатки водки уже допили, остатки закуски с газеты прибраны. Подняли газету- вот он, на месте дипломатик! Советская пресса- самая лучшая и надёжная пресса во всём мире.
С тех пор покупательная способность рубля менялась несколько раз. Было время, когда миллионы получали. Придётся пояснить на примере. Молодые парни, не обременённые семьёй, после ночной вахты ехали в аэропорт и в 10 часов вылетали в Ленинград. Пили прекрасное пиво в любимом баре моряков и курсантов «Пушкарь». Тяжёлые резные столы и стулья, на стенах гравировка законов Петра 1-го, дизайнерские глиняные литровые кружки. В 18 часов вылетали на Мурманск и в 22 часа ложились спать. Билет на самолёт стоил 22 рубля, бокал пива 90 копеек. Всё удовольствие обходилось в 50 руб. Если моряк за рейс получал около 2 тысяч- это мелочь. Понятно, что значили 150 штук Эта жизнь очень затягивала. Когда я уже работал штурманом, со мной на вахте стоял матрос-рулевой, отработавший на флоте больше 10 лет. У него была невеста из Подмосковья. Её отец, директор радиозавода, обещал подарить на свадьбу квартиру. Для зятя была должность мастера на заводе. Матрос боялся изменить свою жизнь. Ни забот, ни хлопот: до столовой два шага, до работы-три. Не надо бегать по магазинам. Накормят, раз в 10 дней помоешься в бане, постель поменяют. После 5-ти месячного рейса 20 дней выгрузки в порту, разрядка- и снова в рейс. После чего берёшь отпуск, отгулы. Денег полные карманы- хватает на 5 месяцев шикарного отдыха. Потом снова в рейс. Не жизнь, а малина. И вдруг семья, заботы и детьми потом возись!
Сейчас большинство молодых людей так считают, но в то время для меня это звучало несколько странно. Ведь мы и живём для семьи, для детей. Иначе-пустоцвет, а не человек.
Свидетельство о публикации №222030201819