Партия 2017 г. Философия права. Истор-е наследие

Партия 2017 г. Философия права. Историческое наследие.

(Источник: "Новая философская энциклопедия ФИЛОСОФИЯ ПРАВА"

"Исходный вклад в появление философии права внесли  древнегреческие софистоы 5–4 вв. до н.э. Гиппий, Антифонт, Ликофрон, Алкидамант и др. о естественном праве (праве по природе) как подлинном и справедливом праве, отличном от искусственного закона полиса (от права по человеческому установлению)"

Мы можем сразу обратить внимание на сформированное или указанное различие между естественным правом и полисом. Фактически, речь идёт об идее права  и реальности права, которые могли соединится в правовом процессе, в его исходном пункте, но так и не смогли.

"Философско-правовые учения древности (Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Цицерон, римские юристы и т.д.), средневековья (Фома Аквинский, юристы-постглоссаторы Р.Луллий, Балдус и др.) и Нового времени (Г.Гроций, Дж.Локк, Г.Лейбниц, Ш.Л.Монтескьё и др.) – это по существу различные варианты и направления понимания и трактовки естественного права и его соотношения с позитивным правом".

Можно сказать, что данное развитие права  не ликвидировало различий между идеей и реальностью права.

"Кантовская метафизическая трактовка соотношения должного права (требований права, диктуемого априорным категорическим императивом практического разума) и сущего права (позитивного права) является своеобразной рационально-философской интерпретацией стандартного положения любого естественно-правового учения: разумное и нравственное по своей природе (и по определению) естественное право – это то должное в сфере права, соответствие которому (и выражение требований которого) является безусловной необходимостью для фактически действующего позитивного права".

Здесь мы видим указание Канта на обращение внимания реального или позитивного права  на идею права.

 "У  Г.;.;.Гегеля (в силу тождества мышления и бытия, разумного и действительного) разумность естественного права как предмета философии права (в виде «идеи права – понятия права и его осуществления») – это уже не долженствование, как у И.Канта, а действительность – «то, что есть, ибо то, что есть, есть разум». Поэтому для Гегеля «естественное право» и «философское право» – тождественные понятия".

Таким образом, он представляет идею  в облике философии.

 
"Другой вид юридического правопонимания представлен в либертарно-юридической концепции права, согласно которой право (в его различении с законом) – это не естественное право, а принцип формального равенства".
 
Формальное равенство уже свои названием утверждает отсутствие самого равенства, для чего нужно и содержание с существом - это одна сторона. Здесь возникает либертанское замещение естественного права формальным равенством.


"Либертарное понятие права, будучи последовательно антилегистским, вместе с тем свободно и от недостатков, присущих естественному праву (смешение права с моралью, нравственностью, религией; игнорирование различий между формальным и фактическим и т.д.). Данное понятие права (как более развитая форма юридического правопонимания) теоретически преодолевает понятие естественного права (как менее развитой формы юридического правопонимания), удерживая вместе с тем его собственно правовой смысл (т.е. все то, что в естественном праве соответствует принципу формального равенства). Отсюда следует, что при определении предмета философии права необходимо исходить из понятия не естественного права, а права как формального равенства. Имея в виду данное более развитое понятие права, можно сказать: предмет философии права – это право в его различении и соотношении с законом".

Формальное равенство - лишь попытка  придать естественному праву юридическое значение. Придали, а дальше на различении его позитивным правом сформировали философию права. Есть проблема: не удалось собрать в единый процесс всю процедуру становления прав, в которой, прежде всего,  надо увидеть источник права, что не смогли. И снова идея права не смогла реализоваться, вследствие этого была замещена властным формированием закона и его насильственным применением. Возник правовой кризис, который продолжается. Он находит непосредственное выражение и во всех правовых системах. Можно сказать, что дело ни в недостатках естественного права, ни  в недостатках позитивного права, а в самом процессе правоустановления и правоприменения. И эта проблема по объективным причинам так и не была разрешена ни философами, ни юристами.
=
Справка.

"В классическом легизме понятия права и закона тождественны. Правовые нормы объясняются как продукт приказной деятельности государства, которому приписывается исключительная возможность творить право. Таким образом, государственная власть, понимаемая как социальная структура, обладающая монополией на насилие и непреодолимой способностью навязывать исполнение своих норм, в классическом легизме является единственным источником права".

Обречённость проявляется во всей полноте, хотя это и не единственный способ понимания права.


"Такое различение права и закона, опирающееся на более развитое правопонимание, выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных случаев подобного различения (включая различение естественного и позитивного права) и тем самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений. Именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает обозначение внешне разноликих учений под общим названием «философия права» и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной)".
 
Это различение выступает и роковой болезнью всего  существования человеческого сообщества. Да и не болезнью, может быть, а недостатком правового строительства.

"Предмет философии права охватывает (в русле определенного варианта различия и соотношения права и закона) весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т.д.) распространяется не только на закон, но и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому предметная область философии права включает и проблемы философского исследования государства, которое понимается и трактуется как определенное правовое образование (правовой институт). При этом в поле философско-правового изучения, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной, законоприменительной и иной деятельности, находится и целый ряд других философско-правовых проблем, в числе которых: право и государство, человек – общество – государство, правовые формы организации самого государства, правовое государство как реализация идеи господства права и т.д.".

Путаница, не более того.

"Различение и соотношение права и закона представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного и непротиворечивого философско-правового учения".

Очень интересная мысль. именно поэтому  идеология кореньвистизма и не смогла пройти мимо философии права. Если в самой идеологии эти вопросы давно решены, то в публичном и системном  плане они недостаточно хорошо описаны. Этот недостаток и призвана устранить работа над философией права кореньвистизма.

"Приведенное определение предмета философии права охватывает все возможные варианты юридического (антилегистского) правопонимания и соответствующие концепции философии права – независимо от того, как в них самих определяется их предмет (как естественное, правильное, разумное или надпозитивное право, как идея права, как сущность права или иначе). Это обусловлено тем, что любая философская рефлексия по поводу закона (позитивного права) с необходимостью ведет к праву (к осмыслению правовой сущности закона как правового явления). Также и при определении предмета философии права в виде идеи или сущности права подразумевается соотношение этой идеи (или сущности) права с законом как формой ее эмпирического проявления. Так, с позиций понимания права как формального равенства предмет философии права можно определить как принцип формального равенства, подразумевая при этом, что содержательное раскрытие понятийно-правового смысла этого принципа и правовых форм его проявления включает в себя и такой необходимый момент, как соответствующее различение и соотношение права и закона".

Хороший справочник, но надо ли с такой настойчивостью утверждать, что все различения между правом и законом являются содержанием философии права - это лишь оправдание для самого существования философии права. Речь идёт об исходных позициях формирования условий бытия, а не о развлечении для философов и оправдании для государственников.


«Определение предметной сферы философско-правовых исследований в виде различения и соотношения права и закона адекватно отражает специфику взаимосвязей теории и практики права, исследуемых этой научной дисциплиной, ориентированность представленного в философии права практического разума на утверждение в реальной жизни начал правового закона и правовой государственности».

За уши право к закону не подтянуть, не получиться. Собственно, а зачем если есть другой путь решения этой проблемы различения. Да пришло время её просто снять с повестки дня, исторического дня.

"Философия права как самостоятельная дисциплина была сформирована благодаря творческим усилиям как философов, так и юристов. С обоснованием концепции «философии права» в качестве отдельной юридической дисциплины в кон. 18 в. выступил немецкий юрист, основатель исторической школы права Г.Гуго. При этом под «философией права» он имел в виду «философию позитивного права», т.е. философскую часть и научную основу учения о позитивном праве. «Философия права, – писал Гуго, – это частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)». Гуго находился под определенным влиянием философии Канта, однако в целом придерживался позитивистского правопонимания, отвергал естественно-правовые концепции и просветительские идеи разумного права".

Так как живу в Калининграде и вблизи от Кафедрального собора, под стенами которого нашёл приют  Кант, то когда увлекался бегом, часто использовал в остров, на котором и находится  собор в качестве стадиона. Тогда и появилась поговорка: "Сколько вокруг Канта не бегай, философом не станешь". Надо ж такому случиться, набрался сил для упорядочивания основной проблемы философии права. А может дух Канта  всё-таки остался на тех же дорожках. Будем проверять.

"Широкое распространение термина «философия права» связано с «Философией права» Гегеля, резко критиковавшего взгляды Гуго. Философия права, согласно Гегелю, это философская, а не юридическая дисциплина. В философии права, по Гегелю, представлена подлинная наука о праве. «Наука о праве, – утверждал он, – есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». При этом Гегель явно занижал научный потенциал юриспруденции, игнорировал ее вклад в развитие философско-правовых исследований и утверждение философии права как отдельной научной дисциплины".

Полагаю. что Гегель, как глубоко порядочный  философ, не смог смириться с превалированием закона над образом права.

"Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях 19–20 вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву – независимо от их дисциплинарной принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со 2-й пол. 19 в. и в 20 в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью".

Да уж, да, из огня да в полымя. В итоге власть победила философию. Эта тенденция и получила новое развитие: власть расправилась и с философами. И мой пример - один из немногих. И как бедному философу выжить. теперь понимаю, за что на государства сваливаются  войны и кризисы - это плата за гонения философов. И что будем дальше делать? Где и как жить философу. Это для Канта уважение и почтение, а для существующих - одно гонение и презрение. Кант же преподавал в университете, в том, который триста лет существовал в Кенигсберге.

А сейчас в Калининграде существует «Балти;йский федера;льный университе;т и;мени Иммануи;ла Ка;нта» («БФУ имени И. Канта», «Кантиана»). Непропорционально круто.
Справка.(Вкпд)
История университета до 1945 года
Предшественником современного Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта является Кёнигсбергский университет (Альбертина) (1544—1945), один из старейших вузов Восточной Пруссии и всей Европы, история которого насчитывает более четырёхсот лет.

После Великой Отечественной войны
21 июля 1947 года Совет Министров СССР принял Постановление № 2601 «О мерах помощи городскому хозяйству Калининградской области» — в нём облисполкому разрешалось организовать педагогический институт в Калининграде. В результате, в 1947 году был создан Калининградский государственный педагогический институт.

Что можно отметить. Никакой преемственности между Альбертиной и педагогическим институтом нет. Совершенно разная институциональная база, государства, преподаватели, исследователи и студенты. Кенигсбергский университет дал возможность Канту стать философом, он отблагодарил - прославил университет.

В 1966 г. пединститут преобразовали в университет, а 23 мая 2005 года Распоряжением № 630-р Правительства Российской Федерации Калининградский государственный университет переименован в Российский государственный университет имени Иммануила Канта.

В данном случае, похоже, университет счёл возможным воспользоваться  существующим авторитетом Канта для придания себе научной значимости. Это разные миры, они не сочетаются, не соединяются. Прежде надо набрать свою практику, доказать мировому философскому сообществу соразмерность  учебного заведения  для получения в своё название такого  имени, и уж только после такого признания  и присваивать само имя.

Мне пришлось обращаться  в существующий университет от созданного общества национально-культурной автономии цыган, созданного при моём участии и сопровождении, с просьбой об оказании правовой помощи  в части рассмотрения очень сложной проблематики цыганской общины. Письменно не ответили, устно отказали. Почему бы не поучаствовать, если даже в уставе университета такая деятельность прописана. Отказали. Вот и снова встаёт вопрос о соответствии университета праву ношению имени Иммануила Канта. Если это университет с таким претензиями научного плана, то заниматься такими проблемами, как говорится, Бог велел. Так  не хотят же.

Учебное  заведение играет с названием, а реальные проблемы людей, можно сказать, части цыганского населения Калининградской области, населения которое можно отнести и к коренному, даже рассмотреть не удосужились. В этом  составе есть и проблема сноса цыганского посёлка, когда сорок пять семей были выброшены на улицу из своих домов, что впоследствии европейский суд по правам человека признал нарушением права.
 
Тогда цыгане  собрали все документы, передали организатору  этого обращения, он же сумел потерять сорок пакетов документов. Соответственно, они в суд  и не были представлены, о чём сами пострадавшие цыгане не знали. В результате по пяти семьям было решение о финансовой компенсации. Потерпевшие и принявшие на себя второй удар цыгане не смогли объясниться с виновниками  такой помощи - им просто не дали.

Подойдём с другой стороны, нарушенное право подтверждено. Условия и обстоятельства нарушения прав человека для всех цыган идентичны, так почему государство игнорировало это правовое решение. Второй раз цыган наказали. Мало им бед досталось, получите, мол, новые. Хотелось разобраться и в причинах вовлечения цыган в розничную продажу  наркотиков. Кому-то было очень удобно вовлекать цыган целыми семьями в этот оборот. Сказывался фактор общей неграмотности и низкой профессиональной подготовленности. В этом направлении государству тоже надо было работать. Хотя оно само знает, что ему нужно. Так философ с цыганами попали под один каток поражения от власти: остались без земли и без домов. Такова ирония власти со своим неограниченным превалированием над правом по существу. Она проявляется и в части естественного права, и в части  понимания и применения законов. Отсюда и вывод: права нет.

"Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов. Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин – юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права независимо от того, разработаны они как отдельная юридическая или философская наука. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к проблемам права".

В итоге   мы видим блуждание права и закона вместе с философией права и юриспруденцией, просматривается колониальный характер устройства государства, внутренней организации социальной среды, вследствие чего и возникает  и развивается процесс поражения населения в праве.
 
"Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Философское познание, философия (по ее предмету, методу и т.д.) – сфера всеобщего, право и правоведение – сфера особенного, искомая же философией права истина о праве, как и всякая истина, – конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права – это движение от особенного через всеобщее к конкретному".

Что сказать против таких умозаключений. Полагаю,  что в первом случае есть только образ воображаемого права, а во втором - заменяющий право закон. И сколько бы философия , одна и другая не бились, общий результат будет отрицательным - права цельного общественного и институционального в этом процессе не появится. Напоминаю принцип правовой системы кореньвистизма : Корень истины в вере в право. Этому праву ещё надо появится.

"Интерес философии к праву и существование философии права как особой философской науки в системе философских наук оправданы прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, методологическая, познавательная и т.д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право. Также и у юриспруденции (в ее движении к философии права) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, методологическая и т.д.) – это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т.е. нечто необходимое и разумное, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего. В этом движении с разных сторон к философии права и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-разному".

Делают по-разному, а результат один: не помогают праву, его становлению, и вследствие этого обстоятельства и филоософско-правовые изыскания теряют качество философии. Одна из причин – потеря самого предмета права. Как пелось: "так уж бывает, так уж выходит".

"В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия истории, философия природы, философия религии, философия морали и т.д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее онтологии, гносеологии и аксиологии".

Вот что сказать, ведь объект философии надо сформировать или же саму философию нацелить на формирование объекта права.

"В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т.д. Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, напр., как понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, система права и система законодательства, право как система норм, воля и интерес в праве, правосознание, правоотношение, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т.д. Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли".

Кореньвистизм возник из идеи снижения в десять раз уровня существующей преступности. Фактически с самого первого момента возникновения исходной идеи стало понятно, что общественный порядок под такие цели придётся менять, а вот здесь государство в форме Советского Союза встало против. Ничего не изменилось и в России. Государства возникают и исчезают - эти примеры тому свидетельство. Перед каждой страной, перед миром в целом появилась вполне ясная определённость: переход к праву может быть осуществлён только путём перехода к новому общественному порядку. И вариантов нет. Иначе все первородные болезни праву будут раз за разом ввергать людей, государства и страны  в пучину кризисов и войн, без гарантии, что однажды не уничтожат совсем.

"Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) зависят во многом от уровня правовой (и государственно-правовой) культуры общества, от общего состояния философских и юридических исследований в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции".

В этом составе и возникла идеология кореньвистизма, и похоже, что надеяться уже больше не на что.  Мне себя спасти не удаётся, а ещё народ, все население мира пытаюсь спасти. Вот уж история, кто даст вид на жительство, который стал искать от безвыходности. Вот так и получилось, предлагаю спасение, которого боятся как огня. Отсюда и изощрённая расправа суверезной инквизиции.

"В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит т.о., что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права и государства в качестве ее составной части, постепенно оформляется как самостоятельная юридическая дисциплина общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства). И в таком качестве философия права выполняет ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук".

На этот путь встаёт и идеология кореньвистизма, пришло время.


Рецензии