Клинкер Предисловие

                               
                Повесть


                Предисловие

               Повесть, которую я хочу предложить читателю, в сущности, о моем становлении цементника, и вообще о трудовых буднях моей молодости. А вот фабулой этого произведения оставляю за повествованием о человеке, вошедшем  в мою жизнь и который намерен был ее облагородить. Но, в силу своей недоверчивости к нему, я не принял всерьез его намерения; во мне превалировало предубеждение, о котором я поведаю в дальнейшем.
               Речь пойдет о человеке умном, с сильной волей, с твердым характером и с богатым опытом цементника – о бывшем директоре цементного завода на Юге России ПЛАТОНОВЕ ВИКТОРЕ СТЕПАНОВИЧЕ, которого сейчас уже нет в живых. Но цементники, особенно старые, хорошо помнят его, и не редко вспоминают о нем. Платонов, скажу без преувеличения, эпохальная личность в истории нашего завода. Это и послужило поводом назвать эту повесть "Клинкер".
               Родился Платонов  1936 году в подмосковном городе Подольске. В 1964 году закончил Всесоюзный инженерно – строительный институт, а в 1971 году без отрыва от производства закончил Московский инженерно – экономический институт.
               Трудовой путь свой Платонов начал с шестнадцати лет слесарем - ремонтником на Брянском цементном заводе, что положило начало в его становлении цементника. Он до конца своей жизни оставался истинным цементником, верным своей однажды выбранной отрасли – производству цемента. Он даже заслуженный отдых пенсионера разменял на руководство цементными заводами, - Брянским, а затем и Катав – Ивановским, где и закончил свой жизненный путь этой стезею. 
               Карьерный рост Виктора Степановича, в силу его способности, одаренности и крутого характера, можно тоже назвать крутым. Придя мальчишкой на завод слесарем, он за относительно короткий срок, успел поработать инженером во Всесоюзном НИИ « ОРГПРОЕКТЦЕМЕНТ», а так же Главным инженером Треста «СОЮЗЦЕМРЕМОНТ» и  дошел до заместителя Начальника Главка ГЛАВЦЕМЕНТ.
               В декабре 1979 года Платонов направляется Министерством ПСМ на Карачаево – Черкесский цементный завод с целью поднять с «колен» этот завод.  Завод в то время, вместо того, чтобы наращивать мощность и производительность выпуска цемента, «задыхался». Но, об этом расскажу отдельным контекстом.
       Платонова пригласили на коллегию Министерства Промышленности Строительных Материалов, где ему объявили назначение: - Вы курируете этот завод по пуску и наладке оборудования с целью доведения работы этого оборудования до проектной мощности, вот Вам  и карты в руки – распорядился министр. – Кому, как не Вам поднять завод – так был направлен Платонов Виктор Степанович на КЧЦЗ.
  Идея создания  этой повести может показаться читателю несколько странной, а может и вовсе не понятной. Но я, все же, расскажу о том, что побудило меня написать пвесть "Клинкер": - это  одолевшие меня дважды одни и те же сны с интервалом не более недели.
                В этих снах  Виктор Степанович представал передо мной угрюмым и подавленным. Одет он был в черный, не по размеру плащ, похожий, как с чужого плеча. Голова его была покрыта сплюснутой кожаной кепкой, надвинутой на лоб. Именно таким я видел его в последний раз, когда он удалялся от новоиспеченного «хозяина» цементного завода, который разразился  на бывшего своего наставника по приобретению знаний по экономике, гневным оскорблением. Мне до глубины души было больно видеть картину унижения всегда уважаемого мною человека. Но, об этом я расскажу уже позже.
               Написать книгу об этом человеке у меня нет возможности, так как не имею достаточного информационного материала писать о нем, а собрать его мне не представляется возможным. Его окружали люди, которые общались с ним гораздо больше, чем я, и они, при желании, конечно, могут больше рассказать о нем, на что я надеюсь. А я рассказываю о нем столько, сколько знаю из некоторой истории своего трудового прошлого и от коллег заводоуправления, в прошлом тесно связанных по работе с Платоновым Виктором Степановичем.
       В беседе с одной из сотрудниц заводоуправления с целью получить от нее дополнительный материал, характеризующий Платонова, я спросил ее отношение к необычному явлению Платонова мне во сне. Принимает ли она всерьез такое явление. И оправдывает ли оно повод написать об этом человеке в своей повести. Она ответила однозначно: - Да, Николай Иванович, конечно. я даже обрадовалась Вашей затее – и она поведала мне, что Виктор Степанович являлся приведением одной из коллег заводоуправления, но не во сне вовсе, а наяву в одно из посещений церкви.  Предстал он  пред нею стоя на паперти, когда она выходила из церкви с заутрени, и с укоризной спросил ее: - А мне свечку забыла  поставить?
                Коллега, придя в себя от ошеломления, развернувшись, стремглав кинулась обратно в храм поставить свечку покойнику. Меня этот случай довольно обнадежил в причине, побудившей написать эту повесть.   
               Являясь в моих снах, Виктор Степанович каждый раз говорил мне одну и ту же фразу: -   «Николай Иванович, Вы мне нужны. Мне Вас не хватает». И я каждый раз отвечал ему: - « Мне Вас, Виктор Степанович, тоже не хватает, и я готов идти за Вами, под Ваше начало», на что он встревожено возражал: - « Нет, нет! Ни в коем случае », и сразу же, не исчезал, а, развернувшись, долго удалялся от меня сгорбившийся так, каким я видел его однажды при жизни, когда он возвращался из столовой, где проводилось собрание акционеров завода уже новыми хозяевами, на котором переизбирали руководство нашего завода. Возвращался он не через ремонтный блок, где ворота обычно распахнуты, а тротуаром за зданием цеха  в сторону заводоуправления. Об этом так же подробнее опишу позже.
               Долго раздумывать над этими снами я не стал, а разгадывать сны вовсе не моя прерогатива. Но сны эти побудили меня к тому, что я не должен оставить без внимания явления Платонова в мои сны дважды: – Зачем я нужен ему? Чем я могу быть ему полезен? – не раз задумывался я. – Может быть, ему страшно остаться в забытьи, а может быть, через меня  он хотел сказать людям, оставшимся в этом мире то, что для него важно? – подумал я. Но, почему через меня? Не знаю. Не исключаю то, что кроме стихов, написанных мною еще при нем на заводе, он  каким то, неведомым мне образом, мог бы знать, что я теперь занялся и прозой. Это могло послужить его признанию мне во сне: - «Вы мне нужны. Мне вас не хватает». 
               Его явления во сне вернули меня к прошлым годам, к нашим сложным отношениям друг к другу, и к нашим диалогам. Так, пришла идея рассказать о Викторе Степановиче Платонове, который мне не безразличен. В бытность нашей работы на заводе, между нами сложились отношения, понятные только нам двоим. Внешне эти отношения иным могли показаться враждебными, но, как было на самом деле, читатель узнает из прочитанной повести.
               С начала его руководства, по настоящему этого сильного, волевого, с деспотической натурой руководителя уважали на заводе почти все. Почему почти все? Потому, что не малая часть работников завода была под впечатлением руководства предыдущего директора Радионова. В то самое, еще в советское  время, когда Платонов рьяно занимался интересами завода, когда заводчане чувствовали отеческую заботу и внимание директора, и верили в его «отцовство».  Даже ласково и искренне между собой называли его «папой». Да и как не назвать, если завод, руководимый Платоновым, наращивал производственную  мощность по выпуску клинкера и цемента. Росла при этом и зарплата заводчан, а параллельно с этим росли и новые дома для цементников. Завод по всем показателям поднимался на высоту. С 1981 по 1990 год завод 37 раз занимал призовые места во Всесоюзном ежеквартальном соревновании между цементными заводами в отрасли.
               Не в стороне директор цементного завода был и от молодежи завода, и ее насущных проблем. Он не только заботился о досуге цементников, а, как правило, сам принимал активное участие в спортивных мероприятиях и отдыхе заводчан. Его принцип – вместе работаем, вместе и отдыхаем был «налицо». Мотодром «Домбай» уже традиционно стал  площадкой культурно – массовых и спортивных мероприятий не только заводчан, но и всего города Черкесска. А праздник цементников «День строителя» ежегодно проводился исключительно на мотодроме, открытие которого начинали мотогонщики спидвея. Мотодром, в праздничный день заполнялся, как говорится, «доверху». Еще бы! Всевозможные аттракционы, розыгрыши лотерейных билетов, выступления артистов, и много других развлечений. Любили цементники этот праздник, который собирал вокруг себя старых друзей, коллег в одну дружную, жизнерадостную семью. При этом не забывали отметить добрым словом своего «папу», который устроил им празднество такими мероприятиями.
               Но не только в «День строителя» Платонов устраивал для заводчан праздник; крупные соревнования по мотогонкам, мотоболу, а особенно по спидвею он превращал в настоящий праздник. Это вероятно потому, что сам Виктор Степанович в молодые годы всерьез был увлечен мотоспортом, и будучи нашим директором, не чурался тренировок в мотоспорте и прогулок на стальном коне. 
               С уничтожением могучей нашей империи – СССР (иные предпочитают называть это преступление - развалом страны), наступило время «хапка», когда от руководства новой страны появился девиз – « … берите себе столько, сколько возьмете». И шустрые в нашей стране стали брать себе гораздо больше, чем могли унести. Этот лозунг, возможно, и испортил нашего руководителя, как и тысячи других по стране. С появлением безнаказанной возможностью ставить свои интересы гораздо выше заводских, завод стал «хромать» - ни здорового ремонта оборудования, ни здоровой зарплаты заводчанам. А  своих помощников, руководителей производства, не довольных своей зарплатой, Платонов, не стесняясь, наставлял догматом принципа тогдашнего руководства страны – «берите себе столько, сколько можете. А как? - Кто как может…». И директор не только не запрещал «брать себе», а даже приветствовал находчивость. Мне довелось это знать как раз в то время, когда зарплата заводчанам выдавалась по крохам, да и то, через хитросплетенные схемы ее получения. Многие заводчане, вероятно, помнят еще, как за зарплатой ходили по другим переделам производства: -.то, в «Экспортцементе»; то, в «ОКМОН»е. Не берусь судить правильно это или нет – бухгалтерия не моя прерогатива, но если деньги выдаются не в заводской кассе, не исключено и жульничество.   
               Тут то и изменилось отношение заводчан к своему руководителю. Уважали его уже не многие. По пальцам перечесть, как говорится. В подтверждение тому, инцидент с выражением недоверия директору в руководстве заводом, инициированный в цехе КИПиА завода. Мастер цеха Стоценко Анатолий составил проект петиции на имя Платонова с предложением отречься от руководства завода, и предварительно согласовал этот проект с заводчанами. Большинство заводчан в предварительном согласовании одобрили этот акт протеста, но, когда стали собирать подписи по цехам, подписались единицы, которые не устрашились своего начальства. Сам факт предварительного согласования о смене директора, и сама петиция Платонову сказали тогда  за себя – уже заводчане не уважали Платонова, и тем более - не любили уже. 
               Зато иные, коих, к сожалению, было не мало, «уважали» Платонова, а то и «любили» своего директора  через «призму притворства»: это было в силу страха перед ним или раболепия; и они спешили своевременно потрафить ему. Вот уж где уместна поговорка «боятся – значит уважают».               
               В своем произведении я не намерен петь дифирамбы об этом герое повести, но и порочить его огульно себе не позволю. Все знают, - безгрешных людей нет, да и не нам судить чужие грехи. Известная поговорка гласит - «о покойнике говорить только хорошее, или ничего». Но мне, пожалуй, придется позволить себе исключение из правила этой поговорки, так как я намерен отразить в этой повести все знакомые мне качества человека, вошедшего в мою судьбу. К тому же, я должен быть объективным, чтобы не утратить доверие читателя.
       Название повести «Клинкер» я выбрал потому, что оно кратко характеризует свойства главного героя этого произведения - Платонова Виктора Степановича. Цементники знают, что клинкер, - это искусственный минерал, полученный путем обжига сырья во вращающейся печи в виде окатышей высокой прочности, и является полуфабрикатом, основным  компонентом для получения цемента. Клинкер, это «крепкий орешек». Чем крепче «орешек» - тем выше активность цемента, то есть, его прочность.   
       Клинкер ассоциируется своими свойствами, например, со строительным материалом - керамзитом, но лишь тем, что получается путем обжига соответствующего сырьевого материала, и относительно схожей формой готовой продукции – окатышами. Это, пожалуй, единственное физическое сходство этих изделий.  В остальном, при их сравнении, они  разные, с совершенно противоположными физическими свойствами: Так, если остывший керамзит, это гладкий, очень легкий, пористый и светлый, средней прочности окатыш, придающий ощущение тепла от горсти его в ладони, то остывший клинкер, это шероховатый и грубый на ощупь, тяжелый, с высокой плотностью и прочностью, темно серый или черный окатыш, придающий ощущение холода от горсти его в ладони.
               Люди, как и выше приведенные материалы, также ассоциируются между собой, но, только лишь своей природой, и относительно одинаковой формой сложения тела. В остальном же люди разнятся - своим характером, культурой, нравом, и значением  в обществе.   
       Эта повесть не несет в себе характер документального или мемуарного жанра, а является литературно - художественным произведением. Но, основано оно не на вымыслах.  Все действия и лица, описанные здесь, действительные.


Рецензии
Удивительные у вас сны. Похоже, именно такие называют вещими.
Тем более удивительно то, что увидела одна сотрудница в церкви.
Прямо заинтриговали.
Да, перестройка многим перевернула жизнь, и не всем светлой стороной
Я тоже помню, как убирали нашего директора, который много лет держал комбинат на плаву, с прибылью. И даже в тяжёлые года невыплаты пенсий и зарплат, мы каждый месяц получали всё до копеечки. А потом место директора кому-то приглянулось. Налетели комиссии одна за другой, проверки, акты, выговоры. Директора убрали. В итоге уже через три года комбинат прекратил существование, распался на маленькие конторки. И сейчас еле-еле пыхтит только одна из них. Такие вот дела.

Кира Стафеева   29.06.2022 17:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Кира за отзыв. Пришло время "хапка": - кто смел, тот съел. Так и ваше предприятие, как повсюду в стране, разорвали по кусочкам.
Здоровья вам и благополучия. С уважением НГ

Николай Галин   30.06.2022 15:05   Заявить о нарушении