Механизация - путь от коня к трактору и комбайну..

               

   Почти все мы потомки крестьян. Кто в первом, кто во втором, а кто в третьем поколении - неважно! Но все наши предки были земледельцами - пахали и сеяли, жали и молотили, сажали и убирали - без выращивания сельхозпродукции жизнь крестьянской семьи была не возможной. Единоличное хозяйство девяносто лет назад сменилось коллективным - где-то крестьяне пошли на это добровольно, а где-то и добровольно-принудительно - не будем заострять внимание на этом. Наше дело сейчас - проследить путь длиною всего лишь в век - как за это время изменилась технология производства сельхозпродукции в наших краях, как ручной труд сменился трудом машин и механизмов, как от серпа и цепа перешли сначала к конной косилке и молотилке, а затем к трактору и комбайну...
   На протяжении веков долгое время не менялось ничего - соха, деревянная борона, серп и коса, ручной обмолот цепами в овине, провеивание обмолоченного зерна от мякины на ветру - так было и пятьсот , и триста, и даже во многих семьях всего сто лет назад. Начало двадцатого века стало переломным в этом отношении - в крестьянскую жизнь пришла механизация! Не говоря уже о металлических плугах, сменивших повсеместно соху, появились такие сложные механизмы, как конные косилки, грабли, молотилки, сноповязалки, лобогрейки и веялки. Конный привод стал вращать пилорамы и мельницы, шерстобитки и крупорушки. Это было ново и удивительно, но, несмотря на всю консервативность крестьянского мировоззрения, быстро вошло в жизнь и заняло в ней свое место. Причина проста - эти механизмы очень сильно облегчили крестьянский труд - труд тяжелый, изматывающий, занимающий все время, не позволяющий отвлечься от него ни на минуту - вековой труд земледельца! И вдруг оказалось, что многие работы - да все! - можно механизировать, что десятки агрегатов готовы взять на себя самую тяжелую, нудную, утомительную часть твоего труда, что конь может не только пахать землю и возить грузы, но и приводить в движение много очень нужной и производительной техники. Что с помощью этой техники можно обрабатывать гораздо больше земли, выращивать больше продукции и, соответственно, больше ее продавать! Развиваться! Богатеть! Строить планы! Смотреть в будущее!
Конечно, это было доступно не всем, а только самым крепким крестьянским хозяйствам. Механических заводов в дореволюционной России был уже не один десяток, и они производили нужной техники достаточно, только вот стоила она недешево. Так что и серпы с косами, и сохи с цепами - все это дожило благополучно до самой революции 1917 года, которую кто-то сейчас называет "октябрьским переворотом", а кто-то "Великой Октябрьской социалистической революцией". Большое видится на расстоянии, как справедливо заметил один известный поэт, поэтому оставим споры о роли этой даты в истории России будущим историкам - они не будут предвзяты, как мы, современники и Советского Союза и нового, наступившего после него, времени - и просто вспомним, с чем вошли наши деды-прадеды в новую эпоху, когда отмена "эксплуатации человека человеком" была декларирована государством, когда землю раздали тем, кто ее обрабатывает, когда впервые в истории цивилизации была отменена частная собственность, когда был заявлен курс на построение справедливого "бесклассового" общества, власть в котором будет принадлежать народу. Получилось это или нет - это иная тема, сейчас же нас интересует другое - этапы механизации в сельхозпроизводстве, или, как тогда говорили - "сельскохозяйственная мотокультура"! Слово это вошло в обиход в середине двадцатых годов, означало именно перевод сельскохозяйственного производства на индустриальные рельсы, замену всех ручных работ механизированными, повсеместное внедрение передовых методов и технологий и за счет этого многократное увеличение производительности труда и увеличение объема производимой сельским хозяйством продукции. Это не было прихотью - это было жизненно важной необходимостью. Только что закончился великий голод 1921-22 годов, страна едва-едва приходила в себя после его опустошительного шествия по центральным районам России, Поволжью, Южному Уралу - резкий рост производства продуктов питания был самым острым вопросом для новой власти! И без механизации, без внедрения "сельскохозяйственной мотокультуры" в жизнь деревни - уже советской деревни - это было просто невозможно.  Прекрасно это осознавая, советская власть с самого своего возникновения пыталась решать эти вопросы. Еще в 1920 году В.И.Ленин, осознававший крайнюю необходимость в повышении производительности сельского труда, подписал декрет «О едином тракторном хозяйстве». И спустя два года производство тракторов в СССР было начато!
   Лиха беда начало! Первые советские трактора, кое-как собранные на разных механических заводах общего направления - где в десяток экземпляров, а где даже в сотню - никак не решали вопроса в механизации огромной страны с ее бескрайними просторами. Несовершенные технически, не обеспеченные запчастями и сельхозорудиями, разномастные, сконструированные и собранные в неподходящих для этого условиях - да и в виду малых своих количеств - они никак не повлияли на рост производства сельхозпродукции в стране, просто растворились во времени и пространстве, оставшись в лучшем случае в единичных экземплярах для будущих музеев. И в середине двадцатых годов было принято решение - тракторы закупать за рубежом! А пока совершенствовать свое производство, готовить конструкторскую базу, проектировать и строить специализированные тракторные заводы!
   Вот так в нашу страну и попал знаменитый американский трактор "Фордзон", ставший первым массовым трактором, вышедшим на поля молодой страны Советов. Случилось это еще до начала массовой коллективизации, когда в стране колхозов еще не было, но совхозы были уже повсеместно, как и ТОЗы - "товарищества по совместной обработке земли". Вот на землях этих совхозов - и, в меньшей степени, ТОЗов - и заработали эти тракторы с середины двадцатых годов. Всего было закуплено двадцать тысяч тракторов и одновременно по лицензии начато производство этих тракторов на Ленинградском заводе (впоследствии названным именем Кирова), которые выпускались под маркой "Фордзон-Путиловец"...
   Именно с трактора "Фордзон" началась история "сельскохозяйственной мотокультуры" и в наших краях. В 1925 году выходцы из деревень Ирсаево, Митряево, Мишкино, Акбулатово организовали первое товарищество по совместной обработке земли, ТОЗ, или, как тогда говорили, "коммуну". Назвали ее "У илыш", основали хутор Марий-Олык, получили там землю и на удивление всей округи в 1926 году купили трактор "Фордзон". Это был именно оригинальный "Фордзон", американской сборки, так как "Фордзоны-Пулиловцы" только-только начали выходить из заводских ворот пока еще совсем в малых количествах. Еще не было Мишкинского района, который будет образован только в 1930-ом году, не было в округе ни совхозов, ни колхозов, в стране был самый разгар НЭПа, в окрестных деревнях вершиной механизации была конная косилка с граблями (тоже большая редкость в то время), а в долине Второго Иняка на полях "коммуны" уже вовсю работал трактор, собирая вокруг себя каждый день десятки зрителей, приходивших посмотреть на это чудо инженерной мысли даже из соседних волостей! Надо сказать, что в 1926 году в наших краях было приобретено еще два "Фордзона", но судьба их, в отличии от марий-олковского трактора, который остался на память потомкам даже на фотографиях - совершенно неизвестна.
Но не "Форзону", и даже не "Фордзону-Путиловцу", который выпускали до 1932 года и общее количество которых достигло по разным данным от сорока до сорока девяти тысяч экземпляров, было суждено стать самым массовым трактором тридцатых годов. Нет, знаменитым трактором, символом колхозного строительства и нового советского сельхозпроизводства, первым массовым изделием зарождающейся "мотокультуры", на плечах, вернее, колесах которого было вывезено и поднято все сельхозпроизводство в те легендарные годы - стал трактор СХТЗ-15/30! Стал он самым массовым трактором и в наших краях, когда в апреле 1932 года в Мишкино была открыта машинно-тракторная станция, Мишкинская МТС, на базе которой четверть века потом осуществлялась механизация всех колхозов в округе - от Новотроицкого до Кигазытамаково. Именно этот трактор вошел в историю первых пятилеток, именно на нем ставились трудовые рекорды, именно на нем в войну работали женские тракторные бригады, заменившие ушедших на фронт мужчин, именно он уже за много лет после войны и прекращения выпуска все еще бодро бегал по колхозным полям, пусть уже и не массово, но все же и не еденично, доказав десятилетиями трудоспособности и живучести то, что в основу конструкции, несмотря на ее простоту - а может быть, и благодаря ей - были заложены создателями абсолютно правильные идеи, которые затем инженерами, с учетом технологических мощностей того времени, были доведены до совершенства и воплощены в металл!
Вот об этом легендарном тракторе, этом символе тридцатых-сороковых годов, на котором трудились не покладая рук ни днем, ни ночью (да, и ночью - была такая практика в те годы - для полного использования техники) в том числе и на полях нашего района - перед войной в Мишкинской МТС было пятьдесят тракторов этой марки - и хочется рассказать подробней...
   Так какой же он был - первый массовый советский трактор, основа зарождающейся "сельскохозяйственной мотокультуры"? Трактор, на котором работали первые трактористы ( а в войну и после нее - и трактористки)? На этом тракторе ставила свои рекорды известная всей стране Паша Ангелина, и так же самоотверженно трудились сотни тысяч других безвестных парней и девушек. Тогда по популярности только профессия летчика превосходили профессию тракториста. И если самолет был символом растущей мощи Красной армии, то трактор был символом сразу в двух "ипостасях" - передового колхозного сельхозпроизводства и идущей семимильными шагами индустриализации.
   Трактор СХТЗ-15/30 был самым массовым трактором в тридцатые-сороковые годы - количество выпущенных "колесников", как их тогда называли, составило 390 тысяч с небольшим. Выпускало его сразу два завода - Сталинградский тракторный и Харьковский тракторный. Первый начал давать продукцию в 1930 году, второй в 1931. Поскольку модели трактора были абсолютно идентичны, то и шли они под одной объединенной маркой - СХТЗ. А прототипом для этого трактора послужил опять же американский "донор" - трактор «Интернационал 15/30». Оба завода выпускали колесную модель трактора до 1937 года, после чего перешли на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ общего назначения. И больше в истории этих заводов колесных тракторов уже не было.
   СХТЗ-15/30 имел классическую компоновку с рамным остовом, задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшенного диаметра. Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч и предназначался для выполнения работы с двух- и трехкорпусными плугами и другими почвообрабатывающими орудиями, а также для привода сельскохозяйственных и стационарных машин. Он был гораздо лучше приспособлен для работы в условиях начинающего развиваться колхозного движения, чем первенец серийного тракторного производства - "Фордзон-Путиловец" - имел больше мощности, массы (это для тракторов имеет значение), был удобнее в ремонте, ресурс его узлов был выше. "Фордзон" по своей сути был предназначен для работы в небольших фермерских хозяйствах с наработкой не более 500 часов в год и интенсивной работы на колхозных полях в две смены просто не выдерживал. Была у него еще одна нехорошая особенность - при значительном сопротивлении прицепного оборудования, которое трактор не мог преодолеть, он просто вставал на дыбы и заваливался назад, что приводило к многим несчастным случаям...
   В 1932 году в Мишкино была организована первая в районе МТС - машинно-тракторная станция. Члены бюро райкома партии долго тогда ездили по окрестностям нашего - тогда еще небольшого - села, выбирая место для будущего строительства. Вопрос был наиважнейший - МТС становилась главной базой механизации всех многочисленных мелких колхозов в округе, производство в которых был основано только на тягловой силе лошадей, немногих конных приспособлениях и орудиях, и, в основном, - на ручном труде самих колхозников. Поэтому самым главным делом становился вопрос механизации коллективных хозяйств, без которой увеличение производительности труда было абсолютно не возможным. Но как механизировать десятки мелких колхозов? У них нет ни ремонтной базы, ни подготовленных кадров, наконец, у них просто нет денег на приобретение дорогостоящей техники. И идея МТС - когда вся техника, снабжение запчастями и горючим, производственно-ремонтная база, подготовка кадров - сосредотачивалась только в одних руках, в рамках только одной организации - была единственно верной. Государство за свой счет строило здания, закупало технику, готовило специалистов - а подготовленные механизированные бригады работали по договору в каждом колхозе, который оплачивал их труд не деньгами, которых в колхозах не было, а натурой, то есть произведенной продукцией.
   Строить Мишкинскую МТС хотели в разных местах, тут мнение уполномоченных принимать это решение разделилось. И на Горе, за Иняком, где потом через много лет будет стоять подстанция, были предложения, и у дороги на Бирск, где сейчас стоит магазин "Пятерочка", а тогда было чистое поле, и еще по окраинам в паре мест - и у каждого были свои доводы. Ведь надо было учесть все - и коммуникации как в будущем будут подходить, где жилье для работников компактно строить, как пойдут улицы, которыми в будущем микрорайон МТС будет соединяться с райцентром. Наконец, вопрос решил один из членов бюро райкома партии - Искандар Секретарев. На одной из окраин села он снял с себя пиджак и бросил на край поля, сказав: "Вот здесь надо строить станцию, лучше места не найдем!" Так и решили. Было это, как читатель, конечно, догадался - на месте, где потом, через много лет, возник совхоз "Мишкинский" - правопреемник Мишкинской МТС.
   Строили кирпичное здание ремонтной мастерской каменщики С.Батурин, А.Шляпников, Н.Никулин, руководил стройкой В.Глухов. Они же потом принимали участие в строительстве всех крупных райцентровских довоенных строек - и центральной больницы, и средней школы, и амбулатории.
Первым директором Мишкинской МТС был выходец из Калтасинского района Георгий Иванович Михайлов. И капитальное строительство, и приобретение техники, и набор и обучение кадров, и организация работы первых тракторных бригад - все было ново, все было делом проб и ошибок, где и успехи, и провалы шли рядом, были двумя сторонами одной медали. Видимо, это и послужило поводом для предъявления ему обвинений во вредительстве в период массовых репрессий во второй половине тридцатых годов. Как и многие другие руководители разных организаций и предприятий нашего района , первый директор нашей МТС был осужден по печально знаменитой 58-ой "политической"статье и расстрелян. Та же участь постигла и упоминавшегося выше Искандара Секретарева - да и многих, многих других людей. Впрочем, это уже совсем другая история...
В первый год возникновения МТС в нем было только десять тракторов марки СХТЗ-15/30. Первыми трактористами, освоившими новое дело, были М.Русеков, С.Бабинцев, С.Пойлов, В.Ванюшкин, И.Каренгин, К.Кансияров. Двое последних - Каний Кансияров и Иван Каренгин сами впоследствии стали инструкторами, обучали набираемые из колхозов группы молодых парней и девушек тракторному делу. Работали механиками они здесь и в войну, когда обучать приходилось уже только девушек. Например в 1942 году в группе из тридцати пяти человек был всего один парень, остальные - девушки восемнадцати-двадцати лет.
   В конце тридцатых годов в районе, кроме Мишкинской МТС, было еще две машинно-тракторные станции - Чураевская и Урьядинская. Все колхозы в районе входили в их зону действия, с каждым из более чем сотни коллективных хозяйств был заключен договор на выполнение определенных механизированных работ, главными из которых была вспашка зяби и обмолот зерна. Мишкинская МТС была самой большой, в зону ее действия входило сорок пять колхозов - почти половина из всех коллективных хозяйств района. И техники поэтому в Мишкинской МТС тоже было гораздо больше. Одних только тракторов было шестьдесят семь. Основную массу тракторов - пятьдесят машин - представлял трактор СХТЗ 15/30. Еще шесть тракторов были марки "Универсал-2". Это был тот самый трактор, который пришел на смену "Фордзону-Путиловцу", производство которого было прекращено в 1932 году. Трактор "Универсал" тоже имел "донора" - американский трактор «Фармолл». Но в процессе подготовки к производству в конструкцию и технологию изготовления были внесены очень большие изменения, поэтому советский вариант стал совершенно другой, самостоятельной моделью. Трактор "Универсал" задумывался для работы с пропашными культурами - в основном, для междурядной обработки, ручная работа где была очень трудоемкой. Наши конструкторы впервые в мировой практике разработали сразу две модификации пропашного трактора. "Универсал -1" был предназначен для работы с высокостебельными культурами - подсолнечником, кукурузой. "Универсал -2" же был предназначен для низкостебельных культур - картофеля, свеклы. Вот такие "Универсалы" с индексом "2" и работали в нашей МТС с середины тридцатых годов.
В те годы основных марок тракторов было всего три. И, кроме уже известных читателю, сталинградских и харьковских СХТЗ-15/30 и ленинградского "Универсала" были еще и первенцы Челябинского тракторного завода - знаменитые "Сталинцы" С-60 и С-65. Это были тяжелые гусеничные трактора, различавшиеся двигателями. С-60 был карбюраторным, работал на лигроине (лигроин — горючая смесь жидких углеводородов, более тяжелая, чем бензин. Лигроин получают при прямой перегонке нефти, это, условно говоря, что-то между бензином и керосином), имел мощность в 60 лошадиных сил. Была задача - освоить дизельный двигатель, который по всем показателям - экономичности, мощности, ремонтопригодности - превосходил лигроиновый. И на Челябинском заводе это сумели сделать. Трактор С-65 стал первым отечественным дизельным трактором, причем здесь же, на этом заводе, разработали и воплотили в металле самый сложный агрегат дизельного двигателя - топливный насос высокого давления - ТНВД. Ведь чем принципиально отличались модели трактора с керосиновым, бензиновым, лигроиновым двигателями от дизеля - только топливной системой. И после того, как в Советском Союзе была сконструирована и освоена в производстве собственная модель топливной аппаратуры для дизельного двигателя, тракторов с карбюраторными системами питания больше никогда не выпускалось - только дизели!
   В Мишкинской МТС было одиннадцать тяжелых гусеничных машин Челябинского тракторного завода. Шесть из них были лигроиновыми "Сталинцами" С-60, а пять - уже дизельными С-65. Но дизельные трактора недолго поработали на полях наших колхозов - в первые же месяцы войны их все мобилизовали и отправили на фронт, где подобные трактора наравне со специальными артиллерийскими тягачами использовались для буксировки тяжелых орудий. Отправили и часть других тракторов, так что Мишкинская МТС - как, впрочем, и остальные машинно-тракторные станции по всей стране - техникой обеднела. "Все для фронта, все для победы" - этот суровый лозунг военных лет был тогда применим ко всему, к любой стороне жизни. И каждый трактор, каждый автомобиль, оставшийся работать в тылу или несущий нелегкую военную службу, наравне с боевой техникой, - приближали нашу победу...
   В довоенных колхозах своей сельскохозяйственной техники не было вовсе. Но грузовые «полуторки» уже кое-где были, так что механизация грузоперевозок уже начиналась. А вот вся механизация  сельскохозяйственных работ заключалась в агрегатах с конным приводом - сеялках, косилках, жатках-лобогрейках, молотилках и крупорушках. По сравнению с ручным трудом эти машины тоже были очень производительны и иметь их в хозяйстве считалось большой удачей. Они были достаточно сложны в устройстве и при поломке с ремонтом всегда бывали проблемы - не в каждом колхозе были свои мастера, умеющие обращаться с металлом. Они были еще и опасны в работе - многие тогда получали травмы. Например, председатель нашего райисполкома Ахметзян Бадамшин, работавший в сороковые годы, не имел руки, которую ему в молодости отняли после травмы, полученной при работе с одним из агрегатов. А первый директор Камеевской ГЭС Павел Швецов остался почти без ступни, которая во время работы молотилки тоже ненароком попала в агрегат, когда он, еще подростком, начал работать в колхозе в тридцатые годы. О своих же тракторах в первых колхозах и не мечтали. Не было ни ремонтной базы, ни специалистов, ни денег на их приобретение. И МТС тогда были единственной возможностью механизировать село, поставить его на индустриальные рельсы. Денег для этого государство не жалело. Ведь в те годы МТС не только выполняли механизированные работы в колхозах и ремонт техники, но и вели работу по обучению колхозников. Проводились курсы учетчиков, трактористов, бригадиров полеводческих и кормодобывающих бригад, яровизаторов и протравливателей семян, сушильщиков зерна. Занимались в МТС и идеологической работой, для чего в них были созданы политотделы, даже свои газеты издавали. Начальником политотдела Мишкинской МТС был Николай Козе – человек в то время в округе очень известный и влиятельный. Да и как могло быть иначе - машинно-тракторная станция являлось тогда центром всей сельской жизни для десятков окрестных деревень, все вращалось вокруг нее, никакие вопросы без участия руководства МТС не решались.
   Уже со второй половины тридцатых годов по стране был брошен клич - "Женщины - на трактор!" Кто тогда не слышал про Пашу Ангелину, знаменитую трактористку, бригадира женской тракторной бригады, ставившей рекорд за рекордом? Она стала примером для тысяч молодых девушек, всеми правдами и неправдами стремящихся попасть на курсы обучения тракторному делу. А почему государству было нужно, чтобы трактор освоили женщины, разве на селе было мало мужчин, желавших сесть за руль колесного СХТЗ или рычаги гусеничного ЧТЗ "Сталинца"? Нет, их было достаточно, профессия тракториста была очень престижной и гораздо более оплачиваемой, чем рядового колхозника. Это было новое интересное дело, освоить которое стремились многие. Но руководство страны уже тогда прекрасно понимало - скоро война! Мужчины сменят тракторы на танки, а кто сменит их, кто сядет за рули и рычаги тракторов, которых к началу сороковых годов в сельском хозяйстве страны было уже более полумиллиона? Только женщины! Вот поэтому и не сходил с предвоенных газет портрет Паши Ангелиной и таких же, не менее известных, героинь колхозных полей, вот поэтому снимали фильмы про трактористок, звучали из всех радиодинамиков песни про их героический и такой нужный стране труд. И результат был - тысячи, десятки тысяч молодых девушек освоили профессию тракториста и водителя грузовика. И именно они потом, в первые месяцы войны, заменили в МТС ушедших на фронт мужчин, именно они, получившие довоенный опыт работы, стали бригадирами и звеньевыми женских тракторных бригад - а других в военные годы в МТС не было - именно они стали "костяком" машинно-тракторных станций, на которых держались и полевые работы, и ремонт техники, и обучение курсантов. Именно трактористки первого довоенного призыва стали самыми востребованными в работе в военные годы, лучшими специалистами, имевшие уже и опыт, и знания, выбравшие свою профессию добровольно, полюбившие ее, обучившиеся ей в свое время с интересом и желанием - и обучавшихся досконально, длительное время, многие месяцы, обучаемые квалифицированными специалистами.
   А у тех девушек и молодых женщин, кто сел на трактор впервые уже в военные годы, никто желания не спрашивал - выбор за них сделала война и руководство. Хочу-не хочу - таких понятий не было. Раз надо - значит должна! Ускоренные курсы обучения - иногда всего в две недели - и на поля! Сменщица - такая же неопытная, боящаяся трактора, девчонка, с которой еще вчера вместе сидели за партой, мальчишка-плугарь - "оператор" прицепного плуга, поднимающий корпуса плуга на поворотах - и наряд на вспашку зяби! На ночь звено работающих увеличивалось еще на одного человека, тоже, в основном, женщину. Трактора не имели фар, так что все освещение - а техника работала круглосуточно - только керосиновый фонарь, который несли в паре метров впереди движущего трактора.
   Как они работали тогда, в войну, на тракторах, у которых не было даже кабины, чтобы укрыться от дождя или ветра, у которого все было из металла, вплоть до колес, штампованных сидений и руля - а это вовсе не мелочь, за какой руль держаться голыми руками. В летнюю жару на сенокосе он становился нестерпимо горячим от жаркого солнца, почти обжигал, а осенними промозглыми ночами на вспашке полей после уборки урожая наоборот, руки немели от холода. А что стоило только завести трактор? Не зря ведь аббревиатуру "СХТЗ" расшифровывали так - "Сама хрен трактор заведешь". Вот как вспоминала об этом много лет спустя Унави Апсаликова из Рефандов, в 1942 году окончившая курсы трактористок при Мишкинском МТС и проработавшая потом на колесном тракторе до 1949 года: "Трактор заводился рукояткой, тут сила нужна и сноровка. Одной никак нельзя завести трактор. Мы привязывали к рукоятке веревку и тянули за нее сразу несколько человек. Иногда долго трактор не заводился..." Вместе с Унави Апсаликовой прошли обучение в МТС и другие рефандинские девушки - Аймелык Яркиева, Салима Айгишева, Дарья Ижбулатова. "Допотопная была техника, - вспоминала впоследствии Дарья Ижбулатова, - каждый день после работы делали перетяжку шатунных крышек, все время воду доливали в радиатор, если что сломалось в поле, приходилось пешком в МТС за запчастями ходить, очень было трудно..."
   Да, даже для того, военного поколения, которое видело и голод, и холод, и торф, и лесоповал, и непосильную работу от зари до зари без праздников и выходных - это было трудно. Нашему же поколению представить работу в таких условиях и вовсе невозможно. С ранней весны работа в поле - весновспашка, боронование и культивация зяби, посев зерновых, летом - сенокос, затем уборка, потом вспашка зяби, обмолот на стационарных молотилках. При работе с прицепными комбайнами ("Сталинец-1" и "Сталинец-6") иногда в ночное время от комбайна к трактору протягивали веревку, за которую машинист комбайна дергал, если видел, что трактористка заснула за рулем - второй конец веревки был привязан к ее руке. Бывало, что засыпали оба, всякое бывало, вплоть до несчастных случаев. Немало было сломано рук и выбито зубов рукояткой трактора при его заводке. А эта ежедневная перетяжка крышек шатунов? Слить масло, снять поддон, расшплинтовать и затянуть болты, вновь поставить поддон на место - и все это лежа на земле под трактором, в любую погоду и время суток, уже после рабочей смены, уставшей, голодной, промокшей и продрогшей, перемазанной капающем сверху на лицо горячим машинным маслом? А ночная осенняя пахота под накрапывающим дождем и продувающим насквозь холодном ветре при тусклом свете керосинового фонаря, который несет перед трактором спотыкающаяся на каждом шагу от усталости женщина или подросток? А зимний ремонт трактора в холодной мастерской, когда только от мыслей притронуться к промерзшему насквозь металлу - уже берет оторопь? Когда головки не откручивающихся болтов, которыми крепились грунтозацепы к ободам колес, приходится срубать зубилом - а ведь того инструмента, что имеем для работы с металлом сейчас мы - просто не было. Зубила, рашпили и напильники, ножовки по металлу, ручные коловороты, молотки и кувалды - это не "болгарки" с десятком разномастных дисков для любой работы, не компрессор с пневмонасадками, не дрели с различной степенью твердости сверлами!
   Да, "было работано", как говаривала одна моя знакомая, тоже в войну пережившая много - и лесоповал в Караидели, и торфяные заготовки, с которых она сбежала и месяц скрывалась у матери на чердаке дома - но которая больше всех жалела именно своих подруг-трактористок, у одной из которых в первый же рабочий день рукояткой трактора выбило три передних зуба, а на ногу второй упало заднее колесо трактора, сделав ее хромой на оставшуюся жизнь. "А ты бы видел их руки, - говорила она, - пальцы не круглые были, а как граненые от мозолей. Меня тоже председатель хотел на курсы в МТС отправить, да наряд на лесозаготовки пришел, туда и поехала..."
   Машинно-тракторные станции просуществовали четверть века, до конца пятидесятых годов. На базе нашей Мишкинской МТС возник в 1957 году совхоз "Мишкинский", который впоследствии, в 1965 году, разделился - так возник совхоз "Рефандинский". Затем появился еще один небольшой совхоз - "Заря", на базе которого потом, уже в постсоветское время, был организован наш агроколледж...
   ...Сменилась многое - да почти все. Сменилась и техника. Глядя сейчас на огромные "John Deere", "Holland Tractors" или отечественные «Кировцы» серии К-9000 трудно представить, что всего сто лет назад обыкновенный конный железный плуг был далеко не в каждом крестьянском хозяйстве, конные грабли или молотилки были верхом механизации, а до первого трактора "Фордзон", который проложил первую борозду в долине Второго Иняка на полях коммуны "У илыш", положив этим в наших краях начало зарождающейся "сельскохозяйственной мотокультуры" - еще было целых пять лет...

Геннадий Легостаев
Из книги "Мишкинские рассказы", том первый, 2021 год.


Рецензии
Познавательная,в увлекательной художественной канве статья, о развитии механизации сельского хозяйства в нашей стране.
" "оператор" прицепного плуга, поднимающий корпуса плуга на поворотах - и наряд на вспашку зяби!"
Этой строкой, характеризует автор распространенную в те времена,в сельском хозяйстве специальность прицепщик.
В конце пятидесятых, в студенческие годы,на сельхоз-работах, перед призывом в армию,пришлось поработать "оператором" прицепного плуга.
С уважением,

Радиомир Уткин   22.03.2022 11:15     Заявить о нарушении