Лошадь в конкуре. Четыре невстречи с Высоцким
Всего лишь минуточку. Объясню почему я снова говорю о себе «любимой» Не из желания похвастаться. Просто жанр триптиха требует единства цели, пространства и соединяющего всё это действующего лица. Оправдалась? Идём дальше.
В школе я ещё училась. Один милый мальчик, желая мне понравиться , совершил практически невозможное – достал билеты в гремящий славой театр на Таганке. По тем временам это можно было считать подвигом. Провести всю ночь в дикой очереди, чтобы вручить билет девчонке в девятый ряд, на место рядом с проходом, откуда весь спектакль вёл сам Юрий Любимов. В его руках - маленький фонарик. Толщиной с ниточку лучик света соединял его со сценой и артистами. Особый шифр режиссуры. Спектакль назывался «Товарищ, верь». На сцене пять Пушкиных. Совсем разных, даже особо не гримированных под поэта. Пять личностей. Не одинаковых по настроению и характеру. Все талантливые и великие. Но особо запомнился один. Тоже особый и великий – ПОЭТ. Только слегка растерянный, ведомый ревностью и обидой, желанием отмщения, боязнью потерять любовь. Ох, как он был прекрасен в этой роли – Владимир Высоцкий! Сколько раз я пыталась ещё попасть на этот спектакль! Попала, но Высоцкого заменил уже кто-то другой. Не помню кто. Простите.
Позже Никита Любимов, сын режиссёра, подрабатывавший в нашей редакции, объяснил, что Владимир Семёнович сам оставил эту роль, сыграв лишь пару спектаклей. Почему? Кто знает. Мы – нет. Но для меня это была встреча с великим актёром.
И ещё один эпизод, запавший в память. Один из руководителей ГОСТЕЛЕРАДИО росчерком пера переселил весь Радиокомитет из привычной, уютной Пятницкой на жестокое, плохо к тому времени для работы и жизни оборудованное новое здание в Останкино. Строители умудрились перепутать с какой стороны должен быть главный вход. Стены, пол и потолок между кабинетами были опоясаны электрическими проводами до такой степени, что уже через час каждому из нас, загнанному в кабинеты, казалось, что это самое электричество гудит в головах, ногах и даже в сердце. Единственной радостью оказался монитор, стоявший в моей комнате. Он не надоевшие «Вести» показывал, не долгие многосерийки. Он был связан с одной из телевизионных студий, готовящих к выпуску новые телепрограммы. Нажимаю кнопку… Бац! А на экране – Владимир Высоцкий. Да какой! Весь наглаженный, в свежайшей рубашке, при аккуратном гриме. В руках неизменная гитара. Тот, чьими песнями была наполнена страна, впервые получил право на сольный концерт с экранов телевизоров. Почти каждая песня прерывается голосом режиссёра; «Здесь помягче, не так напористо. Здесь ещё больше эмоций. Здесь ещё и ещё…» Высоцкий, конечно же, в струнку не вытягивается. Но он так деликатен… «Не беспокойтесь, всё сделаю, как Вы считаете нужным». И опять: «Не беспокойтесь» и опять, и опять. Ему так хотелось получить всеСССРовскую аудиторию слушателей и зрителей! Так хотелось, что готов был стать послушным всем указаниям свыше. Понять его было можно. Но именно таким я узнала ещё одного Высоцкого.
Вы устали? Потерпите? Ведь я готова рассказывать ещё и ещё, тоже имеющее прямое отношение к Владимиру Семёновичу.
Снова по указанию «всевышних», простым журналистам вести в эфире свои же программы было не велено. Вы, мол, журналюги, пишите свой текст, а прочитают его с профессиональным задором артисты. Хорошо хоть в наших рядах оказались отличные ребята. Клянусь. Лично я, например, никогда не имела никаких претензий к Алине Покровской (героине фильма «Офицеры»). которой часто приходилось у микрофона меня изображать. Просто обидно было : у самой – то меня, считай, тоже актёрское образование, только без диплома. Ладно, потом всё уладилось. А актёры товарищами остались. А среди них вечно юный замечательный Севочка Абдулов. Бегу как-то по коридору, навстречу мне Севочка. Нос к носу сталкиваемся.
- Ты куда-то спешишь?
- Да нет, кажется.
- Хочешь, пойдём вместе к моему лучшему другу в гости. Познакомишься.
- К Высоцкому!?! Я же знаю – именно он твой лучший друг!
Конечно же, пошли, точнее, поехали на Грузинскую. У Севочки свой ключ. А у остальных? Как эта орава попала сюда? Ощущение того, что именно они, эти несколько десятков человек живут здесь. Кто-то чайком балуется, кто-то анекдоты чешет. А где хозяин? Я с непониманием смотрю на Севу.
- Он любит, когда его ждут. Может прийти поздно, а потом до утра петь им. Сам ведь от усталости с ног валится, но гостям рад. Поёт им с удовольствием.
Раздался телефонный звонок. Расстроенный Сева сообщает, что звонил Высоцкий. Вернётся только утром.
- И ты будешь его ждать!?!
- Да нет, идём, я провожу тебя домой. Только не сердись. Я хотел как лучше.
Подобная история повторилась через месяц. Очередная толпа народа и не явившийся хозяин. Будем считать, что две из обещанных четырёх «невстреч» промелькнули.
Зато две из оставшихся были несколько интересней.
Подходило к концу моё дежурство в эфире. Вот-вот должен был появиться приглашенный депутат Госдумы. Только нет его и нет. Вижу через стекло, что звукооператор разговаривает с кем-то по телефону. Сообщает понуро, что гость не приедет, заседание никак не закончится. А что же делать мне? Полчаса свободного эфира. Ладно, пусть радиослушатели заказывают свои любимые песни. Они это любят. Вдруг открывается дверь студии и Севочка Абдулов вталкивает в неё какую-то даму. Торопливо сообщает как её зовут и то, что она первая жена Высоцкого. Спросить сколько у него вообще было жён , не успеваю. Заканчивается музыка. Понимаю, что к разговору совсем не готова. Надо быть честной. Здравствуйте, - говорю я, - Изя Константиновна.
- Меня зовут Иза, Изольдя. Но многие, как Вы, ошибаются.
- Но то. что Вы самая первая жена Владимира Семёновича, я не ошиблась? А раз так, расскажите, как с ним познакомились.
- Мы учились вместе – в Школе-студии МХАТ. Для меня это было безумно серьёзно. Для него – как подпитка таланту. Он давно своей задачей ставил быть признанным, а я – как цыплёнок жареный.
Достаёт из сумки фотографию. Милое, симпатичное лицо.
- Вы и сегодня выглядите славно,- я откровенно льщу. Она прекрасно это понимает. – Уверена, что он был безумно в Вас влюблён.
- Нет, он принимал меня просто как верного друга, а влюблена была я. Такого, как он, не любить было невозможно. Казалось даже, что при среднем своём росте он на две головы выше всех нас. Таким огромным был талант. И судьба помогла, направив в истинно его театр на Таганке. Я же получила распределение на периферию. Мы уже расходились к тому времени. Только пять лет были вместе.
- Перечень городов и театров, где Вы работали, кажется бесконечным. В чём причина? Отсутствие ролей, не совпадение с труппой, желание найти себя?
- Всего понемножку.
- Но Вы же Народная артистка России!
- Согласитесь, в Москве такого я бы не достигла. А в Нижнем Тагиле с этим было проще.
Ох, как долго мы говорили! Едва отведённого получаса хватило. О любви и дружбе, о творчестве, об изменах и верности, о памяти, которая жива вместе с нами. Очень понравилась мне эта женщина – Иза Константиновна Высоцкая. А Владимира Семёновича уже не было на этой земле. Кстати, и первой его жены тоже теперь нет с нами. Последняя её трагедия – сын узнал о смерти мамы только из СМИ. Об этом мы говорить, как сами понимаете, не могли.
И ещё одна, самая неожиданная невстреча. Опять эфир. Сообщение: «Париж заказал пять минут разговора с Москвой».
- Но я никого не заказывала.
- Это вызов Парижа. На связи Марина Влади.
Кажется, начинаю понимать. Во Франции бывала несколько раз. Естественно, появились какие-то знакомства. Однажды Николя, по уши погрязший в политике и мечтающий построить социализм с человеческим лицом в своей стране, спросил – с кем я хочу встретиться для интервью? Мне бы сказать с мадам Марин Ле Пен, чрезвычайно популярной личностью в период президентских выборов. Хоть узнать, как чувствует себя французская женщина такого высокого полёта. Я же ляпнула: «С Мариной Влади!»
Здороваемся, получаю приветы от Николя, спрашиваем друг друга, как дела. И там, и там дела в тот период идут вполне положительно. А часы тикают.
Марина: «Я знаю цену времени в эфире. Могу просто напеть песню, которую Володя посвятил мне. Поёт. А я (признаюсь честно) никогда этой песни не слышала. Есть в ней такие слова: «Пришла к нему под белое крыло и встала рядом белая мадонна». Целых пятнадцать лет стояла рядом . Согласитесь, слова прекрасные , но я до сих пор не уверена, что эта песня - самая лучшая, из того, что написал Высоцкий. Прощаемся, желаем добра друг другу и нашим странам. Париж отключён, но тут внедряется по телефону девчонка, работавшая на Главпочтамте: « Я слышала ваш разговор ни о чём. Ты даже не спросила Марину о главном – почему она стала коммунисткой?»
- Да потому просто, что у женщины, любимой Высоцким, надо о любви спрашивать. А времени ни на что не хватило.
Так и получается в нашей жизни – на главное нет никакого времени. Но о НЕВСТРЕЧАХ с глубоко чтимым мною Владимиром Семёновичем Высоцким рассказать мне очень хотелось. И время, и место, и читатели (надеюсь) нашлись. Всем спасибо.
Продолжение следует. ЛОШАДЬ В КОНКУРЕ,триптих. Часть третья.«ПРИЯТЕЛЬ ЖЕНЯ МАРТЫНОВ».
Свидетельство о публикации №222030700307
Нина Седова 3 28.07.2022 21:18 Заявить о нарушении
Алла Слонимерова 06.08.2022 16:56 Заявить о нарушении