Опыт вводной статьи к лекциям Анатолия Вассермана

Данная статья была озаглавлена мною "К историческим основаниям новейших курсов по сильному — системному и критическому — мышлению". Она опубликована в книге: Вассерман А.А. Конспект новых лекций по дисциплине «Основы системного и критического мышления» / Вступ. ст. Д.А. Гаврилова / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. — М.: Издатель Воробьёв А.В., 2022. ISBN 978–5–93883–472–9 (книга после печатного издания теперь находится в свободном распространении, её легко найти по полному названию в виде pdf).

Из-за особенностей здешнего редактора пришлось все постраничные ссылки, которые обычно меленько-меленько внизу, вставить в скобках по контексту. Итак...


В осеннем семестре учебного 2021/2022 года на факультете комплексной безопасности топливно-энергетического комплекса Губкинского университета нами была апробирована новая учебная дисциплина «Основы системного и критического мышления». Для её освоения коллективом авторов был подготовлен специальный учебник, который ушёл в печать весной 2021 года (Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В. и др. Системное и критическое мышление / Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В., Ёлкин С.В., Юшин А.О. / Под общ. ред. А.А. Вассермана; составители: Д.А. Гаврилов, А.В. Воробьёв / Факультет комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2021).

Материал четырёх непосредственно учебных модулей предваряли избранные лекции Анатолия Александровича Вассермана прошлых лет, которые исполняли роль установочных и логично скрепляли большие по содержанию блоки дисциплины воедино.
Далеко не все нынешние первокурсники могут без предварительной подготовки, да и в силу не слишком широкой эрудиции в сравнении с советскими старшеклассниками, воспринять то, что кажется авторам само собой разумеющимся, или то, что требует хотя бы некоторых умственных усилий и временных затрат. Вот в этой связи Анатолий Александрович Вассерман и записал в период «ковидных ограничений» и для дистанционных пользователей облегчённую видео версию установочных лекций. Он ни разу не повторился по форме, но сохранил суть, ранее уже изложенного им, с тем, чтобы непонятные моменты можно было бы прослушать заново и вникнуть в смысл сказанного не для красного словца, а только ради блага самих же учащихся.

Эти лекции планируются к изданию в новом томе «Системного и критического мышления», но работа над ним ещё продолжается, а далеко не все предпочитают быть зрителями и слушателями, желая оставаться читателями, что полезнее, поэтому предварительно и увидел свет настоящий сборник.

Дисциплина сложилась в результате многолетней творческой и научно-исследовательской работы. Системное начало которой положили: с одной стороны — интеллектуальная деятельность Анатолия Александровича Вассермана и канд. филос. наук Нурали Нурисламовича Латыпова, известная мне не понаслышке с 1990-х, с другой стороны — научные труды канд. физ.-мат. наук Валентина Викторовича Куликова и канд. физ.-мат. наук Сергея Владимировича Ёлкина по трансляции научных знаний между различными предметными областями в силу господства именно общих закономерностей, именуемых универсалиями или суперсимметриями, начиная с 1980-х годов. Волею судеб мне довелось стать связующим звеном между всеми старшими коллегами, эффективно участвовать в обеих творческих группах, в первой — с 1994 года, во второй — с 1986 года (Латыпов Н.Н. Минута на размышление. Основы интеллектуального тренинга. СПб.: Питер, 2005; Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А. Нелинейные решения для опережающего развития. К возрождению традиций отечественной инженерии // СТЕК. Система транспортных евразийских коридоров. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. С. 544–548; Куликов В.В., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Универсальный межзвёздный язык диал как средство научного общения и производства открытий: Докл. на XXV Чтениях, посвящённых разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Симпозиум «Проблемы поиска жизни во Вселенной». Калуга, 12.09.1990; Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык Диал как средство междисциплинарного общения и интенсификации изобретательской деятельности // Ильенковские чтения. Международная научная конференция 18–20 февраля 1999. Тезисы выступлений / Под ред. докт. филос. наук, проф. Лобастова Г.В. М.; Зеленоград: МГИДА, Московский комитет образования, 1999. 310 с. С. 303–307; Ёлкин С.В., Куликов В.В., Максимов В.Ю. и др. Основы методологии трансляции знаний между различными предметными областями // Препринт ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, 2006. № 73, 32 с; Ёлкин С.В., Куликов В.В. Универсализация знаний и Диал как язык-посредник междисциплинарного обмена // Материалы 9-го научно-практического семинара «Новые информационные технологии в автоматизированных системах». М.: МГИЭМ, 2006. C. 160–166; Куликов В.В., Ёлкин С.В. О возможности трансляции знаний между различными предметными областям // НТИ. Серия 1. 2007. №2. С. 33–39)

Поэтому я в полной мере представляю, как складывался сперва наш факультативный курс «Инженерно-техническое творчество в нефтегазовой отрасли» при поддержке докт. техн. наук Николая Николаевича Карнаухова в группе компании «ЛУКОЙЛ» в 2012–2014 годах, предназначенный для молодых работников и специалистов (Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / Под ред. А.А. Вассермана. М.: Астрель, 2012; Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Турбулентное мышление. Зарядка для интеллекта / Под ред. А.А. Вассермана. М.: АСТ, 2013; Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерно-техническое творчество в нефтегазовой отрасли. Избранные лекции курса и сборник задач. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014).

Я прожил день за днём затем и экспериментальный курс «Начала сильного мышления», апробированный в 2018–2021 гг. на факультете комплексной безопасности по инициативе его декана, докт. техн. наук Сергея Николаевича Гриняева и при моральной поддержке тех же прославленных Знатоков, Анатолия Вассермана и Нурали Латыпова (Гаврилов Д.А. Из практики экспериментальных курсов по началам сильного мышления // PHILOSOPHIA. 2020. #2 (10) / Фонд содействия технологиям XXI века. М., 2020. С. 202–234. ISSN 2713-248X; Гаврилов Д.А. Об итогах экспериментального курса по началам сильного мышления: февраль–июнь 2021 // PHILOSOPHIA. 2021. #1 (11) / Фонд содействия технологиям XXI века. М., 2020. С. 149–155. ISSN 2713-248X).

И наконец, мне приятно, что многолетняя работа многих участников нашей команды на поприще развития навыков сильного мышления  воплотилась в модули полноценной учебной дисциплины: развитие творческого воображения, эвристика, элементы классической ТРИЗ и, наконец, введение в диалектику и теорию симметрии погружением в среду универсального языка-транслятора и классификатора научных и творческих идей Диал (Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. С. 12–14. См. также. Гриняев С.Н. Об интеллектуальной роли фантастики и её практической пользе // Гаврилов Д.А. Реестр фантастических идей. Избранные тематики. Практическое пособие курса «Начала сильного мышления» / Ред. А.В. Воробьёв и С.Н. Гриняев; вступ. ст. Ю.А. Никитина и С.Н. Гриняева; сост. Д.А. Гаврилов [и др.] / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2019. 200 с. C. 3–5; Гриняев С.Н. О новом сборнике эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления» // Юшин А.О. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 2 / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2020. С. 4–7; Гаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 1 / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2017; Ёлкин С.В., Куликов В.В., Максимов В.Ю. и др. Принципы симметрии в синтаксисе языка трансляции знаний // НТИ. Серия 2. 2010. № 6. С. 1–13; Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 2: Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018; Куликов В.В., Гаврилов Д.А. Великая симметрия Космоса. М.: Вече, 2021).

Не стал отягощать текст развёрнутыми названиями и дополнительными описаниями, поскольку это уже факты и подробности, не столь необходимые для запоминания, в отличие от общих закономерностей.

Как вроде бы говорил ещё Альберт Эйнштейн Томасу Эдисону: «Это можно посмотреть в справочнике». Правда, в наш век цифровизации пресловутый Интернет многим заменяет тот самый справочник, и многие подходят к пользованию им, не имея понятия о критериях истинности, достоверности источников, методологии исследовательского процесса, воспроизведения опыта и так далее, в отличие от упомянутого Эйнштейна.

По тематике сильного мышления у нас с коллегами, как видно, издано немало, и это вершина айсберга. Так что было бы правильным в случае интереса работать именно с печатными изданиями, прошедшими большинство необходимых этапов перед публикацией от коррекции и рецензирования до технической и научной редакции, а не с какими-то «слитыми» в сеть обломками того, что в интеллектуальном обществе принято считать за книгу. Особо хотелось бы обратить внимание на список изданного непосредственно за авторством Анатолия Александровича Вассермана, далеко не самый полный, но всё-таки это уже кое-что!

Одна из задач этих лекций, где мы полностью сохранили и самобытность авторского стиля, ограничившись несколькими постраничными сносками, как и самой дисциплины, обратить внимание молодых людей на всю неоднозначность потоков информации и то, как в выгодном русле развернув их, недоброжелатели могут угрожать безопасности не только предприятий ТЭК, но и всей страны.

Сказанное автором лекций носит не только образовательный, но и воспитательный характер.

Гаврилов Дмитрий Анатольевич
член Союза писателей России и МГО Союза писателей России,
методолог, ассистент кафедры управления безопасностью
сложных систем факультета комплексной безопасности ТЭК
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина


Рецензии
Уважаемый Дмитрий Анатольевич Гаврилов!
Приятно было узнать, что есть такая большая группа людей, которая разрабатывает «Начала сильного мышления».

Правда, должен сказать, что не сразу удалось найти определение этих начал сильного мышления, которые как оказалось являются давно известной эвристикой. Это обидно мне как физику. Стал автором теории всего и не знаю, было мое мышление сильным или слабым.

Или другой аспект. Я всегда считал, что каждая задача решается средствами какой-либо науки. А Вы и Ваша группа придерживается коммунистического лозунга развития творческой личности Альтшуллера.

Вот в первых главах моей книги я рассказываю о трёхсотлетней истории создания теории всего. Включая тот аспект, что и сами физики в последние 100 лет начали "пропаганду поиска математической формулы постоянной тонкой структуры".

Ну, и что? Я оказался последним участником поиска только потому, что 20 лет до этого занимался проектированием ядерных реакторов и смог распознать в полученных уравнениях уравнения термоядерных реакторов.

Поэтому, по моему мнению, никакого специального типа мышления нет. За 60 лет общения с физиками я в этом убедился.

Александр Рыбников   29.01.2023 01:07     Заявить о нарушении
Я не являюсь сторонником ТРИЗ и Генриха Альтшуллера (Альтова), хотя его и первых его сподвижников я уважаю. У меня есть авторский курс, не имеющий касательства ни к древней эвристике, от Платона до Уильяма Гордона, поднявшего её в своей синектике на существенную высоту, ни к так называемой ТРИЗ, противной в её нынешнем виде примочек ++ к альтруистической советской классике. Я один из трёх... из двух оставшихся в живых советских разработчиков языка-транслятора и классификатора научных знаний Диал, мои коллеги по языку - физики-ядерщики, специалисты в области фундаментальной физики. И язык Диал был нами разработан в начале 1980-х для решения проблем в области физики "квантовой", проблемы сверхдвижения во Вселенной - овердрайва. А "начала сильного мышления" - это для тех, кого уже пропускали через крестики и нолики ЕГЭ. Я не рассматриваю ни эвристику, ни, тем более ТРИЗ, в качестве серьёзной альтернативы Диалу, но пользуюсь разработками в области синектики именно Уильяма Гордона. Если Вас, как физика, интересует сказанное мной, ведь Диал разработан на грани Гегелевской диалектики и теории суперсимметрии, в свободном доступе моя книга с основоположником Диала - Валентином Викторовичем Куликовым - "Великая симметрия космоса". Она вышла пару лет назад в издательстве "Вече".

Дмитрий Гаврилов   29.01.2023 01:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий Гаврилов!

Я большой любитель Гегеля.
Если бы Вы поинтересовались формулой 11.1 в главе "Света ещё нет...", то без особых проблем увидели бы, что она и выражает в математической форме все три закона диалектики. Она же формулирует все временные фундаментальные взаимодействия.

Возможно, что мне трудно понять Вас, после создания теории всего, которая точно не от мира сего. Зачем нужен язык, если есть квантовая физика? Исходя из аксиомы существования (формула 3.2 в главе "Санкт-Петербург — родина теории всего") я и получил теорию всего. Все реальные проблемы физики закрыты на десятилетия.

Хотя скучать не придётся. Физикам предстоит избавиться от наслоений борьбы различных школ и прийти к единому мнению.

К сожалению, я сейчас даже не помню, слышал ли я про Диал? Я в начале 1980-х успешно решил проблему искусственного интеллекта.

А после украинской диверсии на ЧАЭС пришлось уехать, поскольку всё финансирование в нашем министерстве пошло только на устранение последствий.

Александр Рыбников   29.01.2023 02:40   Заявить о нарушении