Бусинки мои. Гастролёры. Часть 1. Д. Покрасс

Фото Дмитрий Покрасс из интернета в свободном доступе.

                Уже больше недели голова забита событиями на Украине и всем, что с ними связано. Написал миниатюру «Едут наши казаки», и непроизвольно целый день в голове звучала песня про Донских казаков Дмитрия и Даниила  Покрассов и Цезаря Солодаря.  Непроизвольно всплыли воспоминания о встрече с Дмитрием Покрассом в Воронеже.
                Тогда я учился, скорее всего, на третьем курсе мехфака Воронежского лесотехнического института (точно не помню). Это было замечательное время. Я занимался всем подряд. Спортом, музыкой… Любил воронежский музыкальный театр, ходил в филармонию и, конечно, не пропускал любых гастролёров. В порядке «чёса» многие эстрадные звёзды того времени работали не только в театре или филармонии, но часто и в институтах города. Вот о них хочу вам рассказать.
                Когда увидел афишу Дмитрия Покрасса в фойе института, не поверил глазам. Как это он залетел к нам? Лауреат Сталинской Премии, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР (Народного СССР ему присвоили позже, в 1975г.). А главное, Покрасс сражался в рядах легендарной 1-й Конной армии!
                По молодости и глупости я пошутил как-то во время приезда в отпуск мамы с моим отчимом Борисом Марковичем Герцештейн-Долиновым, который всю войну провоевал в кавалерии со своим конём Орликом. Я, посмеиваясь, рассказал ему, что самый смешной и короткий еврейский анекдот – это евреи- конники, он и Дмитрий Покрасс! Отчим обиделся насмерть, а мама «отчитала». Отчим не разговаривал со мной дня два. И поделом… дурак дураком, и шутка дурацкая!

                И вот Покрасс у нас в институте! Наше поколение помнит фильмы «Мы из Кроштадта», «Если завтра война», «Трактористы», музыку к которым написал Дмитрий Покрасс. А его брат Самуил в 1920 написал песню "Красная армия всех сильней", что, впрочем, не помешало ему позже эмигрировать в США.
                И, наконец, песня, благодаря которой появилась эта бусинка – «Казаки в Берлине».
                Уже одно то, что она появилась в знаменательный день 9 мая 1945 года, говорит о её значимости!
                Поэт и военный корреспондент Цезарь Солодарь в ночь с 8 на 9 мая присутствовал на историческом событии — подписании гитлеровским фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Утром он уехал по разрушенным улицам Берлина на аэродром и по дороге стал свидетелем эпизода, который и лёг в основу песни.                 «Утром Солодарь улетал в Москву. В самолёте, под впечатлением этого мимолётного, но символического эпизода, он написал в своём блокноте: «По берлинской мостовой кони шли на водопой...» и далее, почти-что не задумываясь, в поэтической форме описал увиденное. В Москве он сразу же отправился к композиторам братьям Покрасс, известным склонностью к «кавалерийской» тематике, и показал им своё сочинение.
                - Раз воспевается конница, мы (с братом) не можем не писать, - сказал Дмитрий Покрасс, - только нужен короткий, лихой припев!
                И тут же сам предложил такой текст: «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки». Так родилась последняя песня Великой Отечественной Войны – за один день! Песню впервые исполнил Иван Шмелёв.

                По берлинской мостовой
                Кони шли на водопой.
                Шли, потряхивая гривой, кони-дончаки.
                Распевает верховой:
                «Эх, ребята, не впервой
                Нам поить коней казацких из чужой реки!»
                Казаки! Казаки!
                Едут, едут по Берлину наши казаки.

                И вот я с приятелем, музыкантом из нашего эстрадно-хореографического ансамбля «Весна», трубачём Славкой Духаниным, сидим на концерте-встрече с Дмитрием Покрассом. Актовый зал заполнен битком, а он у нас один из самых больших в институтах города – рассчитан на шестьсот мест! В нём крутили кино, часто приезжали заезжие гастролёры, проходили смотры художественной самодеятельности и, конечно, все торжественные мероприятия.
                Покрасс приехал один. Это был очень подвижный, взрывной пожилой полный человек низкого роста, но с пружинистой молодой походкой, не  красивый, но очень обаятельный. Он мгновенно завладел залом. Рассказывал так увлекательно, что я забыл обо всём на свете, развесил уши и слушал, слушал… А начал он с того, что сыграл на рояле попурри из собственных произведений.

                Подскочил к роялю (именно подскочил, а не подошёл) и «забарабанил» с такой энергией, что заразил своей музыкой весь зал. Играл он великолепно:
                - Белая армия, чёрный барон, снова готовят нам царский трон, но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней, - запел он. Затем зазвучал марш Кавалеристов, а когда Покрасс запел:
                - Броня крепка и танки наши быстры, и наши люди мужеством полны. В строю стоят советские танкисты, своей великой Родины сыны, - зал встал, и загремели овации, а он, не обращая ни на кого внимания, продолжал уже другой марш, - артиллеристы, точней прицел! Разведчик зорок, наводчик смел! Врагу мы скажем нашей Родины не тронь, а то откроем сокрушительный огонь.
                Зал начал нестройно подпевать следующую песню:
                - По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год. Были сборы недолги, от Кубани и Волги мы коней поднимали в поход. - Вдруг взорвался мощный аккорд, и зазвучало :
                - Дан приказ – ему на запад, ей – в другую сторону. Уходили комсомольцы на Гражданскую войну.
                Эту песню пел уже весь зал, и мы со Славкой старались вовсю! Зал был завоёван.
                Потом Покрасс рассказывал… Он говорил так же эмоционально, как и играл. Рассказывал о детстве, братьях, учёбе в московской и киевской консерваториях. Отец Покрасса, Яков, был совладельцем продуктовой лавки в Киеве, но очень любил музыку и хорошо играл на скрипке, а Дмитрий и его братья, рано выучившись играть на музыкальных инструментах и желая поработать, играли, пели, отбивали чечётку на украинских, русских и еврейских свадьбах, праздничных вечеринках и других подобных мероприятиях, справляемых на окраинах Киева.
                Мне запомнился эпизод, как Дмитрий Покрасс по случаю аккомпонировал Фёдору Шаляпину. Не помню точно, но аккомпаниатор Шаляпина то ли внезапно заболел, то ли по каким-то другим причинам опоздал или вовсе не явился на концерт, и Шаляпину рекомендовали заменить его Дмитрием Покрассом, который находился за кулисами. Он очень волновался, просматривал ноты, и кто-то из шутников, коих в артистической среде всегда хватает, посоветовал ему «украсить» партитуру мелизмами, которые по рассказам очень любил Шаляпин.
                - И вот я, - рассказывал, Покрасс,  - послушал шутников и начал сыпать форшлаги, трели, морденты… А оказалось всё наоборот: Шаляпин терпеть этого не мог. Он любил строгий, академический аккомпанемент.
                - Когда закрылся занавес, - горестно рассказывал Покрасс, - бас бил меня ногами, а я вертелся мячиком.
                Я живо представил себе эту картину: здоровенный мужик – барин, Шаляпин во фраке, пинает маленького живчика Покрасса, который катается по сцене и скулит!

                В те времена я хоть и занимался, в основном, эстрадой и джазом, но был в музыке всеядным. Любил любую музыку. Оперу, романсы. А Дмитрий Покрасс с братом Даниилом писали чудные романсы. Их часто исполняли. «Стыдливая чайная роза» (Д. Покрасс и П. Герман) до сих пор один из любимых романсов, особенно в исполнении Нани Брегвадзе, а «Дни за днями катятся», «Всё, что было» – удивительная музыка! Я передал записку Покрассу, но он романсы не захотел играть. Любители романса, посмотрите в интернете. Сейчас всё можно найти и послушать – не пожалеете!
               
                Записок было много. В большинстве просили исполнить песни военных лет. «Если завтра война» – слова написал В. Лебедев-Кумач, «Три танкиста» с энтузиазмом спел с Покрассом весь зал, «На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят» и, конечно, «Казаки в Берлине»!

                Рассказывал он увлекательно, и слушали его охотно. Он здорово владел залом. Думаю, если бы он не был композитором и музыкантом, его конферанс пользовался бы огромным успехом.
                А закончил он выступление песней, которую весь зал пел стоя:
               
                Утро красит нежным светом
                Стены древнего Кремля,
                Просыпается с рассветом
                Вся Советская земля.

Эта песня братьев Покрасс на слова Лебедева-Кумача многие годы звучала у нас по радио ежедневно в утренние часы и по своему значению считалась второй после гимна.


Продолжение следует, а "рихтовал", как всегда мой друг В.Теняев


Рецензии
-Да, молодцы братья. Трагически закончилась жизнь троих. А вот Дмитрий - молодец. Талантливыми были братья: столько замечательной музыки, песен, романсов.
Спасибо, Вадим, за память.
Сегодня попса бездарная заполонила пространство, одурманивая головы. Безголосые фанерные трусы открывая рот, изображают пение. Конкурсы "голосов" погрязли в коррупции. Старые пердуны не дают дорогу талантам. Где они победители всех этих конкурсов? Единственно Анкудиновой повезло.
В связи с этим, очень нравятся сейчас передачи "Привет, Андрей!" Особенно последняя... столько эмоций...
Вот такие ассоциации вызвала у меня Ваша статья.
Вадим, всего самого хорошего.

Тамара Петровна Москалёва   14.03.2022 21:21     Заявить о нарушении
Спасибо, но это конечно не статья, а именно бусинка - воспоминание о том концерте. Не было бы воспоминания - не было бы и бусинки. Они мои личные. Кстати покатились они с вашей подачи! Продолжение этой бусинки будет о концерте в нашем институте Майи Кристалинсой. Думаю,, что через день выставлю, следующая о Горовце, с которым я немного гастролировал. Жалко не записывал, забыл детали...

Вадим Гарин   14.03.2022 23:51   Заявить о нарушении
-Горовец... дивный голос. Вам повезло, считаю, соприкоснуться с легендой. А статья... ну да, мемуарный очерк. Жанра "бусинки" нет в литературе. Это уж наши ласковые формы, как, "штрихи", или, скажем... "гариНки" (у Губермана "гарики"). Но "бусинки"... лучше в сто раз. Ласковее.

Тамара Петровна Москалёва   15.03.2022 04:23   Заявить о нарушении
Теперь будет жанр бусинок. Ко мне многие обращались с просьбой, как обозвать свои такие же воспоминания, хотя у меня это и не совсем воспоминания, вернее не только воспоминания. По моему я писал, что название я спёр у Катаева: Алмазный мой венок. Я твердил себе этот венок и понял, что алмазы - это как бусинки в ожирелье. Я не знаю, что за человек Горовец. С нами, музыкантами, он вёл себя очень отстранённо. Он был сам по себе, а мы сами по себе. Хотя это былсостав, собранный по случаю. А самого Горовца у нас знают плохо и немногие, хотя он и музыкант и композитор очень хороший. Может потому, что умотал в давно в Америку. Был в Израиле, но мой приятель контрабасист Сергей Мартынов - он тоже слинял в Америку писал мне, что у Горовца , по моему, в Нью-Йорке было открыто кафе, где он вроде бы пел там. Я забыл, да и не интересовался, а зря. Серёга мог многое о нём рассказать. Где он сейчас сам - не знаю. Мы вместе работали в ресторане и двое: он и бабрабаньщик Славка Уваров уехали в Америку. Со Славкой я, к тому же учился в одном классе в школе. Он был фанат Бадди Рича и писал ему письма. Не знаю отвечал ли тот ему. Но их обоих вытянул какой-то наш эмигрант саксофонист. Музыканты они оба были первоклассные. С Мартыновым мы начинали учиться в музучилище, но он не в пример мне его закончил.

Вадим Гарин   15.03.2022 11:11   Заявить о нарушении
-Интересно. Однако...

Сергей Борисович Мартынов: контрабасист, один из отечественных виртуозов-солистов.
1944г – родился, Владивосток;
1960-1962 – учился музыкальное училище (класс – контрабас), Воронеж; дебютировал в 1959 г. в оркестре студенческого клуба.
1992 – умер, Москва (48 лет)
А. Кролл, А. Пищиков, О.Лундстрем, Рычков, Ю. Генбачев

О Горовце и, тем более, про отъезд С Мартынова в Америку – ни слова.

http://persons-info.com/persons/MARTYNOV_Sergei_Borisovich
http://info-jazz.ru/community/jazzmen?action=show&id=412
--
Горовец - видела и слушала его живьём.
О нём знают и очень много пишут и в интернете, в т.ч. и здесь - на Прозе ру. и Стихи ру. Достаточно лишь вставить в поисковик его имя.

Эмиль ((Рахмиль) Яковлевич Горовец - советский, израильский и американский певец. (р.1923, Гайсин — ум.2001, Нью-Йорк)
В 1972 году навсегда покинул СССР.
Места проживания: СССР-Израиль-Америка-Израиль-Америка. Периодически - гастроли в СССР и во многих странах мира. Кстати, нигде в его биографии о Воронеже – ни слова!
Собственный ресторан в Манхеттене. Прогорел. Три женитьбы (со второй, Маргаритой Полонской, – 50 лет прожил). Работал на американском и русском радио с собственными программами радиоведущим, исполнителем.
Третья жена-вдова – Ирина Горовец пропагандирует его творчество. Не раз они вместе выступали на русском радио и ТВ (не раз лично я и смотрела, и слушала). Умер в Манхеттене. Похоронен в Н-Джерси рядом со второй женой. После его смерти третья жена – Ирина (прожил с ней 5 лет), как уже отметила, очень активно и бережно везде и всюду пропагандировала его творчество. Тоже и смотрела (по ТВ) и слушала по радио. К примеру, выступала и в программе Олега Нестерова «По волне моей памяти». Очень рекомендую!! http://vk.com/wall-88143709_38414
А в интернете - полным полно о нём.

Тамара Петровна Москалёва   15.03.2022 21:11   Заявить о нарушении
С вами всегда приятно иметь дело. Следствие ведут знатоки! А вы Тамара Петровна главный! Теперь по очереди вопросов: Сергей Мартынов не был в составе нашей ресторанной шараге, а подрабатывал. Нам басист был не нужен. У нас была отличная гитара - Эдик Ахтырский, который экстерном сдавал все экзамены в музучилище на хоровом отделении. Вот он и привёл Серёгу для исполнения композиций Эррола Гарнера, с которыми он хотел показаться в Москве. Гарнер играл в составе: контрабас и ударник, (работал щётками). Ахтырский был просто его фанатом, постоянно крутил записи на магнитофоне и писал многие его партитуры. Но у нас такого уровня клавишника естественно не было и ему играл наш "бугор" Юра Саликов. Поэтому он искал пианиста для своей задумки. Не знаю нашёл или нет. Я к тому времени уже уехал на долгую практику в Ростов. Что сказать о Мартынове в те времена... Мне казалось, что он был моложе меня. Не умел пить, пардон, водку не в пример всем лабухам. Быстро пьянел и был очень робок с "дамами". К нему специально "подводили" нашу официантку (не буду называть её) для просвещения. Его лучше знал наш бабрабанщик Славка Уваров, который сначала свинтил в Москву, а потом в Америку. Играл там в каком-то молодёжном джазовом коллективе. Мне о нём рассказывал Саша Долгов, работавший аранжировщиком у Лундстрема. Его я знал не плохо (меня с ним познакомил Слава Тергалинский - инспектор оркестра Магомаева). О том, что и Мартын слинял в Америку уже точно не помню, кто говорил. По моему тот же барабанщик Уваров. Рассказывал, что тот писал ему. А может я что-то перепутал - давно это было. Я за ним не следил. Поиграли немного вместе - вот и всё. О нём узнал из присланного вами резюме. Жалко, что умер молодым. Но таких я помню многих. Молодым "съиграл на коду" и трубач Макагонов (кончил Варшавскую консерваторию. Спился). У музыкантов была своя жизнь, малопонятная для других.

Вадим Гарин   16.03.2022 16:28   Заявить о нарушении
Теперь о Горовце. Не в пример вам, Тамара Петровна, в те времена мне он активно не нравился. Сейчас послушал с бОльшим удовольствием. Это и понятно: Горовец обладал приятным ласкающим тембром и академически поставленным голосом. Таких мы, лабухи , не любили. Я поработал в эстраде и джазе. А советская эстрада... Трошин, Кристалинская и др. Да я мог слушать Марка Бернеса часами, но не Горовца, хотя он пел современный репертуар. Другое дело Магомаев - но это совсем другой уровень! Но с ним я знаком не был. Горовец пел "А я шагаю по Москве", "Ты не печалься" "Макароны" и пр. Почему в инете или ещё где не отметилась его гастроли в Воронеже не знаю, да и зачем мне это? Скорее всего это была халтурная поездка. В те годы это обычная практика чёса бабла. Со мной всё просто: Запил его кларнетист и на сучке некому было играть. У него же не было серьёзного оркестра. Квартет и барабанщик без установки. Один чарльстон (даже не было тарелок). Был автобус - на нём мы и передвигались. Меня кто-то ему посоветовал, я уже не помню, но на концерте у нас в институте я не играл. Ажиотажа он не вызвал. Его спокойно воспринимали. Партии были не сложные. В Липецк я поехал с удовольствием. Там в пятидесятые работали мой отец и мать. А мы сначала объездили воронежские институты и ещё работали в доме отдыха Максима Горького - сейчас огромный кардиологический санаторий, а потом поехали в Липецк. Работали в Зелёном театре в Нижнем парке. Кстати сказать Горовец работал тогда под крышей липецкой филармонии. Я особо не удивился. Там же работали А. Пугачёва и менее известная В. Зайцева (по моему сопрано). Я это знаю по тому, что у администратора Горовца были свои билеты с шапкой липецкой филармонии. После Липецка к нему вернулся его кларнетист.
Что я могу сказать о Горовце со своей колокольни: Он был достаточно плотного телосложения, очень наглаженный, напомаженный, с галстуком или бабочкой. На пальце толстое золотое кольцо и здоровенный перстень. Больше всего любил одевать белый костюм, из кармашка выглядывал платок под цвет бабочки или галстука. Вообщем рафинированный. Держался от музыкантов обособленно, на репы не являлся и с нами не кирял. Детали смылись от времени. Вот пожалуй и всё. После моего вам ответа смысла писать о Горовце не вижу. Подумаю об Утёсове с Эдит - но он не опускался до институтов. Работал в театре и филармонии. Я был и там, и там. Он был знаком с моим отцом, переписывался с ним (его письма к отцу находятся в областном Адыгейском архиве)и я подошёл к нему в гримёрку, но он принял меня равнодушно. Вообщем подумаю, может и не стоит писать, так как кроме впечатления и попытки поговорить с ним ничего не случилось. У меня тем ещё хватает.

Вадим Гарин   16.03.2022 17:11   Заявить о нарушении
-Я вот, углубляясь в нашу беседу, думаю о том, что Судьба Вам уготовила другую дорогу, круто (может, и не совсем уж круто) повернув Вашу жизнь. А так... артист. Большой, небольшой. Скорее всего, спился бы, как большинство, увы (бабочки, сгоревшие в огне). И слава богу. Наверное.
Горовец. - Сладкоголосый красавчик. Мог петь баритоном (склоняли к этому педагоги). Пел тенором. 4 октавы. Кто-то любил (любит). Кто-то нет. Сладкоголосых, в бОльшей степени, вообще-то не любят музыканты. Не все его песни одинаково мне нравятся. И это нормально. Одни не любят "мяукающую" Толкунову (как считают), другие от неё - без ума.
Утёсов, Шульженко - не любить невозможно, так я думаю. Может, ошибаюсь, может, и их кто-то не любит. Они - сама душа, само сердце.
Напишите - будет интересно прочесть.


Тамара Петровна Москалёва   16.03.2022 19:14   Заявить о нарушении
Вот ведь пародокс: Толкунову я не любил, когда она была жива, а сейчас немного послушал и вроде бы хорошо. Я вам писал, что был у меня дружок (очень, ну очень сильно пьющий Слава Тергалинский) Он был инспектором оркестра Магомаева. Играл на всём. Даже на том, что просто скрипит! Магомаев ему помог с квартирой. Правда на окраине Москвы. Трое сыновей! Я часто у него останавливался. Он играл в Новом Арбате. (С Магомаевым было только 8 концертов в год). Так вот он одно время играл у Силантьева. Хорошо знал там обстановку и всем там руководила жена Силантьева, вплоть до найма музыкантов. Так он рассказывал, что Толкунова и Силантье были большие матерщинники (!) Силантьев ладно, но представить себе Толкунову с матом до сих пор никак не могу. Но и не верить Славке не могу. Он хоть и сильно пьющий, но не брехун.
А то, чтобы спиться... Не знаю, всё возможно. Я начал-то рано. Играл в кафе, будучи в 8 классе школы и там не пить было невозможно. Но видел очень много плохого. Я вот писал про Макагонова - трубача от Бога (Варшавская консерватория). Я встретил его в поезде. Он просил там милостыню. меня не узнал. Рожа была чёрной, облысел... А было ему в ту пору лет сорок. Наверное тоже уже ушёл на коду. Кто знает, может быть вы и правы - судьба меня хранила.
Вот поговорил с вами и вспомнил трагикомичную историю, как ансамбль Весна возвращался с гастролей. Именно из-за этой истории меня и выперли из училища и сняли с поездки в ГДР. Писать об этом позорно, но весело. наверное не стоит.

Вадим Гарин   16.03.2022 20:41   Заявить о нарушении
-Да, интересно! А почему, не стоит-то? Всё, что было с нами - прошло. Да и не прошло бы... Чем живее, тем и интереснее. Напишите!! И потом... бусинки на то и бусинки, что бывают очень маленькие, бывают и побольше (Я там у Людмилы в комме свои "три копейки" вставила насчёт слишком малых форм). Пишите. У Вас это хорошо получается!!

Тамара Петровна Москалёва   16.03.2022 20:54   Заявить о нарушении
Ладно, подумаю.

Вадим Гарин   16.03.2022 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.