Енисейск древняя столица Сибири. Глава 6

Глава 6  Коренное население Енисейского уезда

Мы уже говорили, что вторжение русских людей на территорию, хоть и не являющуюся суверенным государством, но, тем не менее, обитаемую, вызывало у коренных народов неоднозначное отношение. Некоторые народы в силу своей малочисленности, а потому более подверженные притеснению со стороны своих же собратьев из других племен, искали дружбы русских искренне и радостно, в надежде получить защиту от притеснений и угроз. К таким народам, скорее даже народностям, можно отнести малочисленные племена остяков, которые обитали на территории в том числе и Енисейского уезда, по берегам Кети и ее притокам, по реке Касу и ближе к Енисею на реке Кеми.
Несмотря на свою малочисленность, кето — а это правильное название остяков — представляли собой отдельный этнос, т. е. исторически сложившуюся общность людей, имеющих свой язык, обычаи и религию. Способом жизнеобеспечения и существования остяков в тот период времени была примитивная триада: собирательство, рыболовство и охота. Сельское хозяйство, кроме оленеводства и то крайне редко, вообще не существовало. Пищей им служили мясо, рыба, черемша, грибы, ягоды и кедровые орехи. Остяки с малолетства были приучены к выживанию в суровых климатических условиях, добыче пищи, огня, управлению оленями, хождению на лыжах и снегоступах. Могли из подручного материала изготовить жилье, лук и стрелы, соорудить нарты и заарканить оленя.
Жилище остяков представляло собой переносное конусное сооружение из жердей обтянутое либо оленьими шкурами, либо пластинами древесной коры. Конус служил дымовой трубой, так как внутри разводился костер, а на землю укладывался еловый лапник и покрывался сверху оленьими шкурами. Называлось такое жилье — чум.
Главными орудиями охоты  остяков,  прежде всего, был лук со стрелами и копье. Эти племена, будучи неагрессивными, редко воевали, но для самообороны использовали то же самые оружие, что и для охоты. Только в таких случаях, аборигены смазывали наконечники стрел и копья ядом, как правило, это был трупный яд.
Одежда остяков была грубая, из шкур диких животных, а позднее уже и из ткани, купленной у проезжих русских или китайских купцов.
Религии как таковой у этих племен не было. Каждое племя имело свое, только им известное божество. Такое поклонение называется «анимизм», т. е. одухотворение  всей природы. Они все делили на три составляющих этой веры: верхний мир, где они сами будут жить после смерти и где живут добрые духи, средний мир, где они живут сейчас, и нижний мир, где живут злые духи и куда попадать не следует.
***
 Вот что пишет Николаас Витсен, голландский политик, картограф, предприниматель, бургомистр Амстердама, автор книги о Сибири: «Этот народ, как и другие сибирские народности, очень несведущ в делах прошлого. У них нет исторических книг, и они с трудом могут рассказать или вспомнить о времени своей свободы и о том, как они попали под русское господство».
 О чем говорит этот бургомистр? Какие книги, да еще исторические?! Он что, с луны свалился? Люди живут в условиях первобытного строя! И вот дальше снова он: «Эти северные люди очень маленького роста, толсты и некрасивы, так что иноземцы при виде их пугаются. У них маленькие глаза, они широкие и короткоголовые — другими словами, похожи на самоедов. Они стреляют из лука очень хорошо, не едят ничего, кроме того, что добывают рыболовством и охотой. Если им нечего есть, то они съедают, как говорят, друг друга, и в особенности пленных. Родители едят своих детей. Они не носят бороды, голова у них спереди лысая». «У этого народа отвратительный обычай: они часто убивают своих стариков и людей, изнуренных трудом, потому что они более не способны работать и не могут ходить и грести. Либо они их бросают в воду и топят, либо сворачивают им шею, это делают дети со своими родителями». «Остяки много курят табака, но всегда утром и натощак. Они втягивают в себя дым и часто от этого теряют сознание».
Вот такую страшилку написал европейский дипломат, и это еще не все. Мне просто не хочется описывать весь этот бред и дикость, что он приводил в своей книге, описывая жизнь народов Севера. Это не характеристика народа, сделанная объективным и вменяемым путешественником, любознательным и честным исследователем. Это писал какой-то средневековый хам, мизантроп и ксенофоб, возомнивший себя сверхчеловеком и позволяющий себе критически говорить о физических особенностях людей. Кроме того, в этих выдержках, за исключением описания охоты и рыбалки, все вранье, причем умышленное и это пишет дипломат, бургомистр Амстердама, просвещенный европеец. Всего полгода он пробыл в России, причем только в Москве и Новгороде,  поболтав по пьяной лавочке с какими-то бродягами в кабаке он, на основании этого трепа  пишет оскорбительную книгу.
Я с возмущением воспринял переиздание этой книги на русском языке и презентацию в Санкт-Петербурге в 2011 году. Слава Богу, что вышла она ограниченным тиражом. А когда узнал, что некоторые умники разместили, этот бред, «сивого голландца» на сайте программы Ханты-Мансийского округа Югры, «Электронная Югра», был просто в шоке. Хорошо, что контент почти сразу же убрали, но осадок-то остался.
 Неужели представители российского ученого сообщества, пьющие  халявную водку на подобных, презентациях, не понимают, а с какой это стати голландское издательство, бесплатно, на русском языке, преподнесло эти книги России. Да еще и разместили  в интернете на сайте Югры, где коренное население и есть тот самый народ, про который так неуважительно пишет этот голландский «историк».
Коренные народы Сибири и Дальнего Востока — это народ большой Великой России, давно интегрированный в одну нацию — русскую. Какую исторически ценную информацию несет в себе  голландская бредятина? Сам он в Сибири не бывал, своими глазами ничего не видел, ему, видите ли, кто-то рассказывал, а тому — кто-то другой. Нет никаких фамилий, дат, указаний местности. Так что здесь исторического, позвольте вас спросить? А все ссылки на этого «писаку» в работах современных историков, претендующих называться научными, считаться таковыми не могут, ввиду их необоснованности и неподтвержденности. Кроме того, форма и эпитеты, используемые этим автором, являются уничижительными и оскорбительными для русского человека. Так зачем, спустя, более трехсот лет, опять печатать эту обидную галиматью и представлять ее как огромный, исторически значимый труд?
Существуют всеми уважаемые авторы, непосредственно участвовавшие в походах по Сибири и Дальнему Востоку, жившие в тот период или близкий к описываемым ими событиям и подтверждающие свою сопричастность фактами. Например путешественник и историк Герард Фридрих Миллер, Николай Милеску Спафарий и другие. Всем людям, занимающимся историей России того времени, знакомы эти имена. Их работы — это констатация фактов и логические выводы, основанные либо на сообщениях очевидцев, либо на документах. Выводы и умозаключения их не навязчивы, а честны и правдоподобны.
Думаю, что не буду в своих суждениях одинок, если скажу, что все мы в детстве читали Владимира Арсеньева и очень полюбили его проводника — нанайца Дерсу Узала, или проводника Григория Федосеева — эвенка Улукиткана. Эти имена близки нам и дороги до сих пор, мы рассказывали о них нашим детям, читаем внукам. В душах и умах нормального русского человека сложился стереотип о них как о представителях своего народа: простых, открытых, слегка наивных, но умных и смекалистых людях тайги, честных и благородных, и этот образ никак не вяжется с «монстрами», которых отобразил амстердамский бургомистр.
Как я уже ранее описывал остяки, наиболее дружественные к Российским колонизаторам племена, в основном проживали на левом берегу Енисея. Правый же берег Енисея, исторически так сложилось, принадлежал тунгусам. До появления на Енисее русских, они уже освоили всю сибирскую тайгу от Енисея до Охотского моря и считали себя полновластными хозяевами этого огромного региона. Даже название реки Енисей принадлежало именно тунгусам, «большая река» (Ензяям), да и многие названия рек в Енисейском бассейне, а так же Подкаменной и Нижней Тунгусок имеют тунгусское происхождение.
Тунгусские племена были чрезвычайно воинственны и частенько решали споры путем военных конфликтов. Наиболее древней формой борьбы между враждующими сторонами был поединок двух предводителей, за которым наблюдали оба враждующих лагеря, а уж только потом начинался бой между отрядами.
Вот одно из преданий, дошедших до нашего времени: «Поставили мечи вождей Нары и Шинтавуля. Меч Нары воткнулся в землю крепче. Вожди с определенного расстояния побежали к мечам. Пока Нара выдергивал из земли меч, Шинтавуль выхватил меч, рубанул его по руке».
Хочу напомнить историкам, восторгающимися творением Амстердамского бургомистра Николааса Витсена , что хоть и происходило это на территориях не подверженных еще благам европейской цивилизации и культуры, и племена тунгусов были дикими и первобытными, но уже тогда у них существовали некие правила гуманизма и человеколюбия. Запрещалось даже в бою убивать женщин, детей и стариков. Оставшихся без мужчин женщин и детей, победитель обязан был взять на свое попечение. По преданию нельзя было убивать раненых бойцов, не закрыв ему чем-нибудь глаза. Уходя с поля боя, победители оставляли за собой затесы на деревьях для того, чтобы побежденная сторона знала где они находятся в случае если  захотят отомстить.
Так что утверждения голландца Витсена  о том, что племена народов севера и Сибири взятого в плен врага съедали или убивали больного и престарелого нетрудоспособного родственника, никакого подтверждения не находят.
Безусловно, религия сибирских туземцев позволяла добровольный уход из жизни, но делали они это не принудительно а с радостью, в надежде на лучшую  жизнь в «верхнем мире», стараясь освободить своих соплеменников от тяжкой обузы по уходу за больным или старым и дряхлым членом племени. Что поделаешь религия у них такая.


Рецензии
Здравия, Николай!
Хантов называли ещё селькупами.
А что касается "нанайца" Дерсу Узала,
не сочтите за труд прочесть (здесь) материал
под названием "Великий первооткрыватель".

Ведогонь   14.10.2022 20:01     Заявить о нарушении
Спасибо. Обязательно прочту.
С уважением.

Окороков Владимир   14.10.2022 21:11   Заявить о нарушении