Блок. Последний путь. Прочтение

Последний путь





                В снежной пене – предзакатная –
                Ты встаешь за мной вдали,
                Там, где в дали невозвратные
                Повернули корабли.

                Не видать ни мачт, ни паруса,
                Что манил от снежных мест,
                И на дальнем храме безрадостно
                Догорел последний крест.

                И на этот путь оснеженный
                Если встанешь – не сойдешь.
                И душою безнадежной
                Безотзывное поймешь.

                Ты услышишь с белой пристани
                Отдаленные рога.
                Ты поймешь растущий издали
                Зов закованной в снега.
                3 января 1907






Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     – « ... в  дали невозвратные // Повернули корабли. – Корабли – один из важнейших образов творчества Блока 1904-1906  гг.  Реальные планы его вырастают из темы Петербурга  - приморского  города  на  Неве,  однако,  сразу  же связываются  с символикой сбывшихся или "несбывшихся надежд" (А.  Блок. (Примечания к II2 – [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 2.  Нечаянная Радость (1904-1906).  2-е изд., дол. М.: Мусагет, 1912.] ). 
     Во  вступлении ("Вместо предисловия", август 1906)  к II1  [Блок А. Нечаянная Радость. Второй сборник стихов. М.: Скорпион, 1907] раскрывается  общественное значение образа: "Слышно, как вскипают моря и воют корабельные сирены. Все мы потечем на мол, где зажглись сигнальные огни.  Новой Радостью загорятся сердца народов, когда за узким мысом появятся большие корабли" (СС-82 .С. 370).  Однако в многоплановой символике "кораблей" выделяются и другие смыслы: интимные или же (что особенно важно для СнМ) подчеркивающие отношение лирики "второго тома" к идеалам и "надеждам" раннего творчества Блока. В творчестве Блока 1904-1906  гг. "корабли" то приносят всеобщее счастье ("Ее прибытие", 1904),  то гибнут ("Девушка пела в  церковном хоре ... ", 1905)  или приходят слишком поздно (драма "Король на площади", 1906)  и не приносят исполнения надежд ("Поэт", "У моря"- июль 1905  г.).  В СнМ корабли "невозвратно" исчезают.
 
     – «... И на дальнем храме безрадостно // Догорел последний крест. - Ср. в "Стихах о Прекрасной Даме": "Оно (солнце. – Ред.) зайдет и, замирая, // ( ... )  погаснет крест"  ("Сны безотчетны, ярки краски ... ", 1902).  Но символика заката в  "Стихах о Прекрасной Даме" связывалась с  временем мистической Встречи – в  СиМ - с приближением ночи и тьмы .
    
     – «... Зов закованной в снегах» – В "Божественной комедии" Данте ("Ад". XXIV.  29-33)  сатана изображен как наполовину закованный в лед. Ср. образ демонической Царицы у Вяч. Иванова: "Спит царица на престоле в покрывале ледяном" (Кормчие звезды. 793 СПб., 1903.  С.  164),  привлекший внимание Блока. Блок процитировал приведенные строки, объединив символику "Царицы" и  важнейшего для младших символистов образа  "спящей  царевны":  "В  очарованном сне  ( ... ) спит царица на  престоле в покрывале ледяном". Однако если пробуждение "спящей красавицы" связано с весной или летом, то "Закованная в  снега"  царствует в мире холода, мрака и смерти (ср. Снежную королеву и Деву льдов Х.К. Андерсена)

»

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     Автор анонимной рецензии на СМ, направленной против Блока-символиста, обращает внимание на неточные рифмы стихотворения ("паруса: безрадостно"; "пристани: издали"), считая их неудачными, "крайне бедными" (Беседа. 1907.  №7.  С. 63).
»

     Тоже обращу внимание на  эти рифмы, особенно на первую пару, но как  на образец мастерства. Период плохих примеров для начинающих стихотворцев давно кончился, и здесь надо не смотреть на окончания последних в строках слов, а слушать виртуозную звукопись строфы полностью:

                Не видать ни мачт, ни паруса,
                Что манил от снежных мест,
                И на дальнем храме безрадостно
                Догорел последний крест.

     – «В снежной пене – предзакатная – // Ты встаешь за мной вдали… –  «за мной… – он встает на белой пристани, и она –  следом (в предзакатную пору) встает вдали, и они через «дали невозвратные» – это к нему обращается та которая «не ездит на пароходах», служение которой он бросил,и они –  смотрят друг на друга? думают друг о друге? друг о друге мечтают?   
     И ему сквозь эти пространства «не видать ни мачт, ни паруса», и уже  в лучах заката «догорел последний крест…», а они всё стоят и молчат.
И далее поэт  оглядывается на эти «заснеженные места» и обращается уже к себе:

                И на этот путь оснеженный
                Если встанешь – не сойдешь…

     А он – см. предшествующие стихи о снежном вине – на этот путь встал. Тем более что: «…душою безнадежной // Безотзывное поймешь». Не отзовутся тебе  из «дали» ведь помимо того, что  «Прекрасная Дама не ездит на пароходе»! – «никто не придёт назад».
     А здесь:

                Ты услышишь с белой пристани
                Отдаленные рога…

     Охота, брат! Идёт охота, а ты здесь стоишь и только время теряешь! –

                Ты поймешь растущий издали
                Зов закованной в снега.


Рецензии