Блок. Последний путь. Прочтение
В снежной пене – предзакатная –
Ты встаешь за мной вдали,
Там, где в дали невозвратные
Повернули корабли.
Не видать ни мачт, ни паруса,
Что манил от снежных мест,
И на дальнем храме безрадостно
Догорел последний крест.
И на этот путь оснеженный
Если встанешь – не сойдешь.
И душою безнадежной
Безотзывное поймешь.
Ты услышишь с белой пристани
Отдаленные рога.
Ты поймешь растущий издали
Зов закованной в снега.
3 января 1907
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
– « ... в дали невозвратные // Повернули корабли. – Корабли – один из важнейших образов творчества Блока 1904-1906 гг. Реальные планы его вырастают из темы Петербурга - приморского города на Неве, однако, сразу же связываются с символикой сбывшихся или "несбывшихся надежд" (А. Блок. (Примечания к II2 – [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 2. Нечаянная Радость (1904-1906). 2-е изд., дол. М.: Мусагет, 1912.] ).
Во вступлении ("Вместо предисловия", август 1906) к II1 [Блок А. Нечаянная Радость. Второй сборник стихов. М.: Скорпион, 1907] раскрывается общественное значение образа: "Слышно, как вскипают моря и воют корабельные сирены. Все мы потечем на мол, где зажглись сигнальные огни. Новой Радостью загорятся сердца народов, когда за узким мысом появятся большие корабли" (СС-82 .С. 370). Однако в многоплановой символике "кораблей" выделяются и другие смыслы: интимные или же (что особенно важно для СнМ) подчеркивающие отношение лирики "второго тома" к идеалам и "надеждам" раннего творчества Блока. В творчестве Блока 1904-1906 гг. "корабли" то приносят всеобщее счастье ("Ее прибытие", 1904), то гибнут ("Девушка пела в церковном хоре ... ", 1905) или приходят слишком поздно (драма "Король на площади", 1906) и не приносят исполнения надежд ("Поэт", "У моря"- июль 1905 г.). В СнМ корабли "невозвратно" исчезают.
– «... И на дальнем храме безрадостно // Догорел последний крест. - Ср. в "Стихах о Прекрасной Даме": "Оно (солнце. – Ред.) зайдет и, замирая, // ( ... ) погаснет крест" ("Сны безотчетны, ярки краски ... ", 1902). Но символика заката в "Стихах о Прекрасной Даме" связывалась с временем мистической Встречи – в СиМ - с приближением ночи и тьмы .
– «... Зов закованной в снегах» – В "Божественной комедии" Данте ("Ад". XXIV. 29-33) сатана изображен как наполовину закованный в лед. Ср. образ демонической Царицы у Вяч. Иванова: "Спит царица на престоле в покрывале ледяном" (Кормчие звезды. 793 СПб., 1903. С. 164), привлекший внимание Блока. Блок процитировал приведенные строки, объединив символику "Царицы" и важнейшего для младших символистов образа "спящей царевны": "В очарованном сне ( ... ) спит царица на престоле в покрывале ледяном". Однако если пробуждение "спящей красавицы" связано с весной или летом, то "Закованная в снега" царствует в мире холода, мрака и смерти (ср. Снежную королеву и Деву льдов Х.К. Андерсена)
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Автор анонимной рецензии на СМ, направленной против Блока-символиста, обращает внимание на неточные рифмы стихотворения ("паруса: безрадостно"; "пристани: издали"), считая их неудачными, "крайне бедными" (Беседа. 1907. №7. С. 63).
»
Тоже обращу внимание на эти рифмы, особенно на первую пару, но как на образец мастерства. Период плохих примеров для начинающих стихотворцев давно кончился, и здесь надо не смотреть на окончания последних в строках слов, а слушать виртуозную звукопись строфы полностью:
Не видать ни мачт, ни паруса,
Что манил от снежных мест,
И на дальнем храме безрадостно
Догорел последний крест.
– «В снежной пене – предзакатная – // Ты встаешь за мной вдали… – «за мной… – он встает на белой пристани, и она – следом (в предзакатную пору) встает вдали, и они через «дали невозвратные» – это к нему обращается та которая «не ездит на пароходах», служение которой он бросил,и они – смотрят друг на друга? думают друг о друге? друг о друге мечтают?
И ему сквозь эти пространства «не видать ни мачт, ни паруса», и уже в лучах заката «догорел последний крест…», а они всё стоят и молчат.
И далее поэт оглядывается на эти «заснеженные места» и обращается уже к себе:
И на этот путь оснеженный
Если встанешь – не сойдешь…
А он – см. предшествующие стихи о снежном вине – на этот путь встал. Тем более что: «…душою безнадежной // Безотзывное поймешь». Не отзовутся тебе из «дали» ведь помимо того, что «Прекрасная Дама не ездит на пароходе»! – «никто не придёт назад».
А здесь:
Ты услышишь с белой пристани
Отдаленные рога…
Охота, брат! Идёт охота, а ты здесь стоишь и только время теряешь! –
Ты поймешь растущий издали
Зов закованной в снега.
Свидетельство о публикации №222031400835