Ксанка я. Глава одиннадцатая
Начало истории
http://proza.ru/2022/02/11/1889
Глава одиннадцатая. Жизнь под немцами
Прошло несколько недель. Немцы заставляли всех женщин работать на полях, а с каждого огорода требовали принести определённое количество овощей. Деревенских гнали на станцию, для ремонта железной дороги. Мама уходила на работы в семь утра, а возвращалась в восемь вечера. Возвращалась уставшая, вся в синяках и кровоподтеках. На работах били кнутами. Делали это, в основном, полицаи, изредка немцы, которым хотелось развлечься.
Полицаи появились у нас в деревне в начале августа. Главными среди них были дядя Костя и дядя Кузьма. Полицаи были в основном пожилыми. Вместе с ними иногда служили сыновья. Они носили белые повязки на левой руке с надписью "Полицай" на немецком языке. Это мне мама сказала. А ещё, немцы выдали полицаям плетки и старые винтовки.
Мама целыми днями работала. Мы были на попечении бабушки. Она крутилась, чтобы успеть и прибраться, и на огороде поработать, и нас накормить, что становилось для неё все тяжелее и тяжелее. К тому же у нас появился Антошка. Наша основная еда: картошка, огурцы и хлеб,—стремительно кончалась. Огурцы и хлеб к тому же часто забирали немцы для закусок. Мясо Хряка бабушка не решалась трогать. И выдумывала все возможные похлебки и бульоны из картошки, огурцов и хлеба.
Ещё бабушка зачем-то стала собирать лебеду и крапиву, что росли за забором. На наши вопросы она отмалчивалась.
Но мы вскоре все поняли. Муки оставалось все меньше и меньше. Бабушка стала делать муку из лебеды. Делалось это так.
Сперва она брала зернышки лебеды. Отсеивала посторонние зерна. Потом толкла в ступе, чтобы избавиться от коры. Заливала кипятком и ставила сушиться в печь. Затем снова толкла в ступе, чтобы освободить маленькое белое ядро от ещё одной черноватой корки.
Получались белые зерна, размером чуть меньше гречки. Из них бабушка готовила кашу. А ещё она толкла в ступе и делала муку, смешивала лебеду с остатками ржаной или белой муки и пекла хлеб.
Часть лебединой крупы она прятала на зиму. Также как и листья, из которых, как она говорила, можно было варить суп.
—Бабушка, а откуда ты все это знаешь?— Спрашивал Сенька.
—Знаю, голубчик, из жизни. Меня ещё мать моя учила. Как из лебеды хлеб готовить, если год неурожайный. А я тебя научу. Как готовить крупу и муку ты уже знаешь, да?
—Да,—кивал головой Сенька
—А семена для этого нужно брать только созревшие. Ежели проросшие или недозрелые взять, то не крупа получится, а горечь одна. И живот болеть будет.
Хлеб с лебедой был немножко горьким, но вполне съедобным. Каша тоже отдавала горечью, но и её можно было есть.
А так как мы всегда были голодные, то и кашу, и хлеб съедали за пять минут.
Свидетельство о публикации №222031501576