Курсантская Жизнь-17. Практические занятия

     Была в училище тренажная площадка с «живыми» самолётами, где мы с ними знакомились, проходили тренаж в кабине, могли весь самолёт, что говориться, пощупать руками. Там были, кроме учебного Л-29, боевые самолёты, состоящие на тот момент на вооружении Истребительной Авиации ПВО. Заслуженный ветеран, стоящий ещё в нескольких полках на Боевом Дежурстве, МиГ-17 с УТИ МиГ-15. Изящный и стремительный Су-15. Кажущийся огромным, дальний перехватчик Ту-128. Конечно, это было очень полезно, наглядно.

     После теории, преподаватель, то ли по двигателю, то ли по самолёту, то ли по авиационному оборудованию, то ли по вооружению или по радио, мог здесь показать нам всё «своё хозяйство». Где расположен какой агрегат, его взаимодействие с другим оборудованием и управление им. Здесь, написанное на бумаге, можно сказать, - оживало. Конечно, становилось более понятным и гораздо лучше запоминалось.

     Просто сидели в кабине Л-29, "привыкали"! Осваивались в кабине, с интересом и даже какой-то опаской разглядывали приборы, "кучу" лампочек и переключателей. С недоверием воспринимали мысль, что "когда-нибудь я буду лететь внутри всего этого?"...

     Был ещё тренажёр самолёта Л-29. Это было почти чудо. Когда я впервые его увидел, то, наверное, это было самое яркое впечатление всей моей «дотогдашней» жизни. В полумраке помещения стоит кабина самолёта, слышно гудение двигателя, жужжание приборов и агрегатов, какие-то особые, авиационные запахи. В кабине светятся и мигают разноцветные лампочки. Перед кабиной стоит целый блок разного оборудования и здесь сидит лётчик-инструктор тренажёра, перед ним помимо прочего оборудование кабины инструктора. Он с этого места может управлять «самолётом» общаться с курсантом, который сидит в передней кабине. Давать ему задание, подсказывать и поправлять. Этот инструктор тренажёра учит курсанта управлять самолётом!

     Вот на этом тренажёре мы и начинали вникать в само понимание, как управляется самолёт, как он реагирует на отклонение рулей, как работают рули - элероны, руль высоты и руль направления. Мы учились понимать, куда надо отклонять ручку управления, чтобы самолёт изменил своё положение. Это и есть весь смысл управления самолётом.

     Инструктор тренажёра и был первым человеком, который учил курсанта управлению самолётом. Он передавал нам и само понимание процесса управления самолётом, и свой личный опыт человека, много лет управляющего самолётом, накопленный годами.

     В течение дня мы по очереди ходили на тренажёр, сменяя друг друга, не взирая на то, - занятия, обед или самоподготовка. Но и «отмазка» была хорошая, - если во время занятий по каким-либо «делам» пробираешься по территории училища, то на «строгий» вопрос встречного офицера всегда можно было молодцевато рапортовать: - Следую на тренажёр!

     После того, как уже втянулись в «полёты» на тренажёре, появилось понятие, как самолёт летает, как им управлять и, что собственно происходит с «аппаратом», который «тяжелее воздуха» в воздушном пространстве. Тренажёр, по моему мнению, давал самое лучшее обучение УПРАВЛЯТЬ самолётом. После этого можно было с успехом приступать к обучению ЛЕТАТЬ!

     Ещё, перед самым отъездом на аэродром в учебный полк, у нас была «газовка». Это была для нас очень знаменательная процедура. Мы попробовали запускать двигатель настоящего, живого самолёта Л-29. Это были реальные ощущения всего процесса запуска двигателя с реальными звуками, вибрациями и первое знакомство с самым «главным запахом» аэродрома, – запахом сгоревшего керосина…

- на фото: - на "газовке" Л-29 - аэр. Михайловский (Ставрополь) -1974г.
              Наверху: Дмитриев, Чергизов. Внизу: Гвозденко, Султанов, Гурин.

11.03.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/03/17/89


Рецензии