Мастер лунного света

 
   Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света», приписывая ему использование «лунных красок». А всему  виной  невероятно точная передача световых потоков. Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.
Не многие люди искусства могут похвастаться при жизни  успехом в личной жизни и в творчестве.Прижизненной любовью  и признанием публики, зрителей, критиков, коллег. Сюжеты  его картин:  березовые рощи, лунные ночи, облака после дождя, солнечные закаты – до сих пор поражают воображение и покоряют реализмом мазка его кисти. 
   Что мы знаем о жизни художника, названного  именем дядей-ювелира Куинджи. Что родился  будущий мастер света 27 (15 по старому стилю) января 1842 г. в  городе Мариуполе. И что по  нациоанальности  он грек. И то, что  у него рано умерли родители. Что отец его был простым сапожником и что все его звали Еменджи (с турецкого – «трудовой человек»).
    А вот деда ювелира величали Куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет. Осиротев  его  воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.
    В настоящее время  известны 3 варианта года рождения. В  архиве после его смерти  нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.
   В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому. Он пешком отправился в Феодосию, где жил именитый маринист. Иван Константинович,  не увидев у него  таланта,  не стал его учить, но и не прогнал: выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого.
     Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа.
    В 17 лет он влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная гречанка  Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме ее отца – зажиточного купца. Замечая чувства дочери к Куинджи ,он однажды спросил дочь: - Что   ты собираешься  замуж за босяка. На что получил  ее категоричный ответ: «Если не за Архипа, то только в монастырь».
    Понимая что дочь выполнит свою угрозу Кетчерджи поставил перед Куинджи условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Вера осталась ждать. И дождалась. Архип сумел заработать необходимую сумму.
    Но,  чтобы заработать такие деньги  он решил отправиться в Санкт-Петербург. Два года подряд он  пытался поступить в Академию художеств, но оба раза неудачно. После второй попытки он написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. Ему дали звание неклассного художника, но, отказавшись, молодой человек попросился вольнослушателем в Академию. Так в 1868 году он попал на скамью учеников.
     В это время ближайшими друзьями Архипа Ивановича становятся передвижники Илья Репин и Виктор Васнецов. Под их влиянием он написал несколько мрачных пейзажей, которые имели успех на выставках. В 1873 году Куинджи участвует в выставке Общества поощрения художников. И за  картину  «Снег», в Лондоне он  получил бронзовую медаль.
     В 1875 году Куинджи приняли в передвижники. Он написал и выставил на очередном вернисаже полотно «Украинская ночь». Зрители восторгались как будто живым светом луны, который на фоне темной ночи освещал украинские хаты. Начался «романтический период» в творчестве пейзажиста. В это время мастер находится в активном творческом поиске. Новаторством в русском искусстве становится применение им яркого цвета за счет введения дополнительных цветов.
     В 1876 году мастер распрощался с идеями передвижников. Он понял, что для него важнее не истолковывать жизнь, а радоваться ей. А в 1879-м окончательно покинул товарищество. В том же году художник представил публике трилогию: «Север», «Березовая роща», «После дождя». Здесь отчетливо заметно влияние импрессионистов, хотя автор и не использует типичных для этого направления приемов.
   В 1880 году живописец устроил выставку одной картины. «Лунная ночь на берегу Днепра». В антураже темной комнате, куда не проникал ни единый луч света, картина была освещена только электрическим фонарем. На таком фоне казалось, что  луна действительно светится. Посетители заглядывали за полотно, чтобы убедиться, что там нет источника света. Работа стала желанной для многих ценителей живописи, купил ее великий князь Константин Константинович. Трудясь над картиной, художник экспериментировал с красками, применял битум. Оказалось, что от воздействия воздуха и света он темнеет. И «Лунная ночь на берегу Днепра» со временем изменила цвет, но это не сказалось на ее смысле. В ней уже появились первые задатки философского направления в пейзаже.
   С 1870 года художник часто бывает на острове Валааме и пишет несколько работ, посвященных ему. Самые известные – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю высоко оценил Крамской. Ее же приобрел для своей галереи Павел Третьяков.
    В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела. После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки. Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
   В июне 1882 года Куинджи устроил выставку двух работ: «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», а потом на целых 20 лет стал затворником. Он по-прежнему много писал, но перестал показывать свои произведения.
   В 1888 году художник вместе с Николаем Ярошенко отправился на Кавказ. Там они увидели редчайшее явление – отражение собственных увеличенных фигур на ярко окрашенном облаке. По итогам поездки родились прекрасные горные пейзажи.
   В 1901 году живописец решил показать своим ученикам и ограниченному кругу зрителей ряд новых работ. Среди них было полотно «Христос в Гефсиманском саду». Оно поразило присутствующих. Вот что написал о картине искусствовед Владимир Петров: «Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников, Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия — фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла».
   В период с 1900 по 1905 годы мастер пишет картину «Радуга». Сегодня она является частью собрания Государственного русского музея. Есть подобная, но меньшая по размеру работа, хранящаяся в Чувашском музее.
   В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.
   Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.
   Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд.
  Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось. В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Художник понимал, что смерть уже рядом. Ему хотелось видеть друзей. В это время к нему часто приходили ученики Рерих, Зарубин, Рылов. Друзья также не оставляли его. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.
   Если вы не имеете возможности воочию увидеть его картины то вы можете познакомиться с их репродукциями: 1871 - "Ладожское озеро"
1873 - "На острове Валааме"
1875 - "Бурьян"
1875 - "Осень. Пасмурный день над степью"
1876 - "Украинская ночь"
1878 - "Вечер на Украине"
1878 - "Закат солнца в лесу"
1889 - "Берёзовая роща"
1880 - "Лунная ночь на Днепре"
1887 - "Крым. Берег моря"
1900 - "Закат в степи"
1905 - "В Крыму"
1908 - "Цветник. Кавказ"
   28 января 2019 г. Из Третьяковки украли  его картину «Ай-Петри Крым» на глазах у посетителей. Похититель картины Куинджи получил 3 года колонии строгого режима; был задержан  31 января 2019 г.


Рецензии