Блок. На страже. Прочтение
Я – непокорный и свободный.
Я правлю вольною судьбой.
А Он – простерт над бездной водной
С подъятой к небесам трубой.
Он видит все мои измены,
Он исчисляет все дела.
И за грядой туманной пены
Его труба всегда светла.
И, опустивший меч на струи,
Он не смежит упорный взор.
Он стережет все поцелуи,
Паденья, клятвы и позор.
И Он потребует ответа,
Подъемля засветлевший меч.
И канет темная комета
В пучины новых темных встреч.
3 января 1907
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Построено как автополемика со стих. "Я – меч, заостренный с обеих сторон ... " (июль 1903), написанным перед свадьбой с Л.Д. Блок и прославляющим вечную "небесную" любовь. Тема любви как земной, стихийной и "вольной" страсти широко развивалась как "старшими символистами" (особенно В. Брюсовым, К. Бальмонтом), так и в "дионисийской" лирике Вяч. Иванова.
– «На страже. - Ср. в "Я меч, заостренный с обеих сторон ... "… – "Поставлю на страже звенящий стих".
– «Я правлю вольною судьбой.- Ср. там же: "Я правлю, архангел, Ее Судьбой" .
– «Он видит все мои измены. – Тема измены "земного" героя своей мистической "Царице" идет от Вл. Соловьева ("У царицы моей есть высокий дворец ... ", 1876; "Клятве ты изменил, но изменой своей // Мог ли сердце мое изменить?"). Блок в 1901-1904 гг. "переворачивает" ситуацию, утверждая возможность "изменений" и"измен" и для мистической героини ("Изменишь облик Ты", "Зимний ветер играет терновником ... " и др. - т. 1 наст. изд.), но абсолютную невозможность их для лирического "я". Образ "измен" в "На страже" определяет полемическое отношение СнМ к лирике "первого тома" .
»
“Автополемики” здесь я не вижу. Времена “т.1” для героя давно прошли. Данное стихотворения из предпоследней книги “т. 2” – разгара антитезы: после марева болот «Пузырей Земли», после метаний в «Разных стихотворениях», после блужданий по тёмным улицам инфра-Петербурга «Города», здесь и сейчас он получает последний искус – женщина-комета. Земное воплощение Незнакомки.
«…абсолютную невозможность их [измен] для лирического "я". » – да уж… Даже в «Стихах о прекрасной даме» – были реальные измены: с Русской Венерой, с гадалкой, про которых он внутренне знал, что они – не «облик» Лучезарной. А упоительные приключения с двойниками, ради которых он в конце концов бросит Служение?! Да вся вторая книга т. 1 – «Распутья» – именно об этом – о глобальной ИЗМЕНЕ Служению.
И если уж искать предшественников данному стихотворению, то оно в широко известных строках Лермонтова:
«…Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет…"
Во времена воинственного материализма учительница нам объясняла: «божий суд – это суд совести».
Вот и здесь всё заранее знающий двойник горестно числит дела, измены, поцелуи, клятвы – и прочий позор.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «И канет темная комета и след. – Образ женщины – "беззаконной кометы" восходит к Пушкину ("Портрет", 1828). Для СнМ особенно важна трактовка этого образа (широко отразившегося в русской поэзии XIX в.) в стих. Ап. Григорьева "Комета" (1843), которое Блок несколько позже взял вторым эпиграфом для вступления ("Вместо предисловия") к сб. "Земля в снегу" (март 1908). Образ Н.Н. Волоховой как "кометы" был подхвачен Л.Д. Блок в ее неопубликованном стих. "Venus ad Cometam" ("Венера – Комете", 15 августа 1907 г.) и, видимо, всем окружением Блока тех дней. В упоминавшемся выше вступлении к сб. "Земля в снегу" Блок в качестве первого эпиграфа ввел начальную строку этого стихотворения ("Зачем в наш стройный круг ты ворвалась, комета? Л.Б.), подчеркивавшую контраст гармонического и дисгармонично-стихийного чувства, двух начал бытия и двух женских образов.
»
Л.Д. Блок
VENUS AD COMETAM
Зачем в наш светлый строй
ты ворвалась, комета?
Зачем случайный путь
мой верный круг пресек?
Я – Солнца спутница,
я – отраженье света.
Бросает тень зачем
мне твой неверный бег?
В тени, в смятеньи я;
где Феб мой златокудрый?
Где свет его очей –
палящие лучи?
Его скрываешь ты,
и хвост твой изумрудный
Смел, затенил меня
и потерял в ночи
На миг всевластная, ты,
знаю я, случайна,
И в бездны новые
твой путь тебя стремит.
Наш светлый строй хранит
законов древних тайна.
Сияй, предвечный круг,
страданием омыт.
По мне разница меж «Венерой» и «кометой» несущественна, на фоне контраста меж Венерой и Лучезарной. И уж ничего «гармонического» в Любочке изначала не было. Она была искусом, Незнакомка стала наградой. (Одной из. Всемирный Град, описанный в предыдущей книге ("Город")– ещё одна.)
Свидетельство о публикации №222032000082