Vox populi - vox Dei

                Vox populi - vox Dei.
                Глас народа - глас бога (лат.)


   Обращение к историческому прошлому предполагает стремление к установлению реальных событий и фактов, а не их высокомерное игнорирование!  В этой связи историческое исследование, которое должно быть основой исторического повествования, – это не просто хронологический перечень произошедших событий. Это – поиск, выявление и разъяснение предпосылок и причин, движущих сил, инициаторов и участников событий, их бенефициаров (выгодоприобретателей).
   Понятно, что ни одна отечественная социологическая служба не могла пройти мимо тридцатой  годовщины событий середины  августа 1991 года  в Москве. И изучение ответов респондентов на задаваемые им  вопросы позволило выявить ряд весьма интересных моментов.
   Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мне-ния (ВЦИОМ), правильно расшифровать аббревиатуру ГКЧП  - как Государственный комитет по чрезвычайному положению смог только 21 процент  опрошенных. А 15 процентов респондентов об образовании ГКЧП впервые услышали от интервьюеров в ходе проведения опроса, что, согласитесь, не может не удивлять [1]. 
   Однако существование подобного феномена неинформированности,  подтвердили и аналитики Фонда общественного мнения (ФОМ), согласно данным которого, 24 процента опрашивавшихся что-то слышали о событиях того времени, а 12 процентов из них впервые услышали об этом от интервьюеров [2].     Причем среди молодежи – в возрастных когортах 18 – 24 лет,  уже 65 процентов респондентов не знали о событиях августа 1991 года [3].
   А в целом, по данным Левада-центра, 24 процента респондентов также ничего не знали о противостоянии ГКЧП и российских властей [4].   
И это при том, что респонденты старше 15 лет знакомились с ними в школьном курсе истории!
   Среди «путчистов»,  респонденты ВЦИОМ смогли назвать Д.Т. Язова (11 процентов ответов, в 2011 г. таких ответов было 8 процентов), Г.И. Янаева (соответственно 6 и 5 процентов), Б.К. Пуго (5 и 4 процента соответственно), В.А. Крючкова (4 процента). Однако к членам ГКЧП респонденты в августе 2021 г. также отнесли Б.Н. Ельцина (10 процентов ответов), А.В. Руцкого (6 процентов) Р.И. Хаспулатова (2 процента), и М.С. Горбачева (2 процента) [5].   
   Каждое молодое, входящее в самостоятельную взрослую  жизнь поколение по-своему узнает, постигает историю своей Родины. По данным социологических опросов, ныне только 18 процентов опрошенных (и 46 процентов из них в Москве), считали себя участниками или свидетелями тех событий, причем это люди «зрелого возраста» или старше. Мнения же о тех  событиях представителей иных возрастных когорт,  отмечал  научный руководитель Левада-центра Л.Д. Гудков, «складываются из уже переработанных сведений, вторичных интерпретаций». 38 процентов опрошенных знали о событиях августа 1991 года из передач ТВ или из кино (и, подчеркивал Л.Д. Гудков, «значит, оказываются зависимыми от установок информационного канала и меняющихся интересов пропаганды»). Но 13 процентов респондентов слышали о них от родственников или знакомых; 11 процентов – узнали о них в школе или вузе (вот каков он, подлинный показатель эффективности усвоения учебных программ! – О.Х); 9 процентов – из социальных сетей и интернета, и, наконец, 7 процентов читали про них в журналах или книгах [6].
   А что же об образования Государственного комитета по чрезвычайному положению и намерениях его участников наши сограждане думали тридцать лет спустя, в августе 2021 года?
   41 процент опрошенных ВЦИОМом  высказал мнение, что участники ГКЧП думали о стране, стремились сохранить СССР от распада. Однако 38 процентов из них полагали, что членами ГКЧП преследовались личные цели. 
   И если, по данным Левада-центра, 13 процентов респондентов заявляли, что правда в те дни была на стороне ГКЧП, то противоположного мнения придерживались лишь 10 процентов (при 50 процентах, затруднившихся с ответом на этот вопрос).
   Также, по мнению опрошенных, члены ГКЧП прежде всего стремились предотвратить распад СССР (19 процентов ответов); восстановить порядок в стране (8 процентов). А также: сохранить власть КПСС (9 процентов ответов) и укрепить собственные позиции (23 процента ответов) [7].  Последнее мнение  - о стремлении к укреплению «собственных позиций»,  на наш взгляд, является абсолютно неверным, поскольку большинство членов ГКЧП – Г.И.Янаев, В.С. Павлов, В.А. Крючков, Б.К. Пуго, Д.Т. Язов, и так занимали высших государственные посты, являясь членами Совета безопасности СССР.
   Из респондентов, опрашивавшихся интервьюерами Фонда общественного мнения, 17 процентов тех, кто в 1991 г. был старше 16 лет, уверяли, что  симпатизировали ГКЧП, а 21 процент – что  симпатизировал Б.Н. Ельцину. Причем первый из названных показателей, по данным ФОМ,  с 2003 года последовательно возрастал, а второй – столь же последовательно снижался.
   Но в то же время 10 процентов респондентов признавались, что не помнят о своих симпатиях той поры, а  38 процентов заявили, что они не были ни на чьей стороне [8].
   Почти треть – 31 процент респондентов, считали, что совершенный в сентябре 1991 года переворот явился трагическими событиями, имевшими гибельные последствия для страны. Хотя 47 процентов полагали, что это был лишь эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны, и лишь 7 процентов из них назвали его «победой демократической революции, покончившей с властью КПСС» [9].   
   Аналогичные данные были получены и Левада-центром: 43 процента респондентов оценивали события августа 1991 года как трагические,  имевшие гибельные последствия для страны и народа (это наибольший показатель, зафиксированный за все время проведения опросов с 1992 г.).  Почти столько же (40%) относятся к произошедшему тогда лишь как к эпизоду борьбы за власть. Две этих версии неизменно оказываются самыми популярными по результатам проводившихся социологических опросов. Еще 10 процентов считали  эти события победой демократической революции. Причем точка зрения о правоте Ельцина и «демократов» наиболее популярна (21 процент ответов) среди респондентов 18 – 24 лет [10].   То есть, не имевших личных объективных оснований для каких-либо выводов и оценок.
   По данным ВЦИОМа, для возрастных когорт 18 – 24 лет ответ, что поражение ГКЧП стало «победой демократической революции», также составлял 21 процент. 
   Наряду с «ревизией» - в пользу ГКЧП,  воспоминаний, подчеркивали аналитики ФОМ, менялись и «ретропрогнозы». Причем если среди тех, кто ориентирован на традиционные СМИ, практически поровну считавших, что в случае победы ГКЧП стране было бы лучше (24 процента) и хуже (26 процентов ответов), то среди предпочитающих интернет первых было вдвое больше (29 против 15 процентов). 
   А в целом, 27 процентов респондентов ФОМ полагали, что для страны было бы лучше, если бы победил ГКЧП; противоположного мнения придерживались 20 процентов [11].   
   По мнению Л.Д. Гудкова, на весьма сдержанную оценку населением «победы над ГКЧП», в первую очередь, влияло разочарование в итогах ре-форм. Ссылаясь на статистику панельных социологических опросов ВЦИОМ – Левада-центра [12].   Л.Д. Гудков иллюстрирует это распределением в марте 2020 г. ответов на вопрос: «Как вы считаете, 90-е годы принесли стране больше хорошего или больше плохого?». По мнению  62 процентов опрошенных они принесли «больше плохого» (по 19 процентов получили варианты «больше хорошего» и «затрудняюсь с ответом»).  Начиная с 1994-1995 года, в коллективных представлениях преобладает мнение о том, что после августа 1991 года страна развивается не так, как ожидалось большинством, «неправильно» [13].   
   По мнению наших сограждан, попытка ГКЧП по спасению СССР провалилась потому, что ее не поддержал народ (20 процентов ответов), организаторы ее не были подготовлены (12 процентов), им не хватило сил (5 процентов), людям хотелось перемен (5 %), участниками ГКЧП не хватило решительности (4 %).
   Респонденты ВЦИОМа предполагали, что победа ГКЧП позволила бы жить лучше, чем в последующие годы (7 процентов ответов), предотвратила бы распад СССР (8 процентов), однако 10 процентов из них полагали, что она привела бы к негативным последствиям [14].   
   В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 25 февраля 2005 г. В.В. Путин назвал крушение Советского Союза  «крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию.
   Накопления граждан были обесценены, старые идеалы разрушены, многие учреждения распущены или реформировались на скорую руку. Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последовавшей хасавюртовской капитуляцией. Олигархические группировки, обладая неограниченным контролем над информационными потоками, обслуживали исключительно собственные корпоративные интересы. Массовая бедность стала восприниматься как норма. И все это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы»  [15].   

   1. ГКЧП: 30 лет спустя. // (Да-та обращения 19.08.2021).
   2. Годовщина августовских событий 1991 года.  // https://fom.ru/Proshloe/14617. (Дата обращения 19.08.2021). 
   3. Гудков Л. 30 лет августовского путча ГКЧП. // (Дата обращения 19.08.2021). 
   4. ГКЧП. 30 лет. // https://www.levada.ru/2021/08/17/gkchp-30-let. (Дата обращения 18.08.2021).
   5. ГКЧП: 30 лет спустя. (ВЦИОМ. См. пункт 1).
   6. Гудков Л. 30 лет августовского путча ГКЧП. (См. пункт 3).
   7. Гудков Л. 30 лет августовского путча ГКЧП.
   8. Годовщина августовских событий 1991 года.  // https://fom.ru/Proshloe/14617. (Дата обращения 19.08.2021). 
   9. ГКЧП: 30 лет спустя.
  10. ГКЧП.30 лет.   По данным ВЦИОМа, для возрастных когорт 18 – 24 лет ответ – «победа демократической революции» также составлял 21 процент. 
  11. Годовщина августовских событий 1991 года.  // https://fom.ru/Proshloe/14617. (Дата обращения 19.08.2021).
  12.  Хлебников И.Н. Эпоха Ельцина: итоги и уроки. (Глава к будущему учебнику по истории России). //  М., 2000, № 8 сс. 87-89. // Обозреватель – Observer. М., 2000, № 8, СС. 87-89. // (Дата обращения 22.03.2022).
  13. См.: Гудков Л. 30 лет августовского путча ГКЧП. // (Дата обращения 19.08.2021). 
  14. ГКЧП: 30 лет спустя.
  15. Послание президента Российской Федерации В.В. Путина Феде-ральному Собранию Российской Федерации 25 февраля 2005 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22931. (Дата обращения 4.09.2021).


Рецензии