О критериях нормальности и ненормальности

                ***

Мы судим о нормальности, исходя из того, каковы взаимоотношения субъекта с миром. Но для этого мы сравниваем взаимоотношения разных субъектов. И молчаливо делаем вывод, что отношения большинства с миром и с самим собой - это нормальность. Но где гарантия, что большинство как раз не больно? Допустим, мы рассматриваем не абстрактное понятие «большинство» , а некий идеал. Причём идеал созданный на основе представлений о нормальности , который выявлен в результате анализа наших собственных пороков. И тут возникает вопрос: когда мы говорим, что у нас - пороки - это уже указание на ненормальность. А с чего мы взяли, что пороки - это пороки? Если это просто мнение большинства - тогда все такие представления о ненормальности/пороке - сугубо релятивны. В христианстве, разумеется, ссылаются на нормы, данные Богом - именно Его заповеди и Его закон задают деление на норму и не-норму - т.е. это не решает человек. Впрочем, тут речь именно о нравственности. Но ведь есть масса случаев ненормальности, не имеющих прямого отношения к этике. И ясно, что Библия - не учебник психиатрии. Тогда вопрос все равно остается, - ведь к нравственным порокам биполярное расстройство, например, вроде бы не относится напрямую. Можно, конечно, считать его следствием порочной жизни, но всегда ли здесь есть непосредственная связь? Более адекватно было б считать это просто следствием испорченной грехом природы, каковую от Адама наследуют все люди. Но это опять же христианская точка зрения. Если ее нет, тогда остается точка зрения социума: либо ненормальный человек социально опасен, либо если не опасен - то не может быть полноценным участником социума. Однако тут есть одно условие: если социум нормален. А кто решает, нормален социум, или нет? Сам социум? Социум всегда проголосует за свою нормальность. Даже если все члены социума глубоко порочны - они скорее проголосуют за то, что их социум как раз не порочен, что порок - это нормально и т.д. Значит, должно существовать объективное измерение нормальности или ненормальности социума. И тут мы либо снова приходим к абсолютному измерению нормальности, связанному с религией, либо к релятивному измерению нормальности, связанному с данным конкретным социумом, научным консенсусом и т.д. Конечно, оба подхода могут быть объединены, ведь Библия, как уже было сказано, не содержит детальных указаний на то, что считать нормальным или ненормальных в психике. Нас скорее волнует, насколько объективен научный подход любого социума в данной области. Как известно, любой социум склонен считать себя чем-то нормальным и даже абсолютным. Не является исключением и нынешний западный социум с его толерантностью и либерализмом: он также считает себя нормой по отношению к остальным - т.е. идеалом. Такова человеческая гордыня. А что касается отношению к психической норме, то скажем, если мужчина всерьез считает себя Наполеоном - это будет признано заболеванием, а если женщиной, или существом 58й гендерной идентичности - то это ныне болезнью не считается. И вот вопрос: что в таком подходе объективно, а что является следствием ненормальности самого социума, где такой подход возобладал? Скажут: но это все же относится к сексуальной сфере, а в остальном современная психиатрия вполне объективна. Возможно, но где гарантия, где абсолютная уверенность, что все именно так? Это знает только Бог, ибо только Он может такую уверенность дать..


Рецензии
Не надо усложнять проблему, понаблюдаем за живыми и не живыми объектами Природы. Они соблюдают НОРМУ. Они ЗНАЮТ, что нормально, что нет. Мы что? Глупее их?!

Владимир Лобарев   03.04.2022 00:21     Заявить о нарушении
Святая простота!

Боб Жмуркин   03.04.2022 00:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.