Ю. Линник о проблеме сознания из книги этюды о соз

Ю.Линник о проблеме сознания(из книги этюды о сознании)

*           *            *
179.  Более года назад (т.е., до 2011 г) поэт и мифотворец Ю.В. Линник, забраковав легкомысленный проспект по данной теме,  с державинской торжественностью устно изложил проспект иного, но также  репродуктивного  текста, в котором блистали имена Л.Витгенштейна, Б.Рассела, М.Хайдеггера, Г.В.Лейбница, В.Гейзенберга, А.Ф.Лосева, И.Канта, Будстропа, Дж.Уилера, Н.Бора, Ю.В.Кулакова, Н.Кузанского, Р.Декарта, Д.Ареопагита и, может быть, других.
Некоторыми «ключевыми фразами» (а я не запомнил и десятую долю олимпийского монолога) были (по порядку) – «метафора как способ прощупывания сознания», «бездонная тема», «опора на внутренний опыт», «в сознании присутствует вечность», «нарушается закон сохранения энергии», «интенция – это  трюизм (само собой разумеется)», «проблема целого», «континуальность-дискретность», «недопустимость физикализации», «редукция к платонизму», «любая частица может превратиться в другую частицу», «квантовая природа сознания», «уникальность-унитверсальность», «корни свободы», «великое Ничто», «очаги ничтойности», «сознание творит миры», «креативность – главное», «мы в сознании – Боги»…
Как видим,  сама проблема сознания, как сказал мыслитель, – «ансамбль недостроенных зданий», и настоящая (весомая!) работа о сознании должна быть симфонией; создать данную работу может только свободный и чуткий к недопущению фальши человек
*          *            *
213. Ю. Линник в своём гимне «креативной природе сознания» напоминает, что по Гегелю Абсолютная Идея по пути диалектических отрицаний возвращается к самой себе: синтез духа и вещества осуществляется в человеке. Человек (сознание) – зеркало Абсолютной Идеи.
…зеркало, возвращая свет, создаёт парадоксальную иллюзию открытости (или тесноты) пространства, в которой можно заблудиться. Феномен зеркала неисчерпаем
Весь вопрос, однако, в том, что Абсолютная Идея, возможно, здесь и не нужна
…зеркальная гладь воды, в особенности, в сумерках, при ещё осветлённом небе и темнеющей земле – великая параллель чуда сознания, неожиданная  и странная провокация:…я не мог понять,…словно высокая эстетика, более естественная (чем мы предполагаем?) …была причиной всему
Теория отражения недооценена, но и не разработана; критика её – коньюктурна
*              *              *
451. «Совершенство» сознания…Отчего же оно не предвидит будущего? Может быть, потому, что тогда наступит хаос?
Бог – вот совершенство; но ведь Он (видимо) не вмешивается в наши дела по той же причине (как об этом постоянно напоминает философ и мифотворец Ю. Линник).
Я в отчаянии.
*                *                *
491. …с холодного белесого неба валом валит снег.
«Мир переписывает себя набело», написал когда-то в мини-рецензии на мою первую книгу Ю.Линник.
Перепишет ли?
За прошедший век не менее трети населения страны насильственно лишили жизни. Истреблялись люди с таким ожесточением, что и следа их на земле не оставалось: лишь остатки церквей (монастырей) да кладбищ по всей огромной стороне.
Засыпает снег следы, а воздух свежий-свежий – просторный, и не надышишься им. Чудовищное противоречие с человеком, сводящее на нет безграничные возможности сознания…
*                *                *
500.  Несколько месяцев назад, в июне, Ю. Линник написал, что «сознание не самореферентно Ignorabimus. Уверен, что асимптотически приблизитесь ко дну.
Тут надо весомо писать».
Правда, чуть ранее философ и поэт написал, что сознание бездонно.
Согласно формуле ignorabimus (мы этого не узнаем, лат.) границы познания, имеющиеся в настоящее время, являются границами познания на все будущие времена.
Что всё-таки сие означает?
У поэта Ю. Линника есть множество поэтических метафор; к данному контексту  «вспомним» следующую: «дно души в самой природе».
Есть «дно» у сознания или нет?
Конечно же, данный термин используется в переносном смысле – в смысле Начала.
Но референтом сознания, получается, является язык с его известными (?) границами
*                *                *
573. Человек – не есть нечто чужеродное  в природе (я вдруг вспомнил строчки Ю. Линника: «Сквозит в природе замысел единый, В её единстве брезжит красота», или: «Мы вдруг поймём…Что являемся эскизом И полой формой для литья»), иначе мы были бы несовместимы.
Вопрос, конечно же, в сознании…
Совмещается сознание с детерминизмом природного тела!
*                *                *
608. Ю.Линник напоминает, что Мандельштам гениально указал, что музыка старше Слова.
Я знал это примерно в 1985 г (ещё не читая «Silentium).
Но самое интересное в том, что музыканты это знают давно, возможно, и не читая Мандельштама
*                *                *
771.  Оценка человеку невозможно большая, она – вся Вселенная. Фраза корява, и Ю. Линник, помню, мне говорил, что она безграмотна, и фразу позже я несколько подправил…
 Эти слова я написал в 1971 г, в возрасте около 24 лет. И вот, в возрасте 70 лет я узнаю, как специалисты оценивают взгляды крупнейших немецких философов – Гегеля и Хайдеггера: философы считают, что «человек бесконечно внутренне глубок и сложен, также  сложен, как сам мир; человека нельзя объяснить из самого человека, для этого надо объяснить всё бытие».
Я глубоко удовлетворён.
Я удовлетворён тем, что свой анализ (описания природы, прежде всего) я строил так, что при каждом вздохе, каждом миге своего состояния при «анализе» я будто бы охватывал мир до тех границ, которые Новалис определял ни больше ни меньше, как «местообитанием души»…
Но «тогда» о Новалисе я ничего не знал
*                *                *

вместо эпилога

…не отпускает мысль о том, что пора и завершать свою «эпопею» с этюдами о сознании, и что завершать надо именно тем рефреном, что  проходит через всю работу: аналогией с 1-ой частью 4 симфонии Чайковского (напр., под управлением Г. Рождественского)…Эта кружащаяся вокруг неизвестного «центра» оркестровая гармония буквально сопровождала всё это десятилетие (правда, вербально, своё «прочтение» этой музыки я выразил совсем в другой работе…Здесь же кратко см № 4).
Для меня это будет означать вовсе не неудачу в поисках реальных зацепок для описания «предмета», напротив, возможно, данная работа осветит действительную реальность сознания, достойную для решения самых возвышенных задач, которые ставили в своих книгах  великие оптимисты-мечтатели и писатели-фантасты всех времён и народов…
Я думаю, что благодарить мне надо за свою, безусловно, несовершенную работу мыслителя и энциклопедиста, великого гуманиста Александра Александровича Любищева, который своим  независимым свободолюбивым мышлением подтолкнул к данной работе, начавшуюся едва ли не 50 лет назад. И повторю его очень глубокую мысль об органической взаимосвязи сознания и природы: «Я думаю, что новый Абель или Гаусс сумеют доказать, что в лаборатории нельзя создать даже гомункулуса, а не только настоящего человека или аппарат по разуму во всех отношениях равный или превосходящий человека», (см № 898).  Благодарю также и своего старшего товарища, Ю. В. Линника, который  несколько лет  назад написал, подтверждая  и моё мнение, что «сознание не самореферентно Ignorabimus. Уверен, что асимптотически приблизитесь ко дну. Тут надо весомо писать», (см № 500).
Не математику, наверное, невозможно выразить на обычном языке понятие «асимтота», но в конкретном случае – это (видимо) предельное описание равновесия между противоположными значениями  (силами), что я и услышал  в первой части 4-ой симфонии…
Физиолог Э. Дюбуа-Реймон, в конце Х1Х века известно,  использовал фразу ignoramus et ignorabimus при обсуждении семи «загадок мира», среди которых фигурировали сознание и мышление. Да,  Ignoramus et ignorabimus, действительно, — не знаем и не узнаем
Так ведь, сознание-то равномощно Вселенной!  Ведь такой вывод классических немецких философов! Её целостность, вероятно, и «выплеснулась» в бесчисленные  «микрокопии» – квантовые «элементы» в головном мозге высших приматов, которые и «достроили» эволюционный ряд Жизни?
Посеянная на Земле жизнь формировалась не один миллиард лет, прежде чем возник человек: структуры же строения Вселенной от микро до мегамира, очевидно, подгонялись друг к другу несопоставимо  больше времени…
Мне то хотелось показать, что Земная природа, так благоприятствовавшая самому появлению Человека,  благоприятствует  до сих пор, ибо душа и тело  у нас, прежде всего, земные… И  в познании природы человека они нам должны «помочь»…
А как же трактовать высказывание Любищева о том, что «Подсознание связано с двумя уровнями – человеческим  и сверхчеловеческим. При предвидениях и предчувствиях есть фрагменты индетерминизма.  …сознание  не возникло, а сосредоточилось….» (см 797)? Что, на откуп мистикам всех мастей? эзотерикам? ведь общеизвестно, что были и есть провидцы, наверное, у всех народов, которые, осознавая свой дар, не выпячивали Его, прекрасно отдавая себе отчёт  именно о нравственном последствии  своих возможных деяний…
наверное, Бытие, если оно не пустое слово, в основании своём имеет  в качестве фундаментальной силы, прежде всего силу этическую…
а какую ещё?
И это и есть суть Антропного Космологического Принципа в его этической версии


Рецензии
Есть у нас в языке Слова Говорящие о себе. Значениям таких слов не требуется толкование-объяснение Из Вне, ибо оно уже вложено в них общением и умом наших предков. На таких словах и надо строить наше мировоззрение, мышление, сознание.
Но сначала их придётся понять правильно.
А что тогда есть Сознание? И правильно ли задан вопрос о нём?.. Ведь вопрос заданный правильно - уже некая часть ответа.

Слово Сознание сложено из корня «знание» и приставки «со-». «Приставка СО- придаёт словам смыслы, которые зависят от того, какими частями речи служат эти слова.
При добавлении к именам существительным приставка СО- означает какое-то Совместное действие или участие: со-участие, со-авторство, со-болезнование... или объединенную принадлежность к чему-то: со-звездие, со-курсники, со-родичи... То есть
совокупность, совместность, общность неких объектов в их взаимосвязи». И в случае с сознанием - это совокупность знаний.
И правильный вопрос о сознании: Сознание Чего?.. Если вопрос О Моём, то это моё сознание того, что знают все, а если Об Общем - то это наше или совместное знание.

Но Что обязаны совместно знать и все, и я?.. - а Слова общего языка. И Сознание - это Совместное Знание Слов языка, это, в сущности, и есть наш общий, Русский Язык.
И надо использовать этот простой и начальный смысл слова Сознание, чтобы в голове каждого из нас заработали полностью или правильно понятые слова языка, а совместное правильное Знание Слов языка непременно Сложится В Правду И Истину.

Но русско-язычные философы утаили от нас простой смысл слова Сознание, подменив смысл Сознания другими смыслами, -
они так «нагрузили» содержание слова Сознание высокими идейными формами, качествами, функциями мышления, что нам, простым людям и, тем более, детям нашим его не понять. И что же теперь, вечно уповать на философов-носителей знания!?..
То Сознание, что навязывают философы, может содержать кое-что из того, что они о нём думают-знают, но оно не содержит главного - к чему эти их познания привязать. И потому познания от философов похожи на Приписки Из Вне, которые могут исчезнуть (как и философы), когда что-то пойдёт не так. А без внешнего наше внутреннее опять станет животным, пустым...
И опять Кое-кто Из Вне наполнит его своим...
спасибо

Борис Трубин   29.03.2022 14:49     Заявить о нарушении
Интересный отзыв, я бы сказал, что это попытка, отталкиваясь от примата языка, концептуально вывести проблематику сознания... Думаю, что она не имеет перспективы хотя бы потому, что нет базисных языковедческих аргументов.
Язык, русский или иной, на пустом месте не "появляется"

Анатолий Марасов   29.03.2022 17:54   Заявить о нарушении