Ю. Линник о проблеме сознания из книги этюды о соз
* * *
179. Более года назад (т.е., до 2011 г) поэт и мифотворец Ю.В. Линник, забраковав легкомысленный проспект по данной теме, с державинской торжественностью устно изложил проспект иного, но также репродуктивного текста, в котором блистали имена Л.Витгенштейна, Б.Рассела, М.Хайдеггера, Г.В.Лейбница, В.Гейзенберга, А.Ф.Лосева, И.Канта, Будстропа, Дж.Уилера, Н.Бора, Ю.В.Кулакова, Н.Кузанского, Р.Декарта, Д.Ареопагита и, может быть, других.
Некоторыми «ключевыми фразами» (а я не запомнил и десятую долю олимпийского монолога) были (по порядку) – «метафора как способ прощупывания сознания», «бездонная тема», «опора на внутренний опыт», «в сознании присутствует вечность», «нарушается закон сохранения энергии», «интенция – это трюизм (само собой разумеется)», «проблема целого», «континуальность-дискретность», «недопустимость физикализации», «редукция к платонизму», «любая частица может превратиться в другую частицу», «квантовая природа сознания», «уникальность-унитверсальность», «корни свободы», «великое Ничто», «очаги ничтойности», «сознание творит миры», «креативность – главное», «мы в сознании – Боги»…
Как видим, сама проблема сознания, как сказал мыслитель, – «ансамбль недостроенных зданий», и настоящая (весомая!) работа о сознании должна быть симфонией; создать данную работу может только свободный и чуткий к недопущению фальши человек
* * *
213. Ю. Линник в своём гимне «креативной природе сознания» напоминает, что по Гегелю Абсолютная Идея по пути диалектических отрицаний возвращается к самой себе: синтез духа и вещества осуществляется в человеке. Человек (сознание) – зеркало Абсолютной Идеи.
…зеркало, возвращая свет, создаёт парадоксальную иллюзию открытости (или тесноты) пространства, в которой можно заблудиться. Феномен зеркала неисчерпаем
Весь вопрос, однако, в том, что Абсолютная Идея, возможно, здесь и не нужна
…зеркальная гладь воды, в особенности, в сумерках, при ещё осветлённом небе и темнеющей земле – великая параллель чуда сознания, неожиданная и странная провокация:…я не мог понять,…словно высокая эстетика, более естественная (чем мы предполагаем?) …была причиной всему
Теория отражения недооценена, но и не разработана; критика её – коньюктурна
* * *
451. «Совершенство» сознания…Отчего же оно не предвидит будущего? Может быть, потому, что тогда наступит хаос?
Бог – вот совершенство; но ведь Он (видимо) не вмешивается в наши дела по той же причине (как об этом постоянно напоминает философ и мифотворец Ю. Линник).
Я в отчаянии.
* * *
491. …с холодного белесого неба валом валит снег.
«Мир переписывает себя набело», написал когда-то в мини-рецензии на мою первую книгу Ю.Линник.
Перепишет ли?
За прошедший век не менее трети населения страны насильственно лишили жизни. Истреблялись люди с таким ожесточением, что и следа их на земле не оставалось: лишь остатки церквей (монастырей) да кладбищ по всей огромной стороне.
Засыпает снег следы, а воздух свежий-свежий – просторный, и не надышишься им. Чудовищное противоречие с человеком, сводящее на нет безграничные возможности сознания…
* * *
500. Несколько месяцев назад, в июне, Ю. Линник написал, что «сознание не самореферентно Ignorabimus. Уверен, что асимптотически приблизитесь ко дну.
Тут надо весомо писать».
Правда, чуть ранее философ и поэт написал, что сознание бездонно.
Согласно формуле ignorabimus (мы этого не узнаем, лат.) границы познания, имеющиеся в настоящее время, являются границами познания на все будущие времена.
Что всё-таки сие означает?
У поэта Ю. Линника есть множество поэтических метафор; к данному контексту «вспомним» следующую: «дно души в самой природе».
Есть «дно» у сознания или нет?
Конечно же, данный термин используется в переносном смысле – в смысле Начала.
Но референтом сознания, получается, является язык с его известными (?) границами
* * *
573. Человек – не есть нечто чужеродное в природе (я вдруг вспомнил строчки Ю. Линника: «Сквозит в природе замысел единый, В её единстве брезжит красота», или: «Мы вдруг поймём…Что являемся эскизом И полой формой для литья»), иначе мы были бы несовместимы.
Вопрос, конечно же, в сознании…
Совмещается сознание с детерминизмом природного тела!
* * *
608. Ю.Линник напоминает, что Мандельштам гениально указал, что музыка старше Слова.
Я знал это примерно в 1985 г (ещё не читая «Silentium).
Но самое интересное в том, что музыканты это знают давно, возможно, и не читая Мандельштама
* * *
771. Оценка человеку невозможно большая, она – вся Вселенная. Фраза корява, и Ю. Линник, помню, мне говорил, что она безграмотна, и фразу позже я несколько подправил…
Эти слова я написал в 1971 г, в возрасте около 24 лет. И вот, в возрасте 70 лет я узнаю, как специалисты оценивают взгляды крупнейших немецких философов – Гегеля и Хайдеггера: философы считают, что «человек бесконечно внутренне глубок и сложен, также сложен, как сам мир; человека нельзя объяснить из самого человека, для этого надо объяснить всё бытие».
Я глубоко удовлетворён.
Я удовлетворён тем, что свой анализ (описания природы, прежде всего) я строил так, что при каждом вздохе, каждом миге своего состояния при «анализе» я будто бы охватывал мир до тех границ, которые Новалис определял ни больше ни меньше, как «местообитанием души»…
Но «тогда» о Новалисе я ничего не знал
* * *
вместо эпилога
…не отпускает мысль о том, что пора и завершать свою «эпопею» с этюдами о сознании, и что завершать надо именно тем рефреном, что проходит через всю работу: аналогией с 1-ой частью 4 симфонии Чайковского (напр., под управлением Г. Рождественского)…Эта кружащаяся вокруг неизвестного «центра» оркестровая гармония буквально сопровождала всё это десятилетие (правда, вербально, своё «прочтение» этой музыки я выразил совсем в другой работе…Здесь же кратко см № 4).
Для меня это будет означать вовсе не неудачу в поисках реальных зацепок для описания «предмета», напротив, возможно, данная работа осветит действительную реальность сознания, достойную для решения самых возвышенных задач, которые ставили в своих книгах великие оптимисты-мечтатели и писатели-фантасты всех времён и народов…
Я думаю, что благодарить мне надо за свою, безусловно, несовершенную работу мыслителя и энциклопедиста, великого гуманиста Александра Александровича Любищева, который своим независимым свободолюбивым мышлением подтолкнул к данной работе, начавшуюся едва ли не 50 лет назад. И повторю его очень глубокую мысль об органической взаимосвязи сознания и природы: «Я думаю, что новый Абель или Гаусс сумеют доказать, что в лаборатории нельзя создать даже гомункулуса, а не только настоящего человека или аппарат по разуму во всех отношениях равный или превосходящий человека», (см № 898). Благодарю также и своего старшего товарища, Ю. В. Линника, который несколько лет назад написал, подтверждая и моё мнение, что «сознание не самореферентно Ignorabimus. Уверен, что асимптотически приблизитесь ко дну. Тут надо весомо писать», (см № 500).
Не математику, наверное, невозможно выразить на обычном языке понятие «асимтота», но в конкретном случае – это (видимо) предельное описание равновесия между противоположными значениями (силами), что я и услышал в первой части 4-ой симфонии…
Физиолог Э. Дюбуа-Реймон, в конце Х1Х века известно, использовал фразу ignoramus et ignorabimus при обсуждении семи «загадок мира», среди которых фигурировали сознание и мышление. Да, Ignoramus et ignorabimus, действительно, — не знаем и не узнаем
Так ведь, сознание-то равномощно Вселенной! Ведь такой вывод классических немецких философов! Её целостность, вероятно, и «выплеснулась» в бесчисленные «микрокопии» – квантовые «элементы» в головном мозге высших приматов, которые и «достроили» эволюционный ряд Жизни?
Посеянная на Земле жизнь формировалась не один миллиард лет, прежде чем возник человек: структуры же строения Вселенной от микро до мегамира, очевидно, подгонялись друг к другу несопоставимо больше времени…
Мне то хотелось показать, что Земная природа, так благоприятствовавшая самому появлению Человека, благоприятствует до сих пор, ибо душа и тело у нас, прежде всего, земные… И в познании природы человека они нам должны «помочь»…
А как же трактовать высказывание Любищева о том, что «Подсознание связано с двумя уровнями – человеческим и сверхчеловеческим. При предвидениях и предчувствиях есть фрагменты индетерминизма. …сознание не возникло, а сосредоточилось….» (см 797)? Что, на откуп мистикам всех мастей? эзотерикам? ведь общеизвестно, что были и есть провидцы, наверное, у всех народов, которые, осознавая свой дар, не выпячивали Его, прекрасно отдавая себе отчёт именно о нравственном последствии своих возможных деяний…
наверное, Бытие, если оно не пустое слово, в основании своём имеет в качестве фундаментальной силы, прежде всего силу этическую…
а какую ещё?
И это и есть суть Антропного Космологического Принципа в его этической версии
Свидетельство о публикации №222032900566
Но сначала их придётся понять правильно.
А что тогда есть Сознание? И правильно ли задан вопрос о нём?.. Ведь вопрос заданный правильно - уже некая часть ответа.
Слово Сознание сложено из корня «знание» и приставки «со-». «Приставка СО- придаёт словам смыслы, которые зависят от того, какими частями речи служат эти слова.
При добавлении к именам существительным приставка СО- означает какое-то Совместное действие или участие: со-участие, со-авторство, со-болезнование... или объединенную принадлежность к чему-то: со-звездие, со-курсники, со-родичи... То есть
совокупность, совместность, общность неких объектов в их взаимосвязи». И в случае с сознанием - это совокупность знаний.
И правильный вопрос о сознании: Сознание Чего?.. Если вопрос О Моём, то это моё сознание того, что знают все, а если Об Общем - то это наше или совместное знание.
Но Что обязаны совместно знать и все, и я?.. - а Слова общего языка. И Сознание - это Совместное Знание Слов языка, это, в сущности, и есть наш общий, Русский Язык.
И надо использовать этот простой и начальный смысл слова Сознание, чтобы в голове каждого из нас заработали полностью или правильно понятые слова языка, а совместное правильное Знание Слов языка непременно Сложится В Правду И Истину.
Но русско-язычные философы утаили от нас простой смысл слова Сознание, подменив смысл Сознания другими смыслами, -
они так «нагрузили» содержание слова Сознание высокими идейными формами, качествами, функциями мышления, что нам, простым людям и, тем более, детям нашим его не понять. И что же теперь, вечно уповать на философов-носителей знания!?..
То Сознание, что навязывают философы, может содержать кое-что из того, что они о нём думают-знают, но оно не содержит главного - к чему эти их познания привязать. И потому познания от философов похожи на Приписки Из Вне, которые могут исчезнуть (как и философы), когда что-то пойдёт не так. А без внешнего наше внутреннее опять станет животным, пустым...
И опять Кое-кто Из Вне наполнит его своим...
спасибо
Борис Трубин 29.03.2022 14:49 Заявить о нарушении
Язык, русский или иной, на пустом месте не "появляется"
Анатолий Марасов 29.03.2022 17:54 Заявить о нарушении