Фрэнк Мак Ки и Чулпан Хаматова

                Фрэнк Мак’ Ки и Чулпан Хаматова
В 1991 году я начал работать на голландскую фирму « SeaWorks». В офисе сказали, что я был первый русский моряк, принятый на западное судно. Поспособствовали этому два фактора: прекрасное владение английским и рекомендация голландского супервайзера, который был на нашем судне ТБС                «Пасвик» при расчистке дна в Ла-Манше для укладки кабеля интернета. Пришлось летать каждые два месяца по маршруту Мурманск- Ленинград - Амстердам. Ещё три часа на поезде Амстердам-Ден-Хелдер. Кого только не встречалось на этом пути: «Экс Б.Б.», «Орейро», Винокур и т.д.  В Москве я каждый раз покупал две бутылки водки «Кристалл», считающейся лучшей. Одну бутылочку для знакомства, а вторую по окончании рейса. Один из рейсов я работал с капитаном- шотландцем Фрэнком Мак’Ки. Тот ещё кадр, напоминающий персонаж из фильма ’Пираты Карибского моря ‘. Вдобавок ещё и одноглазый. В своей неоконченной повести «По морям, по волнам» одну главу посвящу необычным капитанам, а пока расскажу о необычной встрече. После возвращения в порт, Фрэнк поинтересовался: «Алекс, а у тебя водка осталась?» «Конечно осталась», - говорю, - вечером примем на грудь.
- А не мог бы ты мне её подарить. Вернусь я домой в Испанию. Сядем с женой и друзьями за стол. И я выставлю подарок друга- водку «Кристалл».
- Так ты же шотландец. Почему твой дом в Испании, а не в родной Англии?
-Не родная она мне. Я в молодости начал работать на рыболовном судне, хорошо зарабатывал. Через 5 лет прикупил ботик. И тут «зелёные» вдруг потребовали сократить промысел из-за сокращения популяции рыб. Всем странам выделили квоты. А куда девать наши суда? Так нам предложили затопить их и получить компенсацию стоимости. Если же продашь судно, то компенсации не получишь и ещё налог заплатишь. Пришлось утопить и переквалифицироваться на коммерческий флот. А многие из товарищей живут на пособия. Приспособились: знают, что и где можно урвать, где раздают одежду богачи, выдают бесплатно продукты. Каждый вечер сидят в барах, а я себе не могу позволить, хотя плачу прогрессивный налог для содержания этих бездельников. Родина для меня там, где жить комфортнее. Чувство, понятие и ценность Родины осталось, наверное, только в России. А вот когда все смогут выезжать в другие страны, увидим сколько патриотов. Ты видел сколько мигрантов в Англии, которых я не хочу кормить задарма?
-  Видел, Фрэнки, конечно, и я буду очень рад, если твоей семье и друзьям понравиться лучшая русская водка, а на отвальную куплю что-нибудь.
- Нет, Алекс, я твой должник и вечером поведу тебя гульнуть в местный бар.
 Через час на борт прибыла новая команда, а мы перешли на судно, стоявшее в ремонте у причала. Вдоль причала проходила улица с барами на каждом углу. В пять часов вечера я постучался в дверь Фрэнка: «Идём в бар?
- А чего так рано, - раздаётся заспанный голос, - Ещё и солнышко не село, а мы с тобой в пустом баре усядемся как два алкаша после похмелья. Заходи. 
- Слушай Фрэнк, - начал я его убеждать, - за мной в 5 утра приедет такси. Значит встать надо в половине пятого, а, чтобы выспаться надо лечь в 10.            
- Поверь моему опыту, - зевая и почёсывая грудь ответил визави, - когда бы мы не начали, раньше часа ночи всё равно не вернёмся. Не раз проверено!
- О чём ты говоришь? Выпьем по паре кружек Гиннесса – и на судно, в койку!
Надо сказать, что голландцы и англичане ходят в бар не пить пиво, они там проводят время: читают газеты, играют в бильярд, смотрят телевизор, дерутся время от времени. Образ Джейн Эйр и прочих литературных дам и джентльменов- выдумка авторов. Я бы сказал, что они любители выпить, подебоширить и подраться. В третьем по счёту баре Фрэнк продул партию в бильярд и в не лучшем расположении духа, прихлёбывая пиво, объяснял проигрыш тем, что стол был неправильной формы. В бар вошёл новый посетитель, уселся рядом с нами, заказал пива. Повесив на стул куртку, сказал: «Присмотрите, чтобы не спёрли», - и направился в сторону бильярда.
- Поищи себе другого гардеробщика, мальчик, - сразу приободрился Фрэнк . Слово за слово они схватились за грудки, а барменша стала звонить в полицию. Я растащил ‘петухов ‘. Парень успел отвесить противнику оплеуху. Получив в ответ удар между ног, скрючился. Выскочив на улицу, мы свернули в переулок, чтобы избежать абсолютно лишней встречи с копами. Пытался я направить наши стопы в сторону, скучающего без нас судна, но с этим не был согласен мой развеселившийся друг. Он требовал продолжение банкета: «Алекс, я же не показал тебе бар с девицами. У вас же нет такого!»
Пришлось согласиться, но я не предполагал, что там будут бар с японками, филиппинками, кореянками, негритянками. Запомнился мне один разговор Фрэнка с красивой темнокожей гетерой. Минут пятнадцать они болтали, перекидывались шуточками, а потом девица прямо сказала: «Ты мне очень нравишься. Я хочу тебя, давай уединимся с тобой в комнатке хотя бы на полчаса.» Наконец Фрэнк сдался: «Хорошо, я согласен за 100 гульденов.»
- Почему за сто, ты ведь знаешь, что у нас стоимость двести гульденов!
- Послушай, если я хочу тебя- то должен заплатить две сотни, но в данной ситуации ты хочешь меня. Я тебе делаю скидку и согласен получить сотню.
Жрица любви впала в ступор на мгновение, а потом расхохоталась. Её товарки навострили ушки. Узнав причину смеха, тоже захохотали и подсели к нашей компании. Через четверть часа мы вышли из бара в хорошем настроении и направились на судно. Фрэнк ошибся в предсказании: мы разошлись по каютам в половине первого ночи и бухнулись спать. Вроде бы я поставил будильник на половину пятого, но не уверен, потому что проснулся в половине шестого. Схватил сумку и, спотыкаясь на ступеньках трапа, выскочил на палубу. Такси не было. Позвонил в службу заказа такси, автоответчик прохрюкал что-то на голландском. Я понял только слово ‘ acht”. Значит начнут работать в восемь часов. Пришлось бежать на вокзал, хотя дорогу я знал весьма приблизительно. Улицы пустынны: ни людей, ни машин. Спросить не у кого. В конце концов я добрался до вокзала. Пусть не до центрального, а на следующую станцию. На перроне стоял мужчина, сообщивший что следующий электропоезд прибудет в 6-20. Я тут же быстро прикинул: в 9-20 прибываем, 10 минут дойти до стойки регистрации, вылет в 10-20. Интересно, за какое время заканчивается регистрация. Сев в поезд, я отдышался и успокоился, но напрасно. Примерно через час машинист сказал что-то на голландском. Пассажиры направились к выходу. Я поинтересовался о чём было объявление. Оказалось, что на следующем перегоне ремонтируется ж.д. полотно и нам нужно пересесть в автобусы, которые доставят до станции. Блин, бегом в автобус. Ехали минут двадцать. Быстрее в поезде занять место, а то уедет! Ждём 5 минут, 10, 15. Наконец раздаётся из динамика: « Гыр-гыр-гыр.» Спрашиваю у попутчика: «Что объявил машинист?
- Просил извинить за задержку. Забыл дома ключ для запуска, ездил домой. Короче говоря, прибыли в аэропорт Схипол в 10 часов. Спокойно подхожу к стойке регистрации, уверенный, что опоздал. И тут мне говорят: «Выход Д-12, поторопитесь.» Конечно я бросился бегом, потому что Схипол огромен. В самолёте в нужном ряду два места были свободны. На крайнем сидела девчонка. Сумку мне удалось запихать на багажную полку.  Только я устроился, как в проходе появился ещё один пассажир с бешенными глазами и большим баулом. Я понял, что он сядет рядом, и помахал рукой. Мужик с трудом подтащился с багажом. На багажной полке места не было. Он похлопал девчонку по плечу: «Девушка, разверните или поднимите ножки» Фраза прозвучала несколько двусмысленно. Девушка смутилась и встала в проходе. Мы запихали баул под сиденье и заняли места, потому что в проходе уже стояли стюардессы для проведения предполётной инструкции.
«Тоже на электричке из Дэн Хелдера приехал с опозданием?», спросил я.
- Нет, я приехал из Роттердама за два часа до вылета. Тут другая история. Голландцы взяли наше судно в бербоут-чартер(аренда без команды) и набрали два экипажа. Капитан первого экипажа был из Одессы. Мне после рейса заказали билет, который я должен был получить в аэропорту. Подхожу на стойку, показываю паспорт и мне выдают билет до Одессы. Пока дозвонился до менеджера, это же раннее утро, пока тот связался с агентом, пока агент доехал до офиса и переоформил билет… Время-то идёт. Еле успел я на посадку, а уже хотел в Москву звонить, чтобы не встречали в аэропорту.
- Так тебе ещё пересадку надо будет в Ленинграде делать. Рейс во сколько?

Виктор, с которым мы успели познакомиться, удивлённо посмотрел на меня: « Какая пересадка? На автобус мне не нужно, меня на машине встретят.»
- Так мы же в Питер летим! Мне берут билеты на Мурманск через Питер.
Поинтересовались у соседки. Оказалось, что и она летит в Москву. Ужас, я сел не на тот самолёт! Начал рыться по карманам. Нет билета, в сетке кресла под сиденьем тоже нет. Неужели выронил при посадке? Что же делать? Тут подсказала девушка: «А может Вы его на сиденье положили и сели на него.» Сунул руку под задницу: вот он где спрятался, билетик мой. Уже хорошо. Прочитал: Амстердам-Москва- Мурманск. С облегчением выдохнул и поблагодарил девушку за подсказку. Она сразу поддержала разговор: «А вы моряки, как я поняла. Так интересно было бы послушать о вашей работе.»
- У нас работа разнообразная, -заважничал Виктор,- Что больше интересует?
- Понимаете, меня привлекает журналистика. Недавно я услышала интересную историю. Наше судно стояло на ремонте в Японии и два матроса подружились с японскими девушками, потом возникла любовь. Настоящая любовь! Ремонт закончился, моряки уговорили девушек уплыть в СССР и спрятали их на судне, а во Владивостоке девушек обнаружили пограничники.  Парней уволили. Может быть и посадили на какой-то срок, а девушек на родину выслали. Самое интересное в том, что одна из девушек разыскала своего возлюбленного через 10 лет. Такова сила настоящего чувства!
Глаза девушки наполнились слезами восторга. Показалось, что я уже видел её: «Мы уже где-то встречались? Очень знакомое лицо, вот очень знакомо!»
- Меня часто с кем-то путают, - отмахнулась девушка и продолжила, - Вот об этом я мечтаю написать рассказ. Встретиться со всеми персонажами. Могла бы получиться и небольшая повесть, но нужно узнать больше о морской жизни. Как могли матросы провести девушек на судно, где спрятать можно.
Мы с Витей начали рассказывать о судах, морских историях, обсуждали житейские вопросы. Полёт подходил к концу, когда девушка заявила: «Ах, как бы я хотела поработать на судне, вжиться, увидеть своими глазами. Как и кем можно устроиться на один рейс? Разумеется, лучше, чтоб на ваши суда.»
Я сразу сказал, что в мою компанию невозможно. Во-первых, нужен хороший английский, потому что экипаж интернациональный. Во-вторых, на однотипных судах в России работает 20 человек, в Голландии- семь. Работа очень напряжённая и опасная. У Виктора на сухогрузе условия подходящие.
Виктор подтвердил, что им будет нужен повар с диплом на следующий рейс. Будущая журналист огорчилась до слёз: «Готовлю я хорошо, но диплома нет.
- Ничего страшного,- успокоил Виктор,- за три месяца состряпаем сертификат. Стюардесса потребовала пристегнуть ремни. Девушка слегка повернулась в профиль и тут я её узнал: «“Страна глухих”. Чулпан Хаматова в Голландии ?»
- Всё правильно. Меня пригласили в местный театр на роль собачки, а вечером спектакль в Москве. Вот и мотаюсь на самолёте туда-сюда. Приглашаю на спектакль сегодня вечером, познакомлю с моими друзьями.
- Так билетов же в день спектакля не купить,- очень расстроился Виктор.
- А вы скажите, что вас пригласила Наилька. Так меня друзья называют.
Самолёт мягко приземлился. Идём узким переходом, видим встречающих.
«Чулпан, я вечером улетаю. Хотел Вам подарить что-нибудь на память, но у меня есть с собой только две пачки голландского табака. Возьмите.»
- Спасибо большое, мы любим с друзьями затянуться самокруткой. Не сравнить с простой сигаретой. Запомните, для Вас я Наилька, мой капитан.
     Много воды утекло с тех пор. Мы переехали в Калининград. С рекламой здесь плохо организовано. Об интересных событиях узнаём постфактум. Вдруг вижу афишу на театре о творческой встрече с Чулпан Хаматовой. Билетов в кассе уже не было, а сказать, что меня лично пригласила Народная Артиска  Наилька я как-то не решился.
Этот рассказ я написал после прочтения нелестных отзывов о Чулпан из-за того, что она осталась в Латвии. Я же считаю её прекрасным добрым человеком, искренним, с открытым сердцем, порывистым характером, без всякой спеси, присущей многим представителям актёрского ремесла. Разумеется, что она уже не романтичная девушка, а взрослая женщина, мать трёх дочек. Она боится за них. Я показал в своём рассказе Фрэнка, его понятие Родины, понятие европейца. Миллионы россиян, покинувших Родину после открытия границ, оплёвывают ‘ Рашку’. Не будем сбрасывать со счетов и тот факт, что у россиян в западных странах сейчас конфискуют имущество. Хотели бы вы, за здорово живёшь, лишиться прекрасного дома, купленного за свои честно заработанные деньги? Встречал я много эмигрантов, ненавидящих свою Родину. Чулпан, в отличие от многих ренегатов, не поливает Родину грязью и не будет. Слышишь, Наилька: “ Твой капитан ручается за тебя! Мир дому твоему.”


Рецензии